В. В. Зарицкий
Кандидат медицинских наук, вестибулолог, «Гута Клиник», Москва,
Мельников Олег Анатольевич
Кандидат медицинских наук , отоневро-лог, директор «Гута Клиник», Москва
Транспортное укачивание (болезнь движения - БД) - это симптомокомплекс,
возникающий у человека и некоторых животных при перемещении на морском,
воздушном, автомобильном и ином транспорте. Многие из нас хотя бы однократно
испытывали во время поездки симптомы БД. Проявлениями ее являются общий
дискомфорт, головокружение, головная боль, чувство усталости, бледность, потеря
аппетита, тошнота. Если поездка продолжается, то могут возникнуть рвота,
снижение (иногда повышение) кровяного давления, ухудшение общего самочувствия.
При анкетировании пассажиров различных возрастных групп выявлено, что в возрасте
до 10 лет симптомы болезни движения хотя бы однократно отмечали почти 60%
опрошенных, в возрасте от 10 до 20 лет - 45%. В среднем, 5-10% людей испытывают
проявления БД. Людей старше 60 лет укачивает значительно реже.
По литературным данным, БД встречается у 16% мальчиков и 30% девочек. Причем
детей до двухлетнего возраста практически не укачивает, что связано с
особенностями функционирования центральной нервной системы в этом возрастном
периоде.
Морской болезнью страдает около 30% всех опрошенных. Причем 5% экипажей судов,
страдающих БД, не могут адаптироваться к морской качке.
От 30 до 70 % космонавтов и астронавтов также испытывали БД (по разным данным).
Укачивание вполне обоснованно можно считать болезнью, так как оно имеет
специфическую этиологию (основную и сопутствующие причины), определенный
патогенез (механизмы возникновения) и патокинез (фазовое развитие данного
состояния), продромальный период, период последействия, специфическую
симптоматику, развитие приспособительных реакций при повторении, в ряде случаев
невосприимчивость к действию динамических стимулов при перемещении в
транспортных средствах.
Этиопатогенетические механизмы БД
Накоплен громадный опыт в изучении БД, тем не менее механизмы развития БД
изучены не в полной мере. На сегодняшний день не существует четкой теории,
объясняющей все механизмы развития БД. Это объясняется многогранностью
индивидуальных особенностей взаимодействия сенсорных систем (вестибулярной,
зрительной, тактильной и др.). Имеется несколько гипотез развития БД, которые
можно разделить на три группы. Это гипотезы вестибулогенного развития БД,
экстралабиринтной причинности и развития укачивания вследствие поступления в ЦНС
противоречивой афферентной импульсации от основных сенсорных, т. е. развитие так
называемого сенсорного конфликта. Последняя гипотеза на сегодняшний день
получила максимальное признание.
Исследования, проведенные нами в контексте гипотезы о формировании БД
вследствие развития сенсорного конфликта, показали, что на формирование нервной
модели в ЦНС могут влиять не только особенности функционирования
статокинетической системы, но и множество других факторов, модулирующих
информацию о характере движения тела в пространстве и определяющих адекватность
(или неадекватность) эфферентного ответа (рис. 1).
При наличии «сбоев» в трансфортации нервного стимула, таких слабых мест у
каждого может быть достаточно много и симптомокомплекс БД формируется с
преобладанием той или иной симптоматики.
Клиника БД
Болезнь движения в зависимости от преобладания тех или иных клинических
проявлений условно классифицируют на четыре основные формы: нервную,
желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.
- При нервной форме основными симптомами являются головокружение, тяжесть в
голове, головная боль, слабость, сонливость. Известны случаи изменения
нервно-психической сферы. Так, у некоторых людей, испытавших БД ранее,
отдельные симптомы, сходные с проявлениями укачивания, наблюдаются уже
накануне поездки.
- Желудочно-кишечная форма характеризуется искажениями вкусовых ощущений:
пища на вкус становится бумажной, вода - резиновой, во рту может появиться
мыльный привкус. Наблюдается снижение аппетита, появляются тошнота и рвота.
Как правило, после рвоты самочувствие кратковременно улучшается. У человека,
находящегося в состоянии укачивания, может возникнуть непереносимость запахов
пригорелой пищи, табачного дыма, рвотных масс, выхлопных газов и др.
- При сердечно-сосудистой форме укачивания в начальной его стадии
наблюдаются учащение сердечной деятельности, повышение артериального давления,
нарушение сердечного ритма. По мере развития процесса укачивания пульс
становится более редким, дыхание поверхностным, артериальное давление падает.
Данная форма БД чаще возникает у людей с нарушением сосудистой регуляции.
- Наиболее часто встречается смешанная форма, при которой симптомы
укачивания могут возникать в разнообразных сочетаниях, напоминая то одну, то
другую форму БД.
Рекомендации по предотвращению укачивания
Вследствие недостаточной изученности механизмов развития БД не существует
абсолютно надежных и универсальных методов лечения и профилактики укачивания.
Иногда человек, не испытывавший БД ранее, начинает испытывать те или иные
проявления укачивания. Зачастую это указывает на развитие какого-либо скрыто
протекающего заболевания. В данном случае требуется неотлагательное проведение
комплексного врачебного обследования в специализированном лечебном учрежде-нии.
Тем не менее можно воспользоваться некоторыми простыми рекомендациями,
выполнение которых поможет снизить вероятность развития БД и уменьшить тяжесть
ее проявлений.
Общие рекомендации
При выборе средства передвижения необходимо учитывать, что быстрые перепады
скорости, резкие и частые повороты увеличивают риск возникновения укачивания,
ускоряют процесс его развития и тяжесть протекания. Индивидуальный жизненный
опыт, как правило, позволяет выбирать вид транспортного средства, передвижение в
котором наиболее щадящее.
Перед поездкой необходимо хорошо отдохнуть. В случае бессонницы накануне поездки
лучше принять успокоительное либо снотворное средство.
Переедание и поездки натощак усугубляют развитие укачивания. В день поездки
следует избегать употребления цельного молока, а также сильногазированных
напитков. Пища должна быть легкой для усвоения, калорийной, не вызывающей
аллергических проявлений, раздражения желудка и вздутия кишечника. Поездку лучше
начинать через 1,5-2 часа после приема пищи. В длительных поездках повторно
принимать пищу следует через 4-5 часов пути.
Во время поездки в наземном транспорте лучше располагаться лицом по ходу
движения. Не следует вертеть головой и смотреть по сторонам. Предпочтительнее
занять переднее сиденье и смотреть вперед. Если зрительное раздражение
неприятно, то лучше закрыть глаза и принять удобную позу, откинув кресло
максимально назад.
Поездка переносится легче в положении лежа на спине со слегка запрокинутой назад
головой. Как правило, человек сам занимает щадящую позу. Лучше, если в пути
удастся уснуть.
Важно избегать в дороге перегревания и переохлаждения организма. В салоне
температура должна быть максимально комфортной. Провоцирующим фактором в
транспортном средстве могут стать резкие парфюмерные и иные запахи.
Развитие укачивания замедляется и протекает в более легкой форме, если отвлечься
от окружающей обстановки и заняться каким-либо интересным, увлекательным делом,
сконцентрировавшись на нем полностью. Благоприятно действует легкая ритмичная
музыка.
Необходимо знать, что быстрые перепады скорости, резкие и частые повороты
значительно увеличивают риск возникновения укачивания, ускоряют процесс его
развития и тяжесть проявлений. Данное обстоятельство необходимо учитывать как
при выборе транспортного средства, так и при определении пути следования.
Вестибулярная тренировка
Самостоятельное выполнение таких упражнений, как вращательные и кивательные
движения головой, кувырки, прыжки на батуте, может повысить устойчивость
человека к укачиванию. Полезны также занятия плаванием, спортивной гимнастикой и
прыжками в воду. Более эффективной является вестибулярная тренировка, проводимая
в специализированных клиниках с применением современной аппаратуры, динамических
стендов-тренажеров. При использовании динамических стендов можно в условиях
искусственно вызванного укачивания подобрать наиболее эффективный
фармакологический препарат для профилактики укачивания.
Фармакологическое лечение и профилактика
Фармакологические препараты, для лечения и профилактики БД можно разделить на
шесть основных групп: холиноблокаторы; психостимуляторы и ноотропы;
антигистаминные средства; вещества, угнетающие ЦНС; препараты других
фармакологических групп (противорвотные, витамины и др.); комбинированные.
В настоящее время от многих, применяемых ранее для борьбы с укачиванием
препаратов из-за возникновения побочных эффектов пришлось отказаться. Основной
группой препаратов для профилактики БД в быту являются антигистаминные
препараты. Их антикинетозную эффективность помимо антигистаминной активности
связывают с влиянием на холино-, серотонино- и адренореактивные системы. Отсюда
как широта их терапевтического действия, так и свойственные антигистаминным
препаратам побочные эффекты (сонливость, умеренная анестезия слизистой и сухость
во рту, нарушение зрения, общая слабость, нарушение координации движений и др.).
Стенд-тренажер для вестибулометрии и проведения
зрительно-вестибулярных тренировок
Среди множества препаратов этой группы (их несколько сотен) следует назвать
драмину (дименгидринат). На западном рынке препарат известен как драмамин.
Первые данные о применении драмины при морской болезни появились более 50 лет. В
настоящее время драмина является препаратом выбора для большинства страдающих
БД. В отличие от многих других препаратов ее можно назначать детям после 1 года.
Неплохо зарекомендовал себя препарат бонин. Однако в последнее время
производители сняли препарат с российского рынка. Его аналоги - меклизин,
бонамин, анколан - можно встретить в продаже и за рубежом.
В ряде случаев, препаратом выбора может стать кинедрил.
В терапевтической практике есть сведения о положительном эффекте применения
супрастина, тавегила.
Максимальной эффективностью обладают комбинированные рецептуры, включающие
несколько препаратов из разных фармакологических групп. Однако они применяются в
основном для профилактики БД у людей, постоянно работающих в сложных
динамических условиях (у космонавтов, моряков и др.).
В печати сообщалось о положительном влиянии на формирование БД препаратов из
группы адаптогенов растительного происхождения (женьшеня, элеутерококка,
китайского лимонника, заманихи и др.). В ряде случаев отмечался хороший эффект
при применении витаминов группы В, гидрокарбоната натрия, при стимуляции
биологически активных точек (акупунктуре). Определенным антикинетозным эффектом
обладает физиотерапевтический метод курсового применения электро-транквилизации.
Примерную антикинетозную схему можно представить следующим образом.
- Супрастин или тавегил – по 1/4 таблетки на ночь в течение 3 недель.
- Экстракт элеутерококка (или женьшеня) – по 1 мл утром после завтрака в
течение 3 недель (под контролем кровяного давления).
- Поливитамины ( декамевит, ундевит, центрум) – по 1 драже 1 раз в день в
течение 3 недель.
- Драмина – 1 табл. за час до поездки (или зарубежные препараты: Meclizine (Antivert,
Bonine), Droperidol, Haldol, Thorazine, Promethazine, Verapamil.
- Непосредственно в поездке можно проводить электростимуляцию акупунктурных
точек в области запястья с помощью специального устройства Relief Band,
выполненного в виде браслета.
- Также в поездке можно использовать браслеты QuadrActiv, регулирующие давление (АД).
Имеющийся фактический материал по различным аспектам БД свидетельствует, что
данной проблеме уделяется незаслуженно мало внимания, хотя в медицинском,
социальном, экономическом и иных аспектах, проблема укачивания заслуживает
самого серъезного внимания. К сожалению, не существует даже минимальной сети
медицинских учреждений, профессионально занимающихся проблемой БД. Создание
такой сети – задача ближайшего будущего.
|