Распространенность алкоголизма в нашей стране и алкоголизация женщин
В СССР к середине 80-х годов соотношение женщии и мужчин, больных алкоголизмом, составило 1 : 9,8 — 1 : 12,6. В 1979 г. по сравнению с 1971 г. обращаемость женщин, больных алкоголизмом, в Томскую психиатрическую больницу, увеличилась в 4,6 раза. По данным выборочного исследования, соотношение женщин и мужчин в диспансерах Москвы составляло 1 : 10. В Риге в 1976 г. эта пропорция равнялась 1 : 9,2, а в 1984 г.— 1 : 5,9. В Грузии с 1975 по 1982 г. число больных алкоголизмом среди женщин возросло в 1,5 раза; соотношение мужчин и женщин с этим диагнозом в городах составило 10:1, а в сельской местности — 12:1.
В Болгарии соотношение женщин и мужчин, больных алкоголизмом, равнялось 1 : 6; в Венгрии (Будапешт) — 1:9. В Хорватии (Югославия) соотношение госпитализированных женщин и мужчин, больных алкоголизмом, в 1965 г. составило 1 : 7,3; а в 1979 — 1 :6,1. В университетской клинике Загреба соотношение алкогольных психозов среди женщин и мужчин было 1 : 3.
А улучшение наркологической помощи, в частности расширение сети наркологических стационаров и диспансеров, наряду с преодолением женщинами этических барьеров, возрастающей терпимостью окружающих к их алкоголизму, привели к увеличению числа женщин, поставленных на наркологический учет.
Определение объективных критериев злоупотребления алкоголем затруднено рядом обстоятельств: они вариативны в большом диапазоне и требуют множественной оценки как субъекта, к которому их применяют, так и ситуации, в которой он находится.
Искажения объективных данных об употреблении алкоголя и злоупотреблении им могут возникать и по другим причинам: сокрытию фактов, несмотря на анонимность опросов; общеизвестными недостатками опросников; субъективностью оценок характера и последствий алкоголизации. S. Sadawa (1985) исследовал употребление алкоголя у 182 мужчин и 188 женщин и показал это на видео родов, что количество, частота потребления алкоголя и массивных интоксикаций не всегда коррелировали с негативными последствиями, вызванными ими. Автор подчеркивает, что такие показатели, как количество и частота употребления алкоголя, неправомерно используются в качестве индикаторов «проблемного пьянства» и алкоголизма.
По выборочным данным, среди жителей Москвы соотношение женщин и мужчин, доставленных туда, составляет 1 : 32, а обслуженных станцией «Скорой медицинской помощи» в состоянии опьянения — 1:6. Среди последних 27,8 % женщин и 41 % мужчин были в состоянии глубокой интоксикации; соответственно 63,2 и 50 % имели травмы; у 9 % лиц обоего пола наблюдались обострения хронических заболеваний, в связи с чем 35,2 % мужчин и 61 % женщин были госпитализированы. 17 % мужчин и 6 % женщин обслуживались станцией «Скорой помощи» повторно. Около 60 % мужчин и 49,3 % женщин повторно доставлялись в медвытрезвители. Более редкие попадания женщин в них объясняются меньшей, как правило, алкогольной интоксикацией и более адекватным поведением в состоянии опьянения, чем у мужчин.
Сравнение приведенных данных с данными о распространенности алкоголизма среди женщин в конце прошлого — начале прошлого века показывает, что их доля в общем числе таких больных практически не изменилась.
|