В этой статье нам хотелось бы поговорить об очках из Юго-Восточной Азии. На наш
взгляд, сегодня на российском оптическом рынке сложилась несколько странная
ситуация. С одной стороны, очки производства Китая, Кореи, Гонконга можно
встретить практически во всех магазинах оптики, в том числе и в тех, где
основной ассортимент составляют изделия европейских марок.
С другой стороны, высказывания как оптиков, так и многих оптовиков об очках,
произведенных в этих странах, носят подчеркнуто негативный характер, так что
создается впечатление, что все очки, пришедшие к нам с Востока (так часто для
краткости обобщенно называют эти государства), непременно отличает
отвратительное качество и дизайн позапрошлого века. Но тогда получается, что 90%
наших оптиков предлагают своим клиентам заведомо некачественный товар — видимо,
желая получить как можно большее количество жалоб и рекламаций, которые помогут
побыстрее покончить с надоевшим оптическим бизнесом. Нам все же кажется, что это
не так, поэтому мы решили поточнее определить, что входит в понятие «очки из
Юго-Восточной Азии» и какое положение они занимают на российском оптическом
рынке.
Очки из Японии
Прежде всего хотелось бы отдельно выделить очки, поступающие к нам из Японии.
Хотя эта страна и расположена на Дальнем Востоке, ее производство оптической
продукции, равно как и других высокотехнологичных изделий, находится, если так
можно сказать, на передовых рубежах современной оптики – как с точки зрения
дизайна, так и с точки зрения применяемых технологий. Так, не секрет, что более
50% (некоторые аналитики говорят даже о 80%) оправ из титана самых знаменитых
коллекций производится сегодня именно в Японии. Там же изготавливаются и оправы
из кобальта и другие виды изделий, требующих налаживания особого
технологического процесса. Японские компании занимают ведущие позиции на мировом
рынке. Достаточно вспомнить «Charmant», выпускающую коллекции «Hugo Boss», «Elle»,
«Esprit», или «Murai», в портфеле которой имеются лицензии на такие марки, как «Jean-Paul
Gaultier», «McQueen». Да и другие японские компании, например известная на
российском рынке компания «Sunreeve», заслуженно пользуются высоким мировым
авторитетом.
Made in…?
Другая большая группа очков, импортируемых из Юго-Восточной Азии, – это очки,
изготовленные в Корее, Китае и Гонконге на заводах, полностью или частично
принадлежащих европейским производителям. Вообще говоря, сейчас большинство
крупных европейских фирм имеют свое производство «в той стороне, где восходит
солнце». Поскольку сегодня одним из принципов цивилизованного рынка провозглашен
принцип прозрачности, этот факт не скрывается, однако и не подчеркивается. (Если
вы заглянете на сайты ведущих оптический компаний, то по большей части сможете
получить информацию о наличии у них производства в Гонконге или Китае, когда
таковое имеется. В задачу данной статьи ознакомление с этими фактами не входит.)
Среди западных производителей мнения насчет того, насколько такая практика
соответствует этике современного бизнеса, разделились. Представители тех
компаний, у которых есть предприятия в Юго-Восточной Азии, в беседе с нашим
корреспондентом упирали на то, что это одна из естественных тенденций развития
рынка, стремящегося к повышению рентабельности производства. Однако существует и
другая точка зрения. В частности, ряд наших собеседников говорили о нечестной
конкуренции: невысокая арендная плата и дешевая рабочая сила в странах Азии
позволяют значительно снизить цены на продукцию, что, по мнению многих, является
нечестным шагом в конкурентной борьбе.
Что же касается качества этих очков, то оно, несомненно, является достаточно
высоким. Правда, в нашей стране «знающие» клиенты все же стараются приобретать
очки непосредственно европейского производства. Однако это вопрос скорее
психологический. Если завод целиком принадлежит европейскому производителю, то,
как правило, туда полностью переносится весь технологический процесс и
соответствующее оборудование, осуществляется строгий контроль качества, а
ответственные должности занимают люди, имеющие опыт работы на аналогичном
европейском предприятии. Что же касается сакраментальной надписи «Made in…», то
некоторые производители в том случае, если какая-то часть работ, например
сборка, производится на предприятиях в Европе, ставят на своих изделиях «Made in
Italy, …in France, …in Germany», а другие никак их не маркируют, ограничиваясь
указанием названия фирмы либо коллекции, или же ставят знак «CE». У
значительного числа компаний на азиатских заводах производятся изделия,
относящиеся к средней ценовой категории, а элитные коллекции все же делаются «на
родине». На прямой вопрос нашего корреспондента: «Какой ”Ray-Ban” лучше –
произведенный в Италии или в Азии?» – российский менеджер ответил, что, на его
взгляд, они одинаковы, но для российского рынка он старается приобрести
итальянские изделия.
Работа под заказ
Помимо заводов, принадлежащих европейским производителям, «европейские»
коллекции делаются и на собственно азиатских заводах под заказ – то есть
европейская компания или сама разрабатывает модели очков и впоследствии доводит
их с техническими специалистами завода или, наоборот, завод разрабатывает новые
линии очков и предлагает их на выбор заказчикам, которые, разумеется, вносят
свои коррективы – в том, что касается стиля, цвета или используемых материалов.
Значительная часть клиентов таких заводов – небольшие компании, часто не имеющие
собственного производства, а обладающие только структурами, занимающимися
дизайном и продажами. Сами китайские и гонконгские заводы, где и выпускается вся
эта продукция, – это крупные предприятия, оснащенные современной техникой, на
которых работают люди, хорошо знакомые как с производственным процессом, так и с
тенденциями развития мирового оптического рынка. Немало на этих предприятиях и
приглашенных европейских специалистов, как в производственных, так и в
управленческих отделах. На таких очках вы уже, как правило, не найдете имени
страны-производителя.
На российском рынке традиционно наблюдается несколько снисходительное отношение
к этому товару. Однако на самом деле если такие очки порой и уступают
европейским аналогам по качеству, то зато они часто превосходят их в том, что
касается последних модных тенденций. Как правило, очки азиатского производства
нельзя приобрести непосредственно в той стране, где их изготовили, –
фирмы-заказчики реализуют их через собственные торговые подразделения. Однако
некоторые «хвосты» этих коллекций – отвергнутые фирмой-заказчиком по
соображениям качества или из-за несоответствия первоначальной дизайнерской идее
– иной раз попадают в нашу страну «левыми» путями. И это, конечно, не повышает
доверия оптиков и населения к очкам с Востока.
"Чистый Китай"
Однако помимо «работы на Европу» в Юго-Восточной Азии существует и собственное
производство очков, которые и поступают затем в большом количестве в нашу
страну, хотя основными их потребителями, как ни покажется это странным некоторым
читателям, являются все же Европа и Северная Америка. Среди них есть как
подделки под известные марки, которыми завалены прилавки уличных торговцев, так
и вполне приличные очки, которые попадают в магазины оптики (нам хочется верить,
что сегодня уже ни один уважающий себя оптик не будет продавать поддельные «Gucci»
или «Armani», хотя порой к нам поступают и противоположные сведения).
Об их качестве говорят по-разному. В частности, один из петербургских оптиков в
разговоре с нами сказал: «Нет плохих очков – есть правильное соотношение цены и
качества. Если очки стоят 2–3 доллара, то это хорошие дешевые очки, которые в
принципе могут довольно долго служить своему владельцу; если китайские очки
стоят 9–10 долларов, то это просто хорошие очки». С этим суждением можно не
соглашаться, однако нельзя игнорировать всеобщее мнение о том, что качество
китайских очков за последнее время действительно значительно улучшилось. Многие
наши собеседники отмечали и хорошее качество корейских очков, которое хотя пока
еще и не дотягивает до европейского, но тем не менее вполне может удовлетворить
клиента «средней придирчивости». И нельзя, конечно, не сказать о том, что для
многих наших соотечественников с невысокими доходами эти очки по сей день
остаются одной из немногих возможностей получить помощь в коррекции зрения.
Сегодня в России работают как представительства китайских заводов – например,
компании «Галант Интернейшнл» (быв. «Галант-Оптикал»), «Санкт-Луис», так и
дистрибьюторы этого товара. Большинство поставщиков очков с Востока регулярно и
оперативно осуществляют поставки и без проволочек заменяют товар, чье качество
вызвало нарекания.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в самих очках из Юго-Восточной Азии
нет ничего страшного — в том случае, если это не подделка под известные марки
(что, как известно, является незаконным) или остатки коллекций, не прошедшие
контроль качества и попадающие в Россию не совсем легальными путями. А обычные
недорогие корейские и китайские очки с полным правом занимают свою ценовую нишу
и приносят пользу как оптикам, так и их клиентам.
Зинаида Портнова, Веко#9(64)
Информация предоставлена он-лайн журналом об очках и контактных
линзах
www.Ochki.net
|