Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

МАМА & МАЛЫШ. Стратегия кормления грудного ребенка


Молодой маме очень легко потеряться среди рекомендаций о кормлении ребенка. Разные источники рекомендуют самые разные сроки введения прикорма и совершенно разные продукты.Связано это с тем, что ВОЗ «отодвинуло» сроки ввода прикорма с 4 до 6 месяцев.

С чем связаны такие изменения?

В первую очередь - с особенностями организма ребенка. Новорожденный младенец отличается незрелостью всех органов и систем, несовершенством многих функций организма.

  • Его пищеварительная система также еще недостаточно развита.
  • Желудок небольшого объема, расположен почти вертикально, мышечный слой входа развит слабо, что создает условия для возникновения у новорожденных срыгиваний и рвоты.
  • Стенки кишечника тонкие, легкопроницаемые, мышечный слой развит слабо, что часто является причиной его растяжения обра­зующимися газами и возникновения колик.
  • Низкая активность пищеварительных соков, недостаточная способность к расщеплению и перевариванию пищи, особенно белков и жиров, способствует частому возникновению расстройств пищеварения.

В период внутриутробного развития все пищевые вещества поступали в организм ребенка «в готовом виде» с кровью матери. Сразу после рождения способ питания резко меняется - всю пищу ребенок получает извне. Начинается первая АДАПТАЦИЯ ребенка к новым условиям. Чем ближе состав пищи к составу тканей младенца, тем легче у него протекают процессы перева­ривания, усвоения пищи и обмена веществ. Оптимально всем этим требованиям отвечает грудное молоко матери, которая в течение 9 месяцев вынашивала ребенка и обеспечивала все условия для его развития.

Материнское молоко является идеальной пищей для младенца, особенно в первые месяцы жизни.

Да, бесспорно – грудное молоко идеальная, но не единственная пища для ребенка.Нередко складывается ситуация, что мама до родов настраивается на грудное вскармливание ребенка, но реальная ситуация складывается иначе (в числе возможных вариантов – резус-конфликт матери и ребенка, лактация не увеличивается до такой степени, чтобы соответствовать потребностям ребенка; сильные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде, оперативные вмешательства при родах, состояние де компенсации при хронических заболеваниях легких, почек, печени или есть «трудности» со стороны ребенка).

Если по той или иной причине женщина не может кормить грудью – это вовсе не значит, что она плохая мать. Материнское молоко в действительности является наилучшим питанием для новорожденного; в некоторых случаях оно необходимо и незаменимо; но для большинства детей выбор оказывается не столь существенным, и они прекрасно будут расти на адаптированной смеси. Тем не менее, материнское молоко поможет предупредить появление серьезных аллергий и, кроме того, у детей часто наблюдается непереносимость коровьего молока.

Вскармливание ребенка может иметь следующий вид:

  • Грудное вскармливание – когда мама кормит ребенка грудью
  • Естественное вскармливание (не путайте с грудным) – когда ребенка кормят сцеженным молоком матери из бутылочки или с ложки.
  • Смешанное вскармливание – когда у мамы не хватает молока и ребенка докармливают смесью
  • Искусственное вскармливание - когда ребенка кормят только смесью

Наилучшим вариантом является грудное вскармливание, но… реальность иногда отличается от идеальных условий. При грудном вскармливании ребенок получает все питательные вещества «из организма мамы» «в переработанном виде». Поэтому важно то, чем мама питается. В случае искусственного вскармливания ребенок получает все вещества только из смеси.

Но ни в том, ни в другом случае нецелесообразно вводить прикорм ранее 4 – 6 месяцев.

Физиологически новорожденный ребенок приспособлен только к потреблению жидкой пищи. «Помогают» в этом ребенку рефлексы – сосательный, глотательный – у доношенных детей они являются врожденными. Кроме того у ребенка присутствует защитный рефлекс «выталкивания» - он проявляется в следующем – если ребенку в рот попадают твердые частички пищи или инородные тела, то язык автоматически выталкивает их, не давая малышу подавиться. В период от 4 до 6 месяцев этот рефлекс начинает постепенно ослабевать.

Пищеварительный тракт ребенка так же «настроен» исключительно на молочное питание – многие пищеварительные ферменты начинают вырабатываться только после 4-6 месяцев; в пищеварительном тракте вырабатывается специфический  белок иммунной системы  - иммуноглобулин А, который непосредственно участвует в работе иммунной системы - он как бы «отфильтровывает» «вредные» для организма компоненты (аллергены) - подробнее о работе иммунной системы см. МАМА и МАЛЫШ. Иммунитет и аллергия. Теория . В первые месяцы жизни его вырабатывается очень мало и лишь к 7 месяцам его количество становится достаточным.  Поэтому следует отложить введение в рацион прикорма, если у родителей ребенка имеется склонность к аллергическим реакциям и/или частым заболеваниям.

Но многие родители стараются ввести в рацион ребенка твердую пищу раньше, чем организм ребенка будет к ней готов. С моей точки зрения – это неправильно.
Организм ребенка до 4 месяцев прикорм усваивать не готов; даже если он находится на искусственном вскармливании.

В качестве дополнительного (к вышесказанному) аргумента - предлагаю посмотреть "Таблицу  "Кормление детей грудного и младшего возраста""
В разделе "справочная информация" можно посмотреть примерные меню, ориентированные на возраст ребенка.
В разделе "кулинария" - найти рецепты первых  "кулинарных блюд"  и другие полезные советы.

Как определить что малыш "готов к прикорму"?

В этом вопросе желательно "ориентироваться" на  уже описанное выше угасание защитного рефлекса (а это вещь индивидуальная) - это очень важный момент, который обязательно надо учитывать (помимо возраста ребенка); иначе у ребенка может сформироваться негативное отношение к новой пище, а в дальнейшем - трудности с приемом пищи (безусловно-рефлекторные) - когда придется применять кормление "за маму, за папу..." , кормление под мультики и др. отвлекающие факторы.

Для "теста" вполне подойдет пища  гомогенная по консистенции  - кофейной ложечкой или с помощью пальца надо положить "новую" пищу на середину языка ребенка- если ребенок  проглотил пищу - можно начинать второй этап адаптации к новой жизни - введение прикорма; если на лице ребенка недовольная гримаса или он "выплюнул" пищу (она "выпала" изо рта) или пища осталась на языке - значит защитный рефлекс у ребенка еще силен и надо вернуться к вопросу ввода прикорма позднее.

Помните:

  • Любой новый для ребенка вид пищи должен вводиться в его рацион постепенно - обычно схема ввода прикорма выглядит так: 1/2 ч.л. в первый день, 1 ч.л. во второй день, 1 ст.л. в третий день и только в 4 день - "возрастная норма". Всегда кормите ребенка новой для него пищей только в утренние часы - у Вас будет целый день, чтоб проследить за реакцией ребенка на новый продукт. Так же новый продукт рекомендуется предлагать ребенку в конце кормления, при необходимости добавляя его в привычную для ребенка пищу.
  • Консистенция пищи из жидкой должна плавно переходить в пастообразную, а затем в комковатую (по мере взросления ребенка). Но никогда не делайте для малыша  "концентрированную" кашу из пачки  (а так же адаптированную смесь) - точно следуйте рецептуре, указанной в инструкции! В противном случае возникает риск обезвоживания организма ребенка.
  • Никогда не кормите малыша насильно - Ваша задача не "запихнуть" побольше еды в ребенка, а познакомить его с новым видом пищи. В один день ребенок может съесть более предложенной ему порции, в другой - намного меньше. Не расстраивайтесь по этому поводу. Умейте вовремя остановиться - не перекармливайте ребенка.
  • Всегда ориентируйтесь на пищевые предпочтения ребенка - если ему не нравится морковь - не кормите его ей потому что она "полезна" или "необходима".
  • Не вводите в рацион ребенка сразу несколько продуктов - в случае аллергической реакции невозможно будет определить какой продукт является аллергеном.
  • Ведите дневник кормлений
  • Если в рационе ребенка содержится уже достаточно много продуктов - не кормите ребенка однообразно - чередуйте продукты.