Главная / Медицинские статьи / Инфекционные и паразитарные болезни /

Проблема пищевых токсикоинфекций в работе врача общей практики


Тамара Дьюретик
Б
акалавр медицины, Лондонская школа гигиены и тропической медицины

Повышенный интерес средств массовой информации и общественности к проблеме безопасности продуктов питания был спровоцирован произошедшими недавно одно за другим драматическими событиями: вспышкой инфекции, вызванной E coli, в Шотландии, когда из 501 заболевшего 20 человек погибли, и кризисом, причиной которого стали губчатая энцефалопатия и новый вариант болезни Крейцфельда-Якобса.

Рисунок 1. Извещения о пищевых отравлениях, кривая заболеваний, вызванных Campylobacter и Salmonella, средние недельные показатели случаев кишечной инфекции на 100 000 человек

Беспокойство по этому поводу в определенной степени оправданно, поскольку число пищевых отравлений в Англии и Уэльсе с 1980 года стойко возрастает, несмотря на то, что они хорошо поддаются профилактике (рис. 1). Количество лабораторных выявлений кампилобактериозных и сальмонеллезных инфекций, по данным Центра надзора за заразными болезнями (ЦНЗБ), увеличилось втрое.

Насколько достоверны факты и какой отсюда следует вывод?

  • Идентификация

С 1992 года пищевое отравление определяется как «любое заболевание инфекционной или токсической природы, вызванное или предположительно вызванное употреблением пищи или воды». Хотя данное определение является более точным и продуманным по сравнению с существовавшим до 1992 года, все же оно не охватывает всех специфических моментов, касающихся подобных состояний, и при рассмотрении сомнительных случаев подход во многом остается весьма субъективным.

Скажем, рвота может быть основным симптомом вирусного гастроэнтерита, вызываемого Small Round Structured Virus (SRSV), который обычно передается от человека к человеку. Однако она же может говорить и об отравлении пищевыми токсинами.

Из всех случаев пищевой инфекции, приведших к вспышке заболевания, только часть является лабораторно подтвержденной, и только в ряде случаев идентифицирован пищевой способ заражения, а более чем в 90% пищевых отравлений источник инфекции остается невыясненным