Главная / Медицинские статьи / Ортопедия, травматология /

Недолеченные травмы


Если говорить о последствиях, то худшие из черепно-мозговых травм - недолеченные. Можно полностью восстановить здоровье после тяжелого ушиба, но стать инвалидом в результате легкого сотрясения мозга. Вот что рассказал об этом главный детский нейрохирург и травматолог Москвы, доктор медицинских наук Аркадий Михайлович МЫТНИКОВ.


От этой беды не огражден ни один ребенок. В теплое время года одна из частых причин ушибов и сотрясений мозга - падение с высоты, больше всего с деревьев. В последние годы к "традиционным" травмам прибавились новые - огнестрельные и минно-взрывные. Даже в Москве ребята то и дело находят то какой-нибудь пистолет, то гранату, то патроны... В столице детей с черепно-мозговыми травмами принимают пять крупных больниц, при Филатовской больнице круглые сутки работает реанимационная служба, всегда готовая выслать бригаду врачей в любую точку города или даже в Подмосковье. Уже во время транспортировки пострадавшему делаются вливания, подкрепляющие сердечную деятельность, при необходимости используются дыхательные аппараты. В стационаре больной сразу же переводится на искусственную вентиляцию легких. Компьютерные томографы позволяют без промедления поставить точный диагноз и определить тактику лечения. Если необходимо, больному делается операция, затем в течение нескольких дней используются самые современные методы и средства для восстановления его здоровья.

А после выписки из стационара судьба больного ребенка отдается на откуп родителям и участковому невропатологу. Здесь-то и происходят порой непростительные осечки.
Для того чтобы черепно-мозговая травма не повлекла за собой неприятных последствий, две, а в тяжелых случаях и четыре недели выписанный больной должен находиться в постели, затем еще какое-то время соблюдать домашний режим. Мы назначаем длительное медикаментозное лечение, проводить которое следует под наблюдением невропатолога. На протяжении не менее двух лет ребенку необходимо регулярно показываться в поликлинике.

К сожалению, слишком часто наши рекомендации не выполняются, лечение проводится не в полном объеме или прекращается раньше времени. Невропатолог вдруг заявит родителям, что, мол, эти таблетки нужно еще попринимать, а без этих и этих можно обойтись. Родители, видя, что их сын уже "совсем поправился", по своей инициативе отменяют лечение и отправляют ребенка в школу. Или самое худшее: малыш ударился головой, но видимых повреждений нет, кровоподтек или шишка не в счет, и папа с мамой решают, что обращаться за медицинской помощью нет никакой необходимости. А через какое-то время начинаются неприятности. Последствия черепно-мозговых травм могут проявиться у ребенка и в первые недели после случившегося с ним несчастья, и через год - полтора. Например, ранее прилежный ученик вдруг начинает жаловаться на усталость и головные боли, становится невнимательным на уроках, не может сосредоточиться, получает плохие отметки.
В некоторых случаях осложнения приводят к ночным страхам, сноговорению и даже снохождению. Если при недостаточном лечении не до конца рассасываются спайки, образовавшиеся в результате внутренних кровоизлияний, может частично или даже полностью пострадать зрение. Не исключены судорожные состояния: у ребенка вдруг начинает дергаться половина лица, рука или нога. При более тяжелых осложнениях у больного появляются эпилептические припадки: замирание, потеря сознания, судороги, пена изо рта, непроизвольное мочеиспускание. И вот что показательно: если больные получают правильное лечение, полностью выполняют наши рекомендации, этим приступам бывает подвержен один ребенок из ста, а то и менее того. В случаях же, когда послеоперационная терапия по вине невропатолога или родителей проводится по "сокращенной" программе, эпилепсией страдают от десяти до двадцати процентов травмированных ребятишек.
Во всех случаях осложнений требуется гораздо более длительное лечение, и далеко не всегда оно приводит к полному выздоровлению.
Вот почему, когда меня спрашивают, какая травма опаснее для ребенка - ушиб головы или сотрясение мозга, я отвечаю, что нет ничего опаснее травмы недолеченной.


Артем ТАРАСОВ