Т.А. Романова
Пубертатный период является крайне важной – рубежной фазой развития человека,
когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его
половой и физической зрелости. Пубертат, транзиторный период между детством и
половой зрелостью, контролируется комплексом нейроэндокринных факторов,
обеспечивающих ряд физических и психических изменений, приводящих к физической,
психической и репродуктивной зрелости организма. От того, насколько полноценно у
подростка протекает и насколько благополучно завершается пубертат, во многом
зависит окончательное становление репродуктивных функций, фертильность и
детородный прогноз, финальный рост и метаболический статус у взрослого поколения
[9].
Сроки наступления пубертата, как и формы его протекания, зависят от пола
ребенка, многочисленных генетических и внешних факторов – они чрезвычайно
изменчивы и индивидуальны [3]. Считается доказанным, что пубертатный период
относится к числу тех жизненных процессов, которые не связаны с хронологическим
(календарным) возрастом индивидуума и целесообразность выделения этой возрастной
группы обусловлена социальными и биологическими детерминантами подросткового
возраста.
В силу особенностей функционирования многих органов и систем в пубертатном
периоде у ребенка возможно развитие явлений, стоящих на границе между
нормальными физиологическими вариациями и патологическим состоянием. Это большая
группа физиологических отклонений, которые в той или иной форме могут касаться
почти всех важнейших систем и органов. Физиологические отклонения большей частью
связаны с конституциональными вариациями функций желез внутренней секреции и
множеством устранимых экзогенных воздействий, лишь временно нарушающих
гармоническое развитие созревающего организма. Эти физиологические отклонения,
за немногими исключениями, постепенно сглаживаются и преодолеваются по окончании
полового созревания.
Наблюдаемые в пубертатном периоде морфофункциональные изменения основных
систем организма и перестройка регуляторных механизмов совпадают с новыми
социальныминагрузками: последний этап школьного образования, профессиональное
самоопределение и обучение, ранний труд, изменение образа жизни и поведения,
интеграция во взрослое общество и т.д. Школа требует от ребенка умения подчинить
свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму, формирование которого
происходит в процессе обучения [6]. Усиленный рост, повышенная двигательная и
нервно–психическая активность приводят к значительному напряжению в работе
нервной системы (в особенности вегетативной нервной системы), эндокринных желез
и обмена веществ. В результате этого физиологического для данного возраста
напряжения и некоторых неблагоприятных внешних воздействий в пубертатном
возрасте весьма часто наблюдается вегетативная дистония, лабильность психики и
поведения.
Данные состояния характеризуются выраженной неустойчивостью и
противоречивостью отдельных сторон нервно–психического склада, эмоциональной
лабильностью – «пубертатная лабильность настроения», а также стремлением к
самостоятельности, независимости с сомнениями и даже отрицанием прежних
авторитетов и особенно негативистическим отношением к авторитету лиц из
ближайшего окружения (семья, учителя и т.д.) – период «отрицания», «протеста
против отцов», «стремления к самостоятельности» [10,11]. В настоящее время в
пубертате произошли существенные изменения – значительно снизился возраст
наступления пубертата. Возраст менархе в странах центральной Европы и в США в
последние 100 лет снижается каждое десятилетие на 2–3 месяца. Особенно заметно
это снижение в последние 50 лет, что связано со стабильностью
социально–экономических условий, повышением качества жизни и общего здоровья
популяции [2].
Изменения в социальной сфере, а также негативное экологическое влияние
обусловили формирование двух полярных по признакам течения пубертации групп
подростков. С одной стороны, это группа, имеющая более или менее выраженную
тенденцию к раннему, активному пубертату и половой социализации и которая с
каждым годом становится все меньше. Другой полюс составляют дети с ретардацией
(задержкой) полового и психосексуального развития. Ускоренное и замедленное
половое развитие наблюдалось и раньше, однако сегодня выросло число
малодифференцированных конституциональных форм, не обусловленных конкретными
органическими причинами. В целом число детей с нормально протекающим пубертатным
развитием в популяции уменьшилось. Группу подростков с относительной ретардацией
полового развития составляют дети из семей с формирующимся или устойчивым
дефицитом питания. В пищевом рационе таких детей выявлена нехватка
жирорастворимых витаминов и витаминов группы «В» [7].
Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит
времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими
факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и
прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на
развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях
способствует «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях
организма, что формирует невротические расстройства с последующей их
соматизацией и преобладанием в клинической картине висцеральных синдромов в виде
нарушений деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов. За последние
годы возросло число детей с нарушениями психического здоровья и пограничными
психическими состояниями, формирующими социальную недостаточность подростков.
Более 70% учащихся системы общего и среднего образования испытывают трудности в
усвоении базовой школьной программы. Отмечается режим роста дезадаптации
подростков – девиантные формы поведения, связанные с минимальными мозговыми
дисфункциями, с неврозами, характерологическими аномалиями личности,
психопатоподобным состоянием. Среди подростков четверть имеет различные
психические заболевания, частота которых растет каждые 10 лет на 10–15%. Лишь
10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, у 40–45% из них
имеются хронические заболевания и у 45–50% – серьезные морфофункциональные
отклонения, при этом у каждого второго школьника наблюдается сочетание
нескольких хронических заболеваний с рядом функциональных нарушений, что
существенно ослабляет организм [5].
Характерным для подростков нашего времени становится «трофологический
синдром», характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением
функциональных резервов, задержкой полового развития. В современной популяции
школьниц увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от
календарного. Так, среди 13–14–летних девочек их 32%, среди 15–16–летних – 25%,
среди 17–18–летних – 22%. Это является неблагоприятным прогностическим признаком
в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья
детей. Об этом свидетельствует и сокращение в популяции числа девушек с ранним
появлением менархе – до 12,5 лет, за последние 10 лет с 33 до 10% [1].
К моменту окончания школы до 75% девушекимеют хронические заболевания
внутренних органов, у 23,6% старшеклассниц выявлено сочетание гинекологических
заболеваний и экстрагенитальной патологии. У старшеклассниц в структуре
гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20–54%)
с потерей трудоспособности по типу резко болезненных менструаций, сопровождаемых
выраженными вегетативными реакциями, и маточных кровотечений. Среди девочек с
дисменореей 70,5% больных составляют пациентки 15–17 лет. Не менее редкой
патологией являются гипоменструальный синдром и аменорея (16–20%) в сочетании с
гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. Частота
воспалительных заболеваний половых органов у девочек увеличилась в 1,2 раза.
Причем у сексуально активных девочек воспаление гениталий выявлено в 45,2%
случаев, тогда как у их сверстниц, не имевших сексуального опыта – в 15,1%.
Увеличилось число девочек абсолютного или относительного риска бесплодия [8].
Неуклонно возрастает инвалидность. Так, в 2001 году впервые в общее число
детей–инвалидов вошли дети в возрасте до 18 лет. Общая численность
детей–инвалидов достигла 617 096 (183,3 на 10 тыс. детей) [4]. Таким образом, в
пубертатном периоде на современном этапе произошли существенные изменения,
которые выражаются в следующем: – формирование двух полярных по признакам
течения пубертации групп (группу, имеющую более или менее выраженную тенденцию к
раннему, активному пубертату и половой социализации, и группу с ретардацией
полового и психосексуального развития); – ухудшение состояния здоровья и рост
инвалидности.
Литература
1. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты.
//Педиатрия. – № 3. – 1999. – С. 4–6.
2. Дедов И.И., Семичева Т.В., Петеркова В.А. Половое развитие детей: норма и
патология. М. – 2002. – С. 50–66.
3. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова–Ямпольская Р.В.
Морфо–функциональные константы детского организма. М.: Медицина. – 1997. – 287
с.
4. Корсунский А.А., Гаврилова Л.В., Ильин А.Г., и др. Служба охраны здоровья
матери и ребенка в 2002 году. Москва. – 2002. – 83 с.
5. Положение молодежи в РФ: 1995 г.: Государственный доклад ГК РФ по делам
молодежи правительству РФ. – М. – 1996. – 159 с.
6. Сердюковская Г.Н. Руководство для врачей. М.: Медицина. – 1983. – С.
14–40.
7. Тарусин Д.И., Румянцев А.Г., Гаврилова Л.В. и др. Охрана репродуктивного
здоровья мальчиков и юношей–подростков. /Информационное письмо. М. –1999. – 49
с.
8. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек подросткового возраста.
/Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2003. – Т. 48. – № 5. С.8– 9.
9. Шилин Д.Е. Синдром изолированного пубархе у девочек . / Руко водство для
эндокринологов. М. – 1999. – С. 1–19. 1 0 . Ducharme J.R. Normal puberty:
clinical manifestation and their endocrine
Опубликовано с разрешения администрации Русского
Медицинского Журнала.
|