Главная / Медицинские статьи / Наркология /

Наркотики наступают



Как уберечь себя, своих близких, а самое главное, детей от наркотиков, советует кандидат медицинских наук, директор медицинских программ и проектов, главный врач "Российской нарколинии" Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Елена Яскевич.

- Общество должно в первую очередь бороться с наркоманией. Не победив это зло, не создав у молодежи ориентации и, если хотите, моды на здоровый образ жизни, мы не сможем остановить и распространение ВИЧ-инфекций. - Молодые люди в героиновом дурмане вступают в беспорядочные половые связи? - Не обязательно. Заразиться можно и воспользовавшись чужой иглой. - Если хватает денег на наркотик, неужели не хватает на одноразовый шприц? - Алкоголик никогда не жалеет денег на водку, но частенько скупится на закуску. То же и в среде наркоманов. Впрочем, заразиться гепатитом или СПИДом можно и пользуясь одноразовым шприцом. Как правило, наркотики употребляют в группе, в компании. У каждого, допустим, свой шприц, но набирают они свои дозы чаще всего из общей ложечки. И если в ней побывала игла вирусоносителя, который своей иглой уже пользовался, болезнь обеспечена и всем остальным. - Наркоманы не знают или не осознают этой опасности?
- Среди молодежи, употреблявшей наркотики, а впоследствии отказавшейся от них, довольно большой процент тех, кто бросил как раз из-за боязни заразиться гепатитом или СПИДом. Но узнают, а вернее, осознают они опасность, как правило, только попав в клинику. Ведь пропаганда в вузах, школах, средствах массовой информации ведется очень слабо. - Благополучие семьи является залогом того, что жена (муж) или дети не попадут в наркосети? - Духовное благополучие - да. Материальное - нет. Наркомания поразила все слои общества. Среди наркоманов примерно равное количество богатых и бедных, представителей высших и низших слоев. Употребляют наркотики и дети политической и культурной элиты, и дети служащих и рабочих. И дети - кумиры семьи, которые совершенно не умеют ставить для себя внутренние запреты, и дети-золушки, которые, напротив, знают только запреты и пытаются избавиться от постоянного давления родителей где-то на стороне. - А что делать, если вы заподозрили, что член семьи начал употреблять наркотики? - Не впадать в панику и сначала понаблюдать за своими близкими. Понаблюдать незаметно, не оскорбляя и не унижая их. Насторожить должны непривычная бледность, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза, замедленная и несвязная речь, потеря аппетита или, напротив, чрезмерный аппетит, хронический кашель, нарушение координации движений. Безразличие ко всему, ухудшение памяти, бессонница, беспричинная лживость, неопрятность, пропажа денег и ценностей, переход с сигарет на папиросы и прочие неожиданные изменения привычек, характера и поведения тоже являются сигналом бедствия. Об очевидных признаках, видимо, говорить не стоит. Их, я думаю, знают все: следы от уколов, пачки снотворных или транквилизаторов, пузырьки, ложечки. - И если подозрения подтвердились?
- Кричать, угрожать, оскорблять бесполезно. Более того, опасно. Результат можно получить прямо противоположный ожидаемому. По сути дела, вы вынуждаете близкого человека отказаться от удовольствия. А взамен предлагаете скандалы и упреки. - Удовольствие-то длится пять минут, а потом бред и ломки.
- Наркоманы об этом "потом" знают лучше вас, но они в отличие от вас знают и об удовольствии. Если хотите помочь близкому человеку избавиться от наркозависимости, постарайтесь найти ему какое-то другое удовольствие. Если речь идет о подростке, дайте ему то, чего ему не хватает. В первую очередь, свое внимание и заботу. Попробуйте пожить его интересами, какими бы глупыми и ничтожными они вам ни казались. И обязательно обратитесь к специалистам. - Вынести сор из избы?
- Неужели то, что скажет Марья Ивановна, важнее судьбы и в конечном итоге жизни близких людей. Звоните по любому телефону доверия. По нашему, например: (095) 280-61-01. Мы даем бесплатные консультации, не ставим на учет и не требуем, чтобы вы называли свою фамилию, имя и так далее. Но вы должны помнить, что наркомания - это не блажь, это болезнь. И самостоятельно избавиться от наркозависимости могут, к сожалению, единицы, большинству же нужен врач. И не один. - Хорошо, кто-то решился вам позвонить и рассказать, что муж или жена - наркоман. Вы же не сможете вылечить, даже не поговорив с ними. - Не смогу, конечно. Но мы вместе с женой, к примеру, сможем если не сразу, то со временем найти способ уговорить мужа самого позвонить. Кстати, в семье наркомана в психологической помощи, как правило, нуждаются все члены семьи. - Недавно в какой-то рекламной газете, брошенной в почтовый ящик, я прочитала объявление: "Анонимно избавлю от наркозависимости за один сеанс". - Бред. Можно приехать с капельницей, купировать за один сеанс небольшую ломку, но не излечить от наркозависимости. - Как же разобраться, кто шарлатан, а кто нет?
- В частности, для этого наша ассоциация и открыла свой телефон доверия. У нас нет своих клиник, и мы можем быть объективными. - Чем вы руководствуетесь, советуя обратиться в то или иное лечебное учреждение? - Степенью зависимости, возрастом больного, его материальным положением, согласием или несогласием на длительное лечение. Оно может быть анонимным или, так скажем, открытым, платным или бесплатным. Бесплатную помощь можно получить во всех наркодиспансерах и государственных центрах и клиниках. В Москве, например, еще в 17-й и 19-й наркологических больницах, Центре наркологии, где часть лечится бесплатно, а часть анонимно и платно. У бесплатного курса лечения, к сожалению, более низкая отдача: после выхода из клиники больше года держится один человек из двадцати. После платных курсов, я не беру в расчет, естественно, шарлатанов от медицины, годовая ремиссия бывает у 30 % больных. - Почему такая разница?
- У государственных наркологических клиник и больниц те же проблемы, что и у всех лечебных учреждений, - плохое финансирование, а отсюда нехватка хороших лекарств и специалистов. В платной клинике есть возможность со всеми больными работать индивидуально. Каждым занимаются и психиатры, и психологи, и невропатологи, и фармакологи и, при необходимости, специалисты группы "Анонимные наркоманы". В государственной клинике так называемую ломку, в зависимости от степени тяжести, снимают за 10 - 30 дней. В дорогой частной платной можно очистить организм за сутки-двое. Но победить физическую зависимость, неважно, быстро или медленно, за очень большие деньги или нет, - это не значит излечиться. Главное - избавиться от зависимости психологической. А это процесс долгий. На месяцы, а то и на годы. - Елена Алексеевна, но ведь есть случаи, когда человек всю жизнь периодически покуривает "травку" или нюхает кокаин, но наркоманом не становится. - Да, такие случаи есть. Но это именно случаи. Большинство, особенно молодых, попробовав гашиш, например, переходят скоро на кокаин, а в конечном итоге - на тяжелый наркотик. У нас самый распространенный и, увы, доступный - героин. Периодическое употребление его в течение 1 - 4 месяцев приводит к стойкой наркозависимости. - Можно ли самому справиться со своим пороком?
- И такие случаи есть. Но опять-таки они лишь подтверждают правило: без специалистов и длительной программы реабилитации рано или поздно наркотик все равно возьмет верх. Поэтому, если у вас в семье случилась беда, не раздумывайте, звоните и настраивайтесь на длительную борьбу.

Людмила МАЗУРОВА