Ю. Автомонова
ЦМИ “Фармэксперт”
Сложно судить, насколько факторы выбора лекарственных препаратов
москвичами отличаются от аналогичных факторов в целом по стране. Однако
надеемся, что результаты опроса, который ЦМИ “Фармэксперт” совместно со
справочной службой “СоюзФарма” проводил среди жителей столицы, будут интересны и
для аптечных учреждений, и для компаний, выпускающих лекарственные препараты и
продвигающих их на рынок.
Исследование проводилось методом телефонного опроса респондентов.
Всего в ходе исследования была опрошена 1 тыс. москвичей, пользующихся услугами
справочной службы. При ответах на вопросы каждым респондентом называлось
несколько факторов (как правило, 2-3), влияющих на выбор лекарственных
препаратов.
Картина предпочтений, составленная на основе данных проведенного
исследования, такова: двое из трех москвичей приобретают то или иное
лекарственное средство по рекомендации врачей. Эта цифра довольно показательна,
однако хотелось бы рассмотреть и другие факторы, работающие при принятии решения
о покупке медикаментов (рис. 1). В значительной степени это достаточно
субъективные критерии — советы друзей и родственников, а также личной опыт.
Профессиональные рекомендации фармацевта также оказывают большое влияние на
принятие решения о покупке — 22% потребителей при выборе медикаментов
прислушиваются к рекомендациям фармацевта.
При суммировании доли таких критериев, как реклама в прессе и на
ТВ, известность препарата, можно сделать вывод, что воздействие рекламы на
потребителя в целом также весьма велико (суммарно эти критерии составляют
порядка 31%). Однако на рисунке представлена именно та градация рекламного
воздействия, которая называлась респондентами в ходе опроса.
Интересен факт — цена препарата не является определяющим фактором
выбора при покупке медикаментов: лишь 12% опрошенных назвали этот критерий среди
наиболее важных. Отметим, впрочем, что вопрос цены стоит по-разному в
зависимости от дохода. Впрочем, доход респондентов в той или иной степени
оказывает влияние также и на значимость остальных факторов выбора (рис. 2).
Итак, сравнивая влияние того или иного фактора выбора, можно
констатировать, что цена, а также реклама в прессе и на ТВ более значима при
выборе медикаментов для людей с меньшим доходом. И наоборот — люди с большим
доходом чаще полагаются на советы друзей, родственников и собственный опыт.
Интересно, что влияние на потребительские предпочтения рекомендаций врачей и
фармацевтов, а также использование медицинской литературы, как показали
результаты исследования, не зависят от дохода. В качестве условного деления по
доходности мы приняли сумму в 10 тыс. руб. на одного члена семьи. Отметим, что
часть респондентов отказалась отвечать на вопрос о доходах. В итоге на рисунке 2
представлена картина опроса меньшей по своему количественному составу аудитории
— 740 человек.
Интересным срезом опроса представляется также влияние возраста на
факторы выбора медикаментов (рис. 3). Здесь наиболее заметны различия во влиянии
на предпочтения потребителей рекламы в прессе — чем старше возраст респондентов,
тем большее влияние оказывает этот фактор при выборе лекарственных средств.
Советы друзей и родственников, напротив, более значимы для людей младше 30 лет.
К рекомендациям специалистов (и врачей, и фармацевтов) в большей степени
прислушиваются люди 30—50 лет, чем другие возрастные категории.
Благодарим справочную службу “СоюзФарма” за помощь в проведении
исследования.
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|