И. Батоева
ЦМИ “Фармэксперт”
Несмотря на все экономические перипетии, сопровождающие
российскую экономику, можно говорить о сохранении позитивных общеэкономических
тенденций. По официальным данным, рост доходов населения в 2002 г. составил
8,8%, рост ВВП — 4,1-4,3%. В контексте приведенных данных логично предположить
развитие благоприятных условий для всего рынка. Однако снижение инвестиционной
активности, уменьшение рентабельности во многих отраслях сдерживают развитие
экономики. В отношении отечественного фармрынка применимы эти же факторы. К тому
же существуют определенные тенденции, обусловленные социальной направленностью
отрасли.
Таблица 1. ТОР10 отечественных предприятий по объему
производства в 2002 г.
PDF-документ, 18КБ
>>
Таблица 2. ТОР10 дистрибьютеров-импортеров ЛС по объему
импорта в 2002 г.
Таблица 3. ТОР10 дочерних компаний иностранных производителей по объему
импорта в 2002 г.
PDF-документ, 26КБ
>>
Таблица 4. ТОР10 торговых наименований ЛС по объему
розничных продаж в 2002 г.
PDF-документ, 20КБ
>>
По итогам 2002 г. объем фармрынка составил около 3,0 млрд долл. в
ценах производителя, причем доля госпитального сектора составила около 20%. В
отличие от 2001 г. объем рынка увеличился на 17%. Несмотря на введение НДС с 1
января 2001 г. потребление лекарственных средств не претерпело существенных
изменений ввиду низкой эластичности спроса. Однако соотношение ЛС отечественного
и зарубежного производства в стоимостном выражении продолжает постепенно
смещаться в сторону последних (рис. 1).
Отечественное производство в 2002 г. сохранилось почти на уровне
2001 г., составив 868 млн долл., что несколько ниже показателя 2001 г. (на 3%).
Передовыми по объему производства отечественными производителями остаются “ICN
Фармасьютикалс”, “Отечественные лекарства”, “Ферейн”, “Акрихин” и т.д. (табл.
1). В отношении ассортиментной политики многие российские предприятия
придерживаются производства традиционных для России препаратов, в то же время
показательны примеры ведущих производителей, переориентировавших свои мощности
на производство современных лекарственных средств.
Импорт медикаментов в 2002 г. составил 1,564 млрд долл., что на
12,8% меньше, чем в 2001 г. (по данным ГТК РФ). Причиной снижения послужило
создание товарных запасов в IV квартале 2001 г. в преддверии введения НДС.
Более 60% импортных поставок обеспечивают компании-дистрибьютеры.
Среди 10 ведущих дистрибьютеров в 2002 г. произошли некоторые перестановки. Так,
значительно увеличили свою долю “Аптека-Холдинг” (с 0,86 до 1,73) и “Катрен” (с
0,33 до 1,16), что позволило им занять соответственно 5-е и 9-е места в рейтинге
дистрибьютеров-импортеров (табл. 2).
Около 24% импорта в 2002 г. пришлось на дочерние компании
иностранных производителей. Из них многие продемонстрировали снижение поставок
(табл. 3). Данный факт свидетельствует о тенденции некоторых иностранных
производителей переводить импортные поставки через дистрибьютерский сектор.
Розничные продажи в 2002 г. не претерпели существенных изменений.
На долю первых десяти торговых наименований пришлось около 6,6% розничного
рынка. Лидирующие позиции сохранили за собой но-шпа, кавинтон, эссенциале Н
(табл. 4). В сравнении с 2001 г. существенно увеличили свою долю виагра,
валокордин, ксеникал, энап – на 71, 44, 41 и 38% соответственно.
Усилия производителей фармацевтической продукции направлены на
представленность своей продукции у национальных дистрибьютеров, так как это
облегчает путь доставки препаратов до конечного потребителя. Одновременно и
аптекам выгоднее брать расширенный ассортимент у небольшого числа дистрибьютеров
c полным спектром предоставляемых услуг, не распыляя и без того ограниченные
трудовые и материальные ресурсы. Тем более, что такой механизм работы пресекает
поступление фальсифицированных лекарств в аптечную сеть. Все это приводит к
усилению концентрации дистрибьютерского сектора. Достаточно привести следующие
данные. Если в 2001 г. на долю национальных дистрибьютеров приходилось около 35%
рынка, в 2002 г. — 40%, то в I квартале 2003 г. — уже около 45%. Ассортимент
национальных дистрибьютеров также имеет положительную динамику и на сегодня
составляет около 8-9 тыс. наименований, при этом растет доля
парафармацевтической продукции.
Вопрос фальсификации ЛС неоднократно поднимался в “ФВ”. По данным
Минздрава РФ, число фальсифицированных ЛС в 2001 г. составило 49 наименований,
или 101 серию, причем доля препаратов российского производства — 67%,
зарубежного – 31%, стран СНГ – 2%. Наиболее часто подделывают противомикробные
препараты – 47%, гормональные средства – 11%, анальгетики – 7% и т.д. Выходом в
данной ситуации могут быть скоординированные усилия всех участников рынка по
предотвращению проникновения фальсифицированных препаратов в аптечную сеть.
Характерной тенденцией развития экономики России является процесс
слияний и поглощений, не обошедший и фармрынок. Консолидация компаний позволяет
снижать затраты, оптимизировать производственные мощности, осваивать новые рынки
сбыта, увеличивать капитализацию компании, выходить на рынок внешних финансовых
заимствований и т.д. Процесс слияния наблюдается как в сфере производства, так и
в сфере дистрибуции. Так, например, в 2002 г. произошло слияние трех крупных
компаний — “Россиб Фармация”, “Артромед” и “Фарм Тамда” в компанию “РОСТА”,
занимающую сегодня 4-е место в рейтинге национальных дистрибьютеров. Среди
российских производителей известны холдинги “Отечественные лекарства”
(“Щелковский витаминный завод”, “Красфарма” и “Новосибхимфарм”), “Верофарм”
(Белгородский и Воронежский филиалы).
По данным Госкомстата РФ, потребительские расходы населения
увеличились в 2002 г. на 6,9%, что способствовало росту оборота розничной
торговли. В связи с этим логично выглядит рост аптечных сетей, впервые
появившихся в начале 90-х гг. в виде негосударственной аптечной сети “Мультифарма”,
объединявшей на тот момент около 40 аптек и сменившей затем вывеску на “ICN”. В
дальнейшем появились фарммаркеты “36,6”, включающие все элементы брендинга и
предложившие потребителю российский аналог западных drugstore. Создание аптечных
сетей продиктовано экономическими условиями и преследует своей целью повышение
рентабельности бизнеса, в то же время требуя значительных инвестиций в свое
развитие. Отличительной чертой аптечных сетей, особенно с открытой формой
торговли, является преобладание в ассортименте парафармацевтических товаров как
класса масс-маркет, так и класса премиум. Это тем более актуально, учитывая, что
рост парфюмерно-косметического рынка в России составляет 10-15% в год. На
сегодняшний день в России, по данным Минздрава РФ, присутствует около 60,7 тыс.
аптечных предприятий, из них более 40% входит в аптечные сети, созданные
государственными предприятиями, акционерами и индивидуальными предпринимателями.
Большинство аптечных сетей с частной формой собственности сконцентрировано в
центральных городах, характеризующихся высокой покупательской способностью.
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|