Главная / Медицинские статьи / Дерматология /

Применение жидких пробиотиков


Герасимчук Е.В.
Врач-дерматовенеролог, 9-я поликлиника Московского гарнизона

Цели исследования

  1. анализ связи между высыпаниями на кожных покровах и видимых слизистых у пациентов, с одной стороны, и явлениями дисбактериоза у них, с другой стороны;
  2. оценка клинической картины на фоне применения жидких пробиотиков в комплексном лечении кожно-венерологических пациентов в условиях 9-ой поликлиники Московского гарнизона.

Данное исследование проводилось в течение 5 лет. Первоначально для биокоррекции дисбактериоза использовались жидкие пробиотики «Эуфлорины Л- и Б» производства ООО «Бифилюкс», Москва. Начиная с сентября 2003 года для нормализации микрофлоры кишечника и лечения дисбактериоза стал использоваться биокомплекс «Нормофлоринов Л- и Б» производимые той же фирмой. Предпочтение было отдано именно этим препарату, так как Биокомплексы «Нормофлорин-Л» и «Нормофлорин-Б» — это смесь пробиотиков, их метаболитов и пребиотиков, действующих на организм одновременно и эффективно. Эффективность действия обусловлена рядом причин.

Во-первых, к пробиотикам относятся живые активные лакто- и бифидобактерии, которые начинают работать с первых минут попадания на слизистую полости рта, носоглотки, верхних отделов пищеварительного тракта, являющихся местом первичного воздействия большинства патогенных микроорганизмов. Они устойчивы к пищеварительным сокам и антибактериальным препаратам и имеют выраженный антагонизм к патогенным бактериям (золотистый стафилококк, гемолизирующая палочка, стрептококк) и дрожжеподобным грибам рода Кандида. Жидкие пробиотики отличаются от высушенных (лиофилизированных) бактерий тем, что осуществляют быструю колонизационную резистентность, им не требуется 8-10 часов для перехода от анабиоза к активному физиологическому состоянию (в течение этого времени значительная часть высушенных бактерий элиминируется из кишечника).

Во-вторых, жидкие концентраты содержат разнообразные метаболиты — продукты биохимической активности микроорганизмов:

  • аминокислоты, включая незаменимые, низкомолекулярные белки (пептиды), органические кислоты (в т.ч. молочная, уксусная, пропионовая);
  • антибиотики естественного происхождения, в том числе термостабильные (лактолин, ацидолин, ацидофилин, лактоцидин);
  • витамины С, Е, РР, Н и группы В — В1, В2, В3, В6, В12, Вс;
  • микроэлементы К, Na, Mg, Cu, Fe, Zn, Se;
  • ферменты (лактаза, лизоцим);
  • большое количество муралпептида, входящего в состав клеточной стенки бактерий и способствующего неспецифической иммуностимуляции и активации Т- и В-лимфоцитов и макрофагов, повышению общей резистентности.

В Биокомплексы «Нормфлорины Л- и Б», кроме пробиотиков, входят пребиотики. Это субстраты (лактит), которые не усваиваются в желудке и тонком кишечнике и стимулируют, являясь активатором метаболизма, рост и развитие в толстом кишечнике бифидо- и лактобактерий.

Очень важным для использования в комплексном лечении дерматозов качеством «Нормофлоринов Л- и Б» является то, что, обладая высокой кислотностью и антибиотической активностью, они подавляют рост гнилостной и газообразующей микрофлоры в кишечнике.

Еще в начале XX века (1907 г.) великий русский микробиолог И.И.Мечников высказал гипотезу о том, что в основе всех хронических заболеваний и преждевременного старения организма лежит избыточный рост гнилостных микробов в толстой кишке. Согласно его теории, замедлить развитие этих заболеваний можно путем заселения кишечника полезными бактериями.

Микрофлора человека — это система гомеостаза, состоящая из множества микробиоценозов, характеризующихся определенным составом, занимающих соответствующий биотоп в организме человека. Постоянство количественного и качественного соотношения облигатной (бифидобактерии, лакто- и колибактерии), факультативной (условно-патогенной и сапрофитной), транзиторной (случайной) микрофлоры является гарантией здоровья человека.

Изменения состава микрофлоры могут быть кратковременными — дисбиотические реакции, и стойкими — дисбактериоз (дисбиоз). Термин «дисбактериоз» был введен в 1916 г. немецким врачом А. Ниссле для обозначения изменения микрофлоры, нарушения микробного равновесия в организме.

Связь кожных проявлений с патологией желудочно-кишечного тракта очевидна, так как при дисбактериозе кишечника нарушается всасывание пищи, развивается и прогрессирует эндоинтоксикация, меняется кислотно-щелочное равновесие не только в кишечнике, но и на коже. При кожной патологии поврежденный эпидермис является благотворной почвой для колонизации патогенной микрофлоры. При этом резко снижается активность лизоцима, происходят изменения клеточного и гуморального иммунитета, уменьшается секреция JgA.

Кожа является жизненно важным органом человека. Ее площадь составляет 1-2 м2. Вес кожи без подкожной клетчатки составляет 6% от веса человека. Она отвечает за сохранение внутренней среды человеческого организма. В ее функции входит экскреция (выделение) токсических веществ через потовые железы. Секрет сальных и потовых желез обладает бактерицидным действием. Это защищает кожу. Постоянное физиологическое шелушение кожи удаляет попавшие на кожу различные вредные вещества и микроорганизмы. Надежной защитой от последних является неповрежденный роговой слой. Здоровая кожа имеет слабокислую реакцию (рН = 4,2–5,5 в зависимости от цвета кожи), что неблагоприятно для патогенных микроорганизмов.

Органы и системы человека, сообщающиеся с внешней средой (кожа, органы дыхания до голосовой щели, ротовая полость, желудочно-кишечный тракт, влагалище и т.д.), на которых обитают микроорганизмы, часто называют экологическими нишами. Кишечник является экологической нишей с наиболее высокой микробной населенностью. У здоровых людей в кишечнике насчитывается около 300 видов различных микроорганизмов, составляющих ~5% от его общего веса. Большую часть (по данным разных авторов, от 92% до 99%) составляет облигатная, анаэробная флора (бифидо- и лактобактерии).

Известно, что микроорганизмы, обитающие в слизистой кишечника, обеспечивают ряд функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Ферментопродуцирующая функция — это гидролиз белков, пептидов, метаболизм азот- и углеродсодержащих соединений, синтез и деградация липидов, рециркуляция желчных кислот.

Защитная функция — это формирование колонизационной резистентности организма. Молочнокислые бактерии размножаются в подвздошной кишке. Продукты их метаболизма стимулируют рост бифидобактерий в кишечнике. Нормофлора продуцирует лизоцим, молочную кислоту и т.д., что защищает кишечник от заселения патогенной и условно патогенной микрофлорой, поддерживает pH кишечника в кислой среде.

Иммуногенная функция — пролиферация плазматических клеток. Бифидобактерии стимулируют синтез антител JgA и лактобактерий, повышают активность фагоцитов и лимфоцитов.

Функции кожи и кишечника тесно переплетены и во многом похожи. Нельзя лечить любую кожную патологию, не санируя хронические очаги инфекции, не разобравшись в патологии внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта, у каждого конкретного пациента. Как писал академик М.Я. Мудров, «лечить надо не болезнь, а больного».

В исследовании принимало участие 200 пациентов (180 — мужчины, 20 — женщины). Преобладание мужчин вызвано спецификой прикрепленного контингента. Возраст обследуемых — от 14 до 80 лет. Все пациенты были обследованы в условиях поликлиники (анализ крови клинический, анализ мочи общий, анализ крови на сахар, мазок на флору из мочеиспускательного канала по показаниям, гастроскопия и колоноскопия по показаниям). Анализ кала на дисбактериоз проводился на базе больницы №67 по направлению из 9-ой поликлиники или самостоятельно на базе НИИЭМ им.Н.Ф. Гамалеи РАМН, МНИЭМ им.Г.Н. Габричевского. По результатам исследования микрофлоры получили, что I степень дисбактериоза наблюдалась в 40% (80 пациентов), II степень -30% (60 пациентов), III степень — 30% (60 пациентов). В 60% случаев в анализе кала на дисбактериоз наблюдался рост дрожжеподобного гриба рода Кандида.

Контроль анализа кала на дисбактериоз проводился через 1 месяц после окончания биокоррекции дисбактериоза жидкими пробиотиками. Все пациенты, кроме жалоб на высыпания на коже и видимых слизистых, отмечали дискомфорт и боли в области живота, наличие поносов или запоров в анамнезе, чувство урчания и метеоризма, отрыжку воздухом. По нозологии пациенты были разделены по группам.

  • 1 группа — 100 человек (пиодермия, фолликулит, сикоз, заеда, гидроденит);
  • 2 группа — 20 человек (кандидозные баланопоститы);
  • 3 группа — 80 человек (угревая болезнь).

Деление на данные группы весьма условно, так как в 50% случаев наблюдалось сочетание нескольких патологий.

Назначалась базисная терапия:

  • при пиодермиях мази с антибиотиками, дезинфицирующие лосьоны, подсушивающие пасты, антибиотики per or по показаниям;
  • при кандидозных баланопоститах Флюкостат по схеме per or, противогрибковые мази и кремы местно;
  • при угревой болезни местные протирания и аппликации мазями, лосьонами, кремами, содержащими серу, фитокомпоненты, антибиотики.

Всем пациентам вовнутрь назначались поливитамины и иммуностимуляторы (Метилурацил, Аевит, Витамин С).

По предложенной схеме перед назначением жидких пробиотиков назначался энтеросорбент «Лактофильтрум» (1 таблетка — 0,45 г) по 3 таблетки 2 раза в день в течение 2 недель. Затем проводилась биокоррекция дисбактериоза жидкими пробиотиками.

Для биокоррекции использовались:

Биокомплекс «Нормофлорин-Л», приготовленный на основе штаммов L. acidophilus в физиологически активном состоянии, титр 109-1010 КОЕ/мл, начальная активность сохраняется в течение 50 дней;

Биокомплекс «Нормофлорин Б», приготовленный на основе штаммов В. longum в физиологически активном состоянии, титр 1010 КОЕ/мл, первоначальная активность сохраняется в течение 40 дней.

«Нормофлорин-Л» назначался самостоятельно и в комплексе с «Нормофлорином-Б», в зависимости от полученного результата в анализе кала на дисбактериоз, так как недостаточность или отсутствие лактобактерий при нормальном титре бифидобактерий наблюдались в 1/3 всех случаев.

«Нормофлорин Л» назначался утром независимо от приема пищи по 1 столовой ложке в течение 3-4 недель. При необходимости добавлялась вода, сок, теплый чай. «Нормофлорин Б» назначался на ночь по 1 столовой ложке в течение 3-4 недель.

При необходимости курсы биокоррекции повторялись через 3 месяца. Критериями излеченности являлись: отсутствие жалоб (прекращались через 2-3 дня после начала применения жидких пробиотиков) и улучшение клинической картины (регресс пустулезных высыпаний, корок, уменьшение воспалительной инфильтрации при пиодермии и угревой болезни и творожистых налетов, эритематозно-папулезных высыпаний при баланопоститах). У всех пациентов после биокоррекции жидкими пробиотиками Биокомплексы «Нормофлорины» возникла стойкая ремиссия, рецидивы не наблюдались в течение 6 месяцев — 3 лет.

Выводы

  1. Отмечается хорошая переносимость пациентами жидких пробиотиков «Нормофлоринов-Л и -Б». В процессе лечения при приеме данных биокомплексов не наблюдались диспепсические явления (изжога, привкус кислого во рту, подташнивание, боли в области эпигастрия и пупка и т.д.), что ранее отмечалось у части пациентов (~10% случаев) при приеме жидких пробиотиков «Эуфлоринов-Л и -Б». Это связано с включением в биокомплекс «Нормофлоринов- Л и -Б», наряду с пробиотиками, также и пребиотиков, препятствующих всасыванию пробиотиков слизистой ротовой полости, желудка и тонкого кишечника и улучшающих метаболизм нормофлоры в толстом кишечнике.
  2. Важен подход ООО «Бифилюкс» к ценовой политике данного препарата и доступность его широким, в том числе малообеспеченным, слоям населения.
  3. Рекомендовано использование жидких пробиотиков Биокомплексов «Нормофлоринов- Л и -Б» в комплексном лечении амбулаторных кожно-венерологических пациентов в условиях МО РФ. Субъективным фактором является быстрое купирование жалоб (зуд, боль, чувство дискомфорта) на фоне применения препаратов у пациентов с пиодермией, угревой болезнью, кандидозными баланопоститами. Объективным фактором является положительная клиническая картина (регресс гнойничковых элементов, отсутствие рецидивов) и улучшение на 1-2 порядка степени дисбактериоза в контрольных анализах кала на дисбактериоз.

Статья опубликована на сайте http://www.rusmg.ru