Классификация видов спорта по характеру их влияния на
опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые рекомендации по рациональной
ориентации детей в спорте
Доцент Г. Е. ЕГОРОВ
Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого
института усовершенствования врачей, Новокузнецк, Россия
Современная спортивная классификация включает в себя более
чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических
упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом
и нет необходимости, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным
признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена.
Учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат
необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника у
юных спортсменов, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза
начальных форм. Существующие классификации видов спорта (А. Б. Гандельсман, К.
М. Смирнов, 1963; В. С. Фарфель, 1975, А. Г. Дембо, 1980) не учитывают это
положение. В связи с этим мы предлагаем разделить все виды спорта по характеру
их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по
степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной
рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида
спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
I. Симметричные виды спорта, при занятиях которыми правая и
левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те
же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго
срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во
фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают
равно- мерную физическую нагрузку (спортивная гимнастика, конькобежный спорт,
беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.).
2. Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми обе
половины теля спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как
правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с
особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает
однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит
скручивание его вдоль вертикальной оси. В связи с этим одна половина тела
испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая. Равномерность
развития мышц нарушается. При занятиях асимметричными видами спорта (бадминтон,
баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.)
равновесие тела спортсмена во фронтальной плоскости не обладает устойчивым
характером.
3. Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит
частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсмена испытывают
постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки. Положение
позвоночника также постоянно меняется, отсутствует вынужденная спортивная поза,
а если она возникает, то бывает кратковременной. Мышцы туловища, брюшного пресса
и конечностей развиваются равномерно (все веды борьбы, волейбол, многоборья,
регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.).
Многолетние наблюдения за юными спортсменами свидетельствуют
о том, что наиболее благоприятное влияние на формирование осанки и позвоночника
оказывают симметричные и смешанные виды спорта. Они, равномерно развивая мышцы
обеих половин тела спортсмена, предупреждают возникновение вновь приобретенных
нарушений осанки во фронтальной плоскости у здоровых детей, исправляют имеющиеся
нарушения осанки во фронтальной плоскости, предотвращают прогрессирование
сколиозов I степени и даже способствуют устранению начальной степени
сколиотической деформации позвоночника. По нашим данным, при занятиях этими
видами спорта уже в течение одного года происходят благоприятные изменения в
осанке детей. В течение 5 лет занятий из 587 детей с нарушением осанки во
фронтальной плоскости у 531 (90.5%) осанка стала правильной. При сколиозе I
степени у 26 юных спортсменов из 143 отмечено полное устранение дуги искривления
позвоночника, хотя признаки торсии позвонков сохранились.
При занятиях асимметричными видами спорта мы наблюдали
обратную картину. При занятиях этими видами спорта уже в течение I—2 лет у 20,1%
из 409 здоровых детей отмечено появление нарушений осанки, чаще во фронтальной
плоскости. Через 5 лет занятий этот показатель увеличивается до 38,6%. Имеющиеся
нарушения осанки становятся стойкими, а у 25% из 216 имели тенденцию к
ухудшению. Из 54 юных спортсменов со сколиозом I степени у 13% наблюдалось
медленное прогрессирование сколиоза. Это свидетельствует о том, что многолетние
занятия асимметричными видами спорта, особенно при узкой ранней специализации,
нарушая равномерное развитие мышц правой и левой половин тела, неблагоприятно
отражаются на процессе правильного формирования осанки.
У спортсменов, начинающих специализацию в асимметричных видах
спорта в возрасте 14-—15 лет, нарушения осанки у здоровых детей не возникало, а
прогрессирование имеющихся нарушений осанки отмечалось в значительно меньшей
степени. Сколиозы I степени практически не менялись. Мы объясняем это тем, что у
подростков 14—15 лет осанка практически сформирована, и она способна оказывать
достаточное сопротивление неблагоприятному влиянию спортивной позы при занятиях
асимметричными видами спорта.
Сказанное позволяет рекомендовать рабочую таблицу по
рациональной ориентации детей в спорте в зависимости от исходного состояния
осанки и позвоночника (табл.1).
Таблица 1
Распределение видов спорта на группы по характеру их
воздействия на опорно-двигательный аппарат спортсмена и рекомендации по
рациональной ориентации детей в спорте
Характер
нагрузки |
Виды спорта
|
Показания к занятиям спортом |
при нормальной
осанке |
при нарушении
осанки |
при сколиозе 1-й степени
|
Симметричная
нагрузка |
Биатлон,
велосипедный спорт, гимнастика
спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика
(беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду,
прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.
|
Показаны |
Показаны |
Показаны |
Асимметричная
нагрузка |
Акробатика в паре,
банминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая
атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис
настольный, фехтование, фигурное катание. |
Противоказаний нет. Для профилактики
нарушения осанки необходимо увеличение удельного веса симметричной
нагрузки
|
Нецелесообразны,
ранняя специализация противопоказана |
Противопоказаны |
Смешанная нагрузка |
Борьба вольная,
борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика
художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби,
ручной мяч, футбол, хоккей. |
Показаны |
Показаны |
Показаны |
Опубликовано: Егоров Г.Е. Классификация видов спорта по
характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена и некоторые
рекомендации по рациональной ориентации детей в спорте. // В сб.: Актуальные
вопросы травматологии и ортопедии. - Л., 1983. - С. 105 - 107.
|