В. Э. Федорук
Главный врач Центра слуховой реабилитации «Аврора», г. Киев
Нарушения слуха являются наиболее распространенной врожденной патологией
новорожденных. По данным Второй международной конференции по скринингу
новорожденных, диагностике и раннему вмешательству (2nd International
Conference on Newborn Hearing Screening Diagnosis and Intervention, 2002),
частота нарушений слуха наблюдается у 3 из 1000 новорожденных, что в два раза
больше, чем частота патологии несращения губы (неба), в два раза больше, чем
частота синдрома Дауна и в десять раз больше, чем частота фенилкетонурии у
новорожденных. Поэтому проблема раннего выявления нарушений слуха вызывает
повышенное внимание специалистов-аудиологов всего мира.
Вторая международная конференция по скринингу нарушений слуха у новорожденных
и раннему вмешательству стала результатом объединения огромных усилий
исследовательских лабораторий, клиник, университетов, аудиологов и педагогов
различных стран мира, которые уже много лет работают над разработкой программ,
направленных на раннее выявление и раннюю реабилитацию детей с нарушениями
слуха.
Конференция 2002 года стала логическим продолжением двух предыдущих форумов:
Европейской конференции развития и согласия (European Consensus Development
Conference, 1998) и Первой международной конференции по слуховому скринингу
новорожденных, диагностике и раннему вмешательству (2000). В работе конференции
приняли участие педиатры, оториноларингологи, неонатологи, семейные врачи,
родители, детские аудиологи, педагоги, специалисты по слухоречевой работе.
«Мы вступаем в новую эру обучения и воспитания детей с нарушением слуха. За
последние 5-6 лет ученые и клиницисты продемонстрировали возможность и, самое
главное, эффективность раннего выявления нарушений слуха у новорожденных
современными методиками. Основная цель конференции — представить специалистам
последние научные и клинические данные по слуховой помощи новорожденным», —
сказал во вступительном слове Фердинандо Грандори.
На конференции обсуждались такие вопросы: слуховой скрининг и раннее
выявление нарушений слуха, генетика нарушений слуха, выбор стратегии
звукоусиления (компенсация), педагогическая коррекция и социальная реабилитация.
Сегодня необходимость всеобщего слухового скрининга новорожденных не вызывает
сомнений. Еще четыре года назад были определены основные факторы, которые ставят
проблему слухового скрининга во главу угла слуховой помощи.
Первый и определяющий фактор при этом следующий: потеря слуха является одной
из наиболее распространенных патологий новорожденных. Из всех новорожденных с
нарушением слуха только 50% детей принадлежат к группам риска, остальные 50% —
это нормально рожденные дети, у которых в анамнезе не было выявлено отягощающих
факторов.
Второе — это эффективность раннего вмешательства, следующего сразу за
выявлением у ребенка патологии слуха. На Конференции 2000 года были установлены
критические сроки для начала проведения компенсаторных мероприятий. На
сегодняшний день общепризнан тот факт, что если ребенок с нарушением слуха
получает адекватное звукоусиление в возрасте до шести месяцев, то его
психофизическое и речевое развитие не будет отличаться от развития сверстников
без патологии (M.Down, C. Yoshiango-Iatano, 1999). Так, общепринятая практика в
развитых странах ранней интервенции для ребенка с нарушением слуха — это
протезирование слуховыми аппаратами сразу после выявления нарушения (в первые
4-5 недель жизни) и начало занятий с ребенком под контролем сурдопедагога.
Современные методы позволяют протезировать детей такого возраста заушными
слуховыми аппаратами, которые на сегодняшний день являются самым
предпочтительным детским электроакустическим протезом.
И, наконец, третье — вместе взятые меры по выявлению, раннему вмешательству и
полноценная социальная реабилитация потребуют значительно меньших затрат, чем
специальное обучение и пожизненное содержание инвалида государством.
Сегодня нет сомнений в адекватности, надежности и достоверности всеобщего
слухового скрининга, как самого раннего этапа диагностики врожденных нарушений
слуха. Но проблемы ушли вглубь. Особую важность приобрели проблемы повышения
достоверности результатов, снижения количества ложноположительных результатов
скрининга (за последние два года они снизились до 5-3%), уменьшения количества
детей с потерей слуха, не выявленных в ходе скрининга. Несмотря на это,
совершенствуется диагностическое оборудование, его конструкции и программное
обеспечение; меняются характеристики зондирующих сигналов, способы регистрации и
обработки, сами зонды. Однако основными нерешенными вопросами остаются обработка
данных, повышение достоверности результатов и уменьшение времени, необходимого
для обследования одного ребенка.
Распространенная процедура слухового скрининга сегодня — двухэтапный процесс
с регистрацией отоакустической эмиссии на первом этапе и коротколатентных
слуховых вызванных потенциалов — на втором.
Во многих странах мира ученые и клиницисты добились внедрения программы
всеобщего слухового неонатального скрининга в практику здравоохранения. Такие
программы действуют в США, Канаде, Великобритании, Бельгии, Голландии и других
странах. Разработаны действующие сегодня стандарты эффективного скрининга,
рекомендованные Американской академией педиатрии:
- слуховым скринингом должны быть охвачены все новорожденные;
- методика скрининга должна способствовать выявлению всех детей с
существенным двусторонним снижением слуха, более 35 дБ потери слуха на лучше
слышащем ухе;
- ложноположительные результаты (дети с нормальным слухом, не прошедшие
скрининг) не должны превышать 3%;
- ложноотрицательные результаты (дети с нарушением слуха, прошедшие
скрининг) должны составлять 0%.
Следующий этап реабилитации ребенка с нарушением слуха — педагогическая
коррекция. Проведенные исследования зарубежных ученых показывают, что у ребенка
колоссальные возможности для развития и формирования словарно-речевых навыков,
при этом мозг его необычайно гибок. Однако существует так называемый критический
возраст, после которого мозг значительно утрачивает возможность формировать
соответствующие связи, отвечающие за коммуникативные способности человека, в том
числе и речевые. Установлено, что критический возраст для выявления и
интервенции — 6 месяцев. Если нарушение слуха выявлено и оказана помощь до этого
возраста, то еще можно обеспечить нормальное речевое и интеллектуальное развитие
ребенка. При этом специалисты считают, что человеческий мозг не делает
предпочтения для какого-то конкретного пути речевой стимуляции, то есть для
маленького ребенка неважно, по каким каналам идет развитие коммуникативных
навыков: слуховым, визуальным или даже тактильным. Практическое применение
результатов этих исследований может быть только одно — использование всех
доступных для ребенка сенсорных каналов для обеспечения речевого развития как
можно раньше.
В Украине ранним выявлением и реабилитацией нарушений слуха у детей
занимается Центр слуховой реабилитации «Аврора» — учреждение здравоохранения
высшей категории. Он оснащен необходимым диагностическим оборудованием,
позволяющим исследовать состояние слуха даже у новорожденных. Методики
слухопротезирования и проведения сурдопедагогических занятий позволяют адекватно
и эффективно реабилитировать детей с различной степенью нарушения слуха, не
прибегая к стационарному лечению.
На государственном уровне решение о раннем скрининге еще не принято, но
получить такую помощь с использованием самого современного оборудования в
Украине можно в Центре слуховой реабилитации «Аврора».
Специалисты Центра слуховой реабилитации «Аврора» ежегодно принимают участие
в крупнейших мировых форумах, посвященных вопросам аудиологии и
слухопротезирования. Они представляли Украину и на Второй международной
конференции по скринингу новорожденных, диагностике и раннему вмешательству,
проходившей в Италии в 2002 году.
Центр слуховой реабилитации «Аврора» находится по адресу: 03057, Киев, ул.
Академика Янгеля, 16/2.
E-mail: [email protected]
http://www.aurora.ua/
Статья опубликована на сайте
http://www.rusmg.ru
|