Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Общие тенденции отечественного фармрынка


И. Батоева
ЦМИ “Фармэксперт”

Несмотря на все экономические перипетии, сопровождающие российскую экономику, можно говорить о сохранении позитивных общеэкономических тенденций. По официальным данным, рост доходов населения в 2002 г. составил 8,8%, рост ВВП — 4,1-4,3%. В контексте приведенных данных логично предположить развитие благоприятных условий для всего рынка. Однако снижение инвестиционной активности, уменьшение рентабельности во многих отраслях сдерживают развитие экономики. В отношении отечественного фармрынка применимы эти же факторы. К тому же существуют определенные тенденции, обусловленные социальной направленностью отрасли.

Таблица 1. ТОР10 отечественных предприятий по объему производства в 2002 г. PDF-документ, 18КБ >>
Таблица 2. ТОР10 дистрибьютеров-импортеров ЛС по объему импорта в 2002 г.
Таблица 3. ТОР10 дочерних компаний иностранных производителей по объему импорта в 2002 г. PDF-документ, 26КБ >>
Таблица 4. ТОР10 торговых наименований ЛС по объему розничных продаж в 2002 г. PDF-документ, 20КБ >>


По итогам 2002 г. объем фармрынка составил около 3,0 млрд долл. в ценах производителя, причем доля госпитального сектора составила около 20%. В отличие от 2001 г. объем рынка увеличился на 17%. Несмотря на введение НДС с 1 января 2001 г. потребление лекарственных средств не претерпело существенных изменений ввиду низкой эластичности спроса. Однако соотношение ЛС отечественного и зарубежного производства в стоимостном выражении продолжает постепенно смещаться в сторону последних (рис. 1).

Отечественное производство в 2002 г. сохранилось почти на уровне 2001 г., составив 868 млн долл., что несколько ниже показателя 2001 г. (на 3%). Передовыми по объему производства отечественными производителями остаются “ICN Фармасьютикалс”, “Отечественные лекарства”, “Ферейн”, “Акрихин” и т.д. (табл. 1). В отношении ассортиментной политики многие российские предприятия придерживаются производства традиционных для России препаратов, в то же время показательны примеры ведущих производителей, переориентировавших свои мощности на производство современных лекарственных средств.

Импорт медикаментов в 2002 г. составил 1,564 млрд долл., что на 12,8% меньше, чем в 2001 г. (по данным ГТК РФ). Причиной снижения послужило создание товарных запасов в IV квартале 2001 г. в преддверии введения НДС.

Более 60% импортных поставок обеспечивают компании-дистрибьютеры. Среди 10 ведущих дистрибьютеров в 2002 г. произошли некоторые перестановки. Так, значительно увеличили свою долю “Аптека-Холдинг” (с 0,86 до 1,73) и “Катрен” (с 0,33 до 1,16), что позволило им занять соответственно 5-е и 9-е места в рейтинге дистрибьютеров-импортеров (табл. 2).

Около 24% импорта в 2002 г. пришлось на дочерние компании иностранных производителей. Из них многие продемонстрировали снижение поставок (табл. 3). Данный факт свидетельствует о тенденции некоторых иностранных производителей переводить импортные поставки через дистрибьютерский сектор.

Розничные продажи в 2002 г. не претерпели существенных изменений. На долю первых десяти торговых наименований пришлось около 6,6% розничного рынка. Лидирующие позиции сохранили за собой но-шпа, кавинтон, эссенциале Н (табл. 4). В сравнении с 2001 г. существенно увеличили свою долю виагра, валокордин, ксеникал, энап – на 71, 44, 41 и 38% соответственно.

Усилия производителей фармацевтической продукции направлены на представленность своей продукции у национальных дистрибьютеров, так как это облегчает путь доставки препаратов до конечного потребителя. Одновременно и аптекам выгоднее брать расширенный ассортимент у небольшого числа дистрибьютеров c полным спектром предоставляемых услуг, не распыляя и без того ограниченные трудовые и материальные ресурсы. Тем более, что такой механизм работы пресекает поступление фальсифицированных лекарств в аптечную сеть. Все это приводит к усилению концентрации дистрибьютерского сектора. Достаточно привести следующие данные. Если в 2001 г. на долю национальных дистрибьютеров приходилось около 35% рынка, в 2002 г. — 40%, то в I квартале 2003 г. — уже около 45%. Ассортимент национальных дистрибьютеров также имеет положительную динамику и на сегодня составляет около 8-9 тыс. наименований, при этом растет доля парафармацевтической продукции.

Вопрос фальсификации ЛС неоднократно поднимался в “ФВ”. По данным Минздрава РФ, число фальсифицированных ЛС в 2001 г. составило 49 наименований, или 101 серию, причем доля препаратов российского производства — 67%, зарубежного – 31%, стран СНГ – 2%. Наиболее часто подделывают противомикробные препараты – 47%, гормональные средства – 11%, анальгетики – 7% и т.д. Выходом в данной ситуации могут быть скоординированные усилия всех участников рынка по предотвращению проникновения фальсифицированных препаратов в аптечную сеть.

Характерной тенденцией развития экономики России является процесс слияний и поглощений, не обошедший и фармрынок. Консолидация компаний позволяет снижать затраты, оптимизировать производственные мощности, осваивать новые рынки сбыта, увеличивать капитализацию компании, выходить на рынок внешних финансовых заимствований и т.д. Процесс слияния наблюдается как в сфере производства, так и в сфере дистрибуции. Так, например, в 2002 г. произошло слияние трех крупных компаний — “Россиб Фармация”, “Артромед” и “Фарм Тамда” в компанию “РОСТА”, занимающую сегодня 4-е место в рейтинге национальных дистрибьютеров. Среди российских производителей известны холдинги “Отечественные лекарства” (“Щелковский витаминный завод”, “Красфарма” и “Новосибхимфарм”), “Верофарм” (Белгородский и Воронежский филиалы).

По данным Госкомстата РФ, потребительские расходы населения увеличились в 2002 г. на 6,9%, что способствовало росту оборота розничной торговли. В связи с этим логично выглядит рост аптечных сетей, впервые появившихся в начале 90-х гг. в виде негосударственной аптечной сети “Мультифарма”, объединявшей на тот момент около 40 аптек и сменившей затем вывеску на “ICN”. В дальнейшем появились фарммаркеты “36,6”, включающие все элементы брендинга и предложившие потребителю российский аналог западных drugstore. Создание аптечных сетей продиктовано экономическими условиями и преследует своей целью повышение рентабельности бизнеса, в то же время требуя значительных инвестиций в свое развитие. Отличительной чертой аптечных сетей, особенно с открытой формой торговли, является преобладание в ассортименте парафармацевтических товаров как класса масс-маркет, так и класса премиум. Это тем более актуально, учитывая, что рост парфюмерно-косметического рынка в России составляет 10-15% в год. На сегодняшний день в России, по данным Минздрава РФ, присутствует около 60,7 тыс. аптечных предприятий, из них более 40% входит в аптечные сети, созданные государственными предприятиями, акционерами и индивидуальными предпринимателями. Большинство аптечных сетей с частной формой собственности сконцентрировано в центральных городах, характеризующихся высокой покупательской способностью.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник