Главная / Медицинские статьи / Аллергология, иммунология /

Антигистаминные средства в лечении аллергии


Проф. , докт. мед. наук Людмила Васильевна Лусс
Институт иммунологии Минздрава России

В настоящее время термином “аллергия” обозначают реакции повышенной чувствительности организма к веществам различной природы (антигены, аллергены, гаптены). В их основе лежит иммунологический механизм, и они являются высокоспецифичными. Как показали исследования за последние 30 лет, распространенность аллергических заболеваний повсеместно каждые 10 лет удваивается. Согласно данным ВОЗ, в настоящее время около 5% взрослого населения планеты и 15% детского страдают аллергическими заболеваниями. По социально-экономическому ущербу, влиянию на уровень здоровья и качество жизни пациентов аллергические заболевания представляют важную и медицинскую, и социальную проблему. О роли антигистаминных препаратов в патогенетическом лечении аллергических заболеваний рассказывает проф. Института иммунологии Минздрава России, докт. мед. наук Людмила Васильевна ЛУСС.

В связи с высокой значимостью гистамина в развитии симптомов аллергии наиболее перспективной в клинической аллергологии стали разработка и внедрение антигистаминных препаратов – блокаторов Н1-рецепторов.

В клинической практике основными показаниями для их назначения являются аллергические и псевдоаллергические реакции, например аллергический ринит сезонный и круглогодичный, рецидивирующая крапивница, острые аллергические реакции на пищевые продукты и медикаменты и др.

В клинической аллергологии используют три основные группы антигистаминных препаратов: блокирующие гистаминовые рецепторы первой и новой генерации; повышающие способность сыворотки крови связывать гистамин; тормозящие высвобождение гистамина из тучных клеток.

Антигистаминные препараты I поколения являются конкурентными блокаторами Н1-рецепторов, в связи c чем их связывание с рецептором быстрообратимо. Поэтому для получения клинического эффекта необходимо использовать эти лекарственные средства в высоких дозах и часто (3-4 раза в сутки). При таком режиме дозирования нередко проявляются и нежелательные эффекты классических Н1-противогистаминных препаратов.

В начале 80-х гг. в практику клинической аллергологии были введены антигистаминные препараты второй генерации. Антагонисты Н1-рецепторов нового поколения отличаются высокой избирательной способностью блокировать периферические Н1-рецепторы и принадлежат к разным химическим группам. Большинство из них связываются с Н1-рецепторами неконкурентно. Такие соединения с трудом могут быть вытеснены с рецептора, а образовавшийся лиганд-рецепторный комплекс диссоциирует сравнительно медленно, чем и объясняется более продолжительное действие препаратов. Блокаторы Н1-рецепторов II поколения хорошо всасываются в кровь при пероральном приеме. Взаимодействие с пищей не оказывает влияния на их абсорбцию. Большинство Н1-блокаторов оказывает противогистаминное действие за счет накопления в крови активных метаболитов.

Эффективность антигистаминных препаратов как I, так и нового поколения весьма высокая. К настоящему времени накоплен почти 60-летний опыт применения Н1-блокаторов I поколения, а за последние два десятилетия широкое применение нашли и Н1-блокаторы cледующих поколений.

По мере накопления клинического опыта по эффективности данных лекарственных средств появлялись и данные об их нежелательных эффектах. Основные механизмы побочных фармакологических эффектов Н1-блокаторов I поколения можно свести к следующим: хорошее проникновение через гематоэнцефалический барьер; блокада не только Н1-, но и Н2, и Н3-мускариновых, серотониновых рецепторов; некоторые из них тормозят проведение нервного возбуждения в нервных ганглиях; наличие местнораздражающего действия, анальгезирующего, противорвотного, седативного эффектов. Таким образом, препараты I поколения могут вызывать головокружение, вялость, тахифилаксию, расстройства со стороны ЖКТ (тошнота, боли в животе, нарушение аппетита), нарушение мочевыделения, ухудшение зрения у больных глаукомой, сухость слизистых оболочек полости рта, носа, горла. К ним относительно быстро развивается привыкание (тахифилаксия). Самым характерным и хорошо известным побочным действием противогистаминных препаратов I поколения является седативный эффект, связанный с проникновением этих препаратов через гематоэнцефалический барьер и блокадой гистаминовых рецепторов в ЦНС. Это действие может варьировать от легкой сонливости до глубокого сна. Наиболее выраженные седативные свойства выявлены у этаноламинов, фенотиазинов, пиперазинов. Другими проявлениями действия Н1-блокаторов на ЦНС могут быть нарушения координации, головокружение, чувство вялости, снижение способности концентрировать внимание. Основными преимуществами Н1-блокаторов II поколения являются: очень высокая специфичность и высокое сродство к Н1-рецепторам, быстрое начало и продолжительное действие (до 24 час.), отсутствие блокады других типов рецепторов, непроходимость через гематоэнцефалический барьер, отсутствие связи абсорбции с приемом пищи, отсутствие тахифилаксии.

Наиболее широко применяемыми в практической аллергологии Н1-блокаторами I поколения являются: этаноламины, этилендиамины, пиперидины, алкиламины, фенотиазины.

К этаноламинам относятся следующие препараты: дифенгидрамин, клемастин, хлоропирамин и др. Дифенгидрамин является одним из основных представителей антигистаминных препаратов первой генерации. Он проникает через гематоэнцефалический барьер, обладает выраженным седативным эффектом, умеренным противорвотным свойством. Клемастин по фармакологическим свойствам близок к дифенгидрамину, но обладает более выраженной антигистаминной активностью, более продолжительным действием (в течение 8–12 час.) и умеренным седативным эффектом. К классическим представителям этилендиаминов относится хлоропирамин, который имеет сходство по фармакологическим свойствам с другими антигистаминными препаратами I поколения. Показано, что при аллергических заболеваниях, сопровождающихся интенсивным зудом, возможно комбинированное применение хлоропирамина с антигистаминным препаратом нового поколения. (И.С. Гущин, Н.И. Ильина, 2002 г.).

Среди производных пиперидина наиболее широко используется ципрогептадин, который относится к антигистаминным препаратам с выраженной антисеротониновой активностью. Кроме того, препарат стимулирует аппетит, а также блокирует гиперсекрецию соматотропина при акромегалии и секрецию АКТГ при синдроме Иценко – Кушинга.

Представителем алкиламинов, используемых для лечения аллергических заболеваний, является диментинден. Наряду с антигистаминной активностью он способен блокировать эффекты других медиаторов аллергии, в частности кининов.

Хифенадин обладает низкой липофильностью, плохо проникает через гематоэнцефалический барьер, есть показания, что у него имеется антиаритмическая активность. Отсутствие седативного эффекта позволяет назначать препарат лицам, работа которых требует быстрой физической и психической реакции, например водителям транспорта.

Кетотифен, как полагают, оказывает противоаллергическое действие за счет торможения секреции медиаторов аллергии из тучных клеток и блокады Н1-рецепторов гистамина.

Среди современных антигистаминных препаратов нового поколения в настоящее время в клинической практике используются следующие группы: производные пиперазина, азатидина, трипролидина, оксипиперидина.

Пиперазиновые производные

Цетиризин является селективным блокатором Н1-рецепторов, не оказывает существенного седативного эффекта и, как другие представители II поколения, не имеет антисеротонинового, антихолинергического действия, не усиливает действие алкоголя.

Азатидиновые производные

Лоратадин относится к метаболизирующимся препаратам, является селективным блокатором Н1-рецепторов, не имеет антисеротонинового, антихолинергического действия, не усиливает действие алкоголя.

Оксипиперидины

Эбастин (Кестин) – современный, высокоизбирательный неседативный Н1-антагонист II поколения. Относится к метаболизирующимся препаратам, его фармакологически активным метаболитом является каребастин. Кестин оказывает выраженный клинический эффект как при сезонном, так и при круглогодичном аллергическом рините. Противоаллергическое действие препарата начинается уже через час после перорального приема и продолжается до 48 час. Назначают Кестин по 10 мг (1 таб. 1 раз в сутки). При необходимости дозу можно увеличить в 2 раза (по 1 таб. 2 раза в день). В детской практике Кестин используется у детей с 6 лет. В сравнительных исследованиях эбастина была выявлена более высокая клиническая эффективность в сравнении с лоратадином и цетиризином (R. Davies, 1998, P. Ratner, F. Hampel, 2003, P. Gehano, C. Bremard-Oury, P. Zeisser, 1996). Авторы пришли к заключению, что препарат в дозе 10 и 20 мг при приеме 1 раз в сутки снимает симптомы сезонного и круглогодичного аллергического ринита, в т.ч. заложенность носа, в большей степени, чем лоратадин и цетиризин. Кестин, в отличие от лоратадина, можно назначать в удвоенной дозе, что значительно повышает его эффективность, но при этом не увеличивается выраженность побочных эффектов со стороны ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

Трипролидиновые производные

Акривастин по своим свойствам близок к Н1-блокаторам II поколения, но имеет слабовыраженные антихолинергические и седативные свойства.

Фексофенадин обладает всеми преимуществами Н1-антагонистов II поколения.

Выбор антигистаминных препаратов при лечении аллергических заболеваний требует от врача учета индивидуальных особенностей пациента, особенностей клинического течения аллергического заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, профиля безопасности рекомендуемого медикамента. Немалое значение имеет и доступность (в частности, стоимость медикамента) для пациента.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник