Главная / Медицинские статьи / Наркология /

Программа профилактики социального сиротства детей, рожденных инфицированными женщинами


В чем главная проблема этих женщин? В их социальной неадаптированности, ощущении собственного изгойства, которое толкает их вновь и вновь «во все тяжкие». Экс-заключенные нередко выходят на панель, на трассу, предлагая секс-услуги водителям-дальнобойщикам. Они зачастую не имеют постоянного места жительства, и им проще жить на автотрассах, пересаживаясь из одной машины в другую.

Эти женщины, переставшие употреблять наркотики в местах лишения свободы, возвращаются в маргинальные сообщества и снова начинают употреблять наркотики, зарабатывая на них сексуальными услугами. Мало того, что они, в большинстве своем, не доходят до СПИД-центра, они начинают распространять ВИЧ-инфекцию. Их уже ничего не волнует, включая и состояние собственного здоровья – их волнуют только наркотики. Нередко у них возникает незапланированная беременность, о которой они сами узнают, когда уже поздно делать аборт. Нередко они попадают в роддом, заведомо зная, что оставят там своего ребенка.

Поэтому все эти женщины должны быть под постоянным контролем, они должны получать бесплатные кондомы, шприцы, талоны на обследование к разным специалистам. Работающие в рамках проекта врачи-гинекологи не только обследуют этих пациенток, но и проводят беседы о способах предохранения, направляют на искусственное прерывание нежелательной беременности (при центре СПИДа эту медицинскую операцию проводят бесплатно). Это делается в целях реализации Программы, ведь нежелательная беременность – это прямой путь к сиротству будущих брошенных детей.

Второй этап реализации Программы профилактики социального сиротства – работа непосредственно с женщинами, которые сознательно сохраняют беременность. С ними работают акушеры-гинекологи, социальные работники и психологи в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Социальные службы помогают решить вопросы жилья и трудоустройства, обеспечения ребенка местом в дошкольном учреждении. Социально-психологическая помощь направлена на то, чтобы привить женщине навыки материнства, отучить от вредных привычек. При необходимости наркозависимые женщины направляются в реабилитационные центры.

Третий этап реализации программы осуществляется непосредственно в родильном отделении Городской инфекционной больницы им. С.П. Боткина. Женщины, вставшие на учет у гинеколога Центра СПИДа, получают длительное сопровождение – до и после родов. Чтобы минимизировать риск передачи ВИЧ ребенку, нужно не только провести химиопрофилактику, мать должна отказаться от грудного вскармливания новорожденного. Поэтому все ВИЧ-инфицированные матери бесплатно получают детские смеси для кормления малыша, а также так называемый «социальный пакет».

В целях предотвращения возможного сиротства очень важно сохранить биологическую мать – для этого и проводится работа по подготовке женщины к нормальной жизни, для этого после выписки из родильного отделения подопечные женщины с младенцами направляются в Центр СПИДа, где их продолжают курировать врачи, психологи и социальный работник.

Так осуществляется работа Программы по общей схеме. Но возможны разные варианты, самый плохой из них, когда женщины из группы риска вовсе не обследуются и не знают, что инфицированы ВИЧ. Зачастую это связано с психологическим фактором: подозревая, что больны, они не хотят подтверждения «приговора». Не лучше, когда, узнав диагноз, женщины скрываются и больше не обращаются в лечебные учреждения. Не обследованные во время беременности, не вставшие на учет в женской консультации женщины направляются на роды в обсервационный роддом (в Cанкт-Петербурге это родильные дома №№15 и 16). Если «быстрый тест» (rapid test) показывает, что роженица заражена, ей проводится ускоренная химиопрофилактика, чтобы не заразить ребенка.

В этих роддомах очень высокий процент отказов от детей. Эти женщины, которые, родив, просто уходят, – самая серьезная группа риска. Некоторые из них поступают в роддом уже в потугах, когда невозможно провести даже ускоренную химиопрофилактику. Чаще всего они дают ложные адреса, и их невозможно отыскать, чтобы оформить отказ от ребенка (без этого ребенка невозможно отдать на усыновление). «Отказные» дети направляются в дома ребенка или, в лучшем случае, возвращаются в биологические семьи.

В каждом отдельном случае необходимо осуществлять индивидуальный подход: иногда лучше, чтобы женщина отказалась от своего ребенка, чем пытаться пробудить в ней материнский инстинкт (речь идет о запущенных случаях наркомании и алкоголизма, полной социальной неадекватности). В этом случае задача сотрудников Программы – найти опекунов для ребенка, лучше, если ими станут родственники малыша.

В январе 2005 года в Центре профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями (на базе филиала Гепатологического Центра), при поддержке Совета по международным исследованиям и обменам АЙРЕКС, оборудована палата «Мать и дитя». Ее финансирование производится из бюджета, АЙРЕКС обеспечивает материальную поддержку по созданию базы данных групп риска и обеспечению подопечных социальными пакетами.

Палата «Мать и дитя»
Это относительно новая форма работы, и не только с молодой мамой, но и c другими членами семьи, в которой есть ребенок с риском перинатальной передачи ВИЧ или с подтвержденной ВИЧ-инфекцией. В чем преимущества этого специально оборудованного помещения? Беседу можно вести в непринужденной, почти домашней атмосфере, за чашкой чая. Обстановка располагает к более доверительному общению, в ходе которого выясняются все семейные обстоятельства и особенности взаимоотношений. Как правило, такие семьи неохотно допускают в свой дом социальных и медицинских работников, сюда же они приходят, чтобы всей семьей пройти УЗИ и другие обследования, сдать кровь на анализ. Вот один недавний пример.

Двухмесячного ребенка на плановое обследование принесла его бабушка. Сопровождал ее (свою мать) отец ребенка. Пока они были вдвоем, на все вопросы отвечали слаженно: «Да, у нас все благополучно… мы все вместе ухаживаем за ребенком… отношения хорошие…». Когда же папа отлучился на медицинские процедуры (он ВИЧ+, стоит на учете), бабушка честно рассказала, что ее сын совершенно не следит за собственным здоровьем, работает грузчиком по 12 часов в день, его жена не работает, но дома не бывает, приходит поздно, явно возбужденная, скорее всего, она принимает наркотики…

услуги грузчиков

Между собой у них отношения ужасные, муж ее бьет. Бабушка не без основания тревожится о судьбе внука, который, если она умрет, будет никому не нужен… Все эти обстоятельства вряд ли могли бы открыться в другой ситуации, на дежурном приеме врача, ограниченном местом и временем. В эту семью были направлены на длительное сопровождение социальный работник и психолог. Маму устроили на курсы кройки и шитья, начали лечить от наркомании.

На следующий плановый осмотр семья пришла в полном составе, без бабушки. У ребенка первый тест на ВИЧ показал отрицательный результат, и этот факт очень обрадовал родителей. У мамы состояние нормальное (она пока носитель ВИЧ, а не больная ВИЧ-инфекцией). Но у отца – состояние тяжелое. Беседа с матерью строилась на осмыслении этих реальных фактов: только она – главная опора семьи и ребенка, то, кем и каким он вырастет, зависит только от нее.

Это очень трудная работа, она требует большой отдачи, постоянного внимания. Но если организовать лечение отца, социальную и психологическую поддержку матери, включающую прививание чувства материнства, если осуществлять постоянную целенаправленную помощь, – эта семья будет спасена, ребенок не станет сиротой. На это, собственно, и направлена Программа профилактики социального сиротства.

Автор: Аза РАХМАНОВА

Источник: "СПИД, секс, здоровье" - журнал