Главная / Медицинские статьи / Ортопедия, травматология /

Беспокойные беседы. Осторожно, дети!


О нынешнем положении дел и возможности предотвращения такого рода ситуаций мы попросили высказать свое мнение двух известных и компетентных специалистов. Эта публикация – первая из новой серии материалов по проблемам профилактики детского травматизма и о способах оказания помощи детям при несчастных случаях. А участвовать в этих беседах будут Леонид Михайлович Рошаль – доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы у детей НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах, эксперт ВОЗ, Человек года, спасавший жизни детей во время теракта на Дубровке, и Размик Арамович Кешишян – детский хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник того же центра.
– Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения. Это обусловлено, с одной стороны, огромным разнообразием опасностей, подстерегающих детей, с другой – их неподготовленностью, малыми возможностями для самозащиты и самопомощи. Хотелось бы услышать практические советы, как уберечь детей от возможных трагических ситуаций. Можно ли подготовить их к активным действиям по самозащите? Как научить их выполнять простые, но эффективные приемы оказания первой медицинской помощи дома, в детском саду, школе?
Р.К.: Дети не просто не защищены – они фактически брошены на произвол судьбы, поскольку в безопасность детей государство средств не вкладывает. Так, положение с детскими травмами на дорогах просто катастрофическое. За 2002 год в России зарегистрировано свыше 23 тыс. происшествий, в которых 1504 ребенка погибли и 23 397 ранены. Ситуация в Московском регионе имеет более явно выраженные признаки, характеризующие катастрофу: в целом 24 446 происшествий с детьми, в результате которых были ранены 2413 детей и погибли 80.
Однако представленные данные неточны. 15-летний мониторинг основных показателей смертельного детского дорожно-транспортного травматизма в Москве свидетельствует, что имеются существенные различия (от 19 до 30%) в показателях правоохранительных органов и Бюро судебно-медицинской экспертизы (Бюро СМЭ). Причем, по сведениям Бюро СМЭ, число детей, погибших в ДТП, всегда выше, чем по данным МВД, и может достигать для Москвы 2 тысяч в год.
Решение проблемы – в комплексном подходе, резерв успеха – в профилактике происшествий. Важен интегрированный, системный подход: обучение определенным навыкам медпомощи сначала взрослых, которые потом должны обучать детей.
Л.Р.: Прорыв в ситуации – создание специальных программ. Учитывая социальную и экономическую значимость проблемы детского травматизма, необходимо в кратчайшие сроки создать на федеральном уровне межведомственный координационный совет, задачами которого будут разработка и реализация высокоэффективных целевых программ, направленных на профилактику и снижение тяжести медицинских последствий несчастных случаев и травм.
Р.К.: Действительно, хорошо, когда бабушка, дедушка или родители, провожая детишек в школу, сумеют им внушить, как правильно переходить дорогу, и постараются научить этому на собственном примере. Однако, когда ребенок подрастает и начинает ходить в школу самостоятельно, он быстро забывает все, чему его учили, потому что чужие взрослые люди на улице на его глазах нарушают правила дорожного движения, перебегая дорогу в неположенном месте и часто на красный свет. Вместе с тем, и водители не уважают пешеходов, поэтому так часты дорожно-транспортные происшествия, жертвами которых становятся дети. Удивительно, но лишь один раз, в Карелии, когда случайно, на переходе, я ступил на проезжую часть при красном сигнале светофора, подъезжающая машина остановилась.
Поэтому для детей необходимо устраивать особые соревнования, например, для маленьких пешеходов создавать определенные модели ситуаций на дорогах, чтобы они научились, как себя правильно вести. В этом суть соревнований. Но такая практика не вошла в систему, потому что нет программ для систематического обучения детей приемам безопасного поведения на дорогах.
– А есть хотя бы попытки создать какие-либо обучающие программы?
Р.К.: Мы начали такую работу с дорожно-патрульной службой, однако результатов еще нет – пока все на уровне пожеланий, консультаций. Страшно то, что специалисты знают пугающие цифры, а показатели не сокращаются. Государство же не принимает в этом направлении никаких мер, главное, нет финансирования. А работа по обучению населения, и, в первую очередь детей, должна идти непрерывно!
– Кто, по Вашему мнению, должен войти в команду, которая возьмет на себя формирование таких программ (имеются в виду программы не только по предотвращению дорожно-транспортного травматизма, но и трагических бытовых случаев)?
Р.К.: Прежде всего, психологи, представители ГАИ, врачи-травматологи, которые, к сожалению, несут основную нагрузку, спасая детей, пострадавших в результате либо беспечности, либо неспособности оказать помощь как самих детей, так и взрослых, находящихся рядом с ними.
Приведу пример. В Москве есть ожоговый центр, куда попадают дети первого года жизни. Что тому виной? В первую очередь, нерадивость родителей. Это ярко иллюстрирует такой пример: на газовой плите – сковородка с кипящим маслом ручкой наружу. Мама говорит по телефону, а ребенок в это время хватается за ручку, опрокидывает на себя сковородку – страшный ожог! Врача рядом нет. Мама обрабатывает рану подсолнечным маслом, что усиливает отрицательный эффект! Мама не знает, что ожог необходимо сразу обработать холодной водой, а затем наложить на рану сухую повязку, а если площадь ожога значительна, завернуть всего малыша в простынку и немедленно вызвать «Скорую».
А при обморожении, нужно наложить пострадавшему термоизолирующую повязку и напоить его горячим чаем, то есть постараться согреть.
Всем этим приемам важно обучать и взрослых, и детей с учетом их возрастных особенностей. Сейчас же, при отсутствии системного подхода к обучению, общий уровень подготовленности населения по оказанию первой помощи крайне низок. К примеру, водитель-участник ДТП – это первый, кто должен оказать медпомощь. За рубежом водитель не получит права, если он не обладает определенным уровнем медицинских знаний, с учетом которых формируется его дорожная аптечка. Затем к оказанию экстренной помощи обязан подключиться сотрудник ГИБДД, медицинские знания которого должны быть еще более значительными, а набор лекарственных средств в аптечке – соответствовать объему его медицинской подготовленности. В нашей же стране у водителей и работников ГИБДД содержимое аптечек одинаково, да и знания по медпомощи более чем скромные.
Л.Р.: В общем, решение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране неразрывно связано с созданием условий, повышающих безопасность движения транспорта, конструкционными характеристиками автомобиля, организацией досуга детей. А снижение тяжести медицинских последствий травмы сопряжено с совершенствованием организации поэтапной медицинской помощи, в том числе и на так называемом доврачебном этапе, когда неотложная медицинская помощь может быть оказана только участниками дорожного движения. Для этого необходимо разработать и внедрить систему дифференцированного обучения (в зависимости от возраста ребенка) детей правилам безопасного поведения на дорогах и оказанию неотложной медицинской помощи (само- и взаимопомощи).
Для повышения качества оказания медицинской помощи детям с тяжелыми травмами нужна определенная реорганизация сложившейся системы этапного лечебного обеспечения. Прежде всего, необходимо сформировать единое информационное пространство, функционирующее в режиме «реального масштаба времени». С решением этой задачи, имеющей проверенные временем аналоги в промышленно развитых странах, непосредственно связаны вопросы взаимодействия различных ведомств и служб, принимающих участие в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ликвидации медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий; своевременного планирования и оперативного руководства существующей сетью территориального здравоохранения, корректного текущего контроля качества оказываемой помощи на всех этапах медицинского обеспечения и реабилитации.
Существенным фактором служит формирование каналов оперативной связи между УВД, бригадами Скорой и неотложной медицинской помощи, профильными больницами, диспетчерской службой Скорой и неотложной медицинской помощи с возможностью трансляции своевременной информации о пострадавшем, обеспечивающей необходимую преемственность лечебно-диагностических мероприятий на догоспитальном и госпитальном этапах. Важным условием повышения качества медицинской помощи детскому контингенту на догоспитальном этапе в условиях многомиллионного города является создание специализированных детских реанимационных бригад Скорой и неотложной медицинской помощи.
– Наш журнал ставит своей целью научить профилактическим мерам сначала взрослых – родителей, воспитателей детских садов, школьных педагогов – с тем чтобы они, в свою очередь, передали полученные знания детям. Считаете ли Вы, что мы реально можем помочь в распространении этих знаний?
Р.К.: Да, конечно. Мы должны рассказать детям о подстерегающих их «ловушках» и о том, как в них не попадать. В той же ГИБДД, например, выпускают газету, где обсуждаются перспективы проведения соревнований по медицинским знаниям детей, однако, опять же, на сей счет нет никаких обучающих программ. Или другой пример: в школах для будущих мам предполагается обучать, как купать и одевать маленьких детей, но ни слова об опасностях, подстерегающих малышей в будущем.
В результате – несчастные случаи (выпадение детей из оставленных открытых окон и т.д.), с трагическими последствиями. А это и есть одна из тех «ловушек», о которых должны знать взрослые и рассказывать об этом детям. Пока же Россия находится на незавидном первом месте в мире по потерям, которые несет общество в связи с детским травматизмом. Положение надо кардинально менять: данной проблемой должно всерьез заняться государство. Мы же будем не только говорить об этом, но и делать все от нас зависящее, чтобы перемены к лучшему не заставили себя ждать.

 

Источник:  журнал "Качество жизни. Профилактика."   № 3 май-июнь 2003   www.profilaktika.ru