Иммунная система – одно из самых блестящих творений
живой природы. Она совершенствовалась миллионы лет, но только у человека
достигла наивысшего развития. Основное назначение системы иммунитета – охрана
биологической индивидуальности и целостности организма, основанное на
способности распознавать генетически чужеродные вещества, не допускать их
проникновения во внутреннюю среду организма, а если это все-таки произошло, -
разрушать и выводить их.
Однако человеческий организм – это не «государство за
железным занавесом», а открытая экосистема, являющаяся частью биосферы Земли.
Поэтому, охраняя свою биологическую уникальность, человек, тем не менее,
вынужден общаться с другими формами материи. Гармонизировать эти отношения,
привести их в соответствие с задачами выживания и помогает иммунная система.
Именно она регулирует отношения организма человека с многочисленными и
разнообразными микроорганизмами, обитающими на его коже и слизистых оболочках.
С ними она устраивает отношения, имеющие взаимовыгодный
характер. Расплачиваясь за предоставленные кров и пищу, эти
микроорганизмы-«друзья» синтезируют для человека витамины, участвуют в процессах
пищеварения, защищают его от болезнетворных бактерий. Другим микробам иммунная
система позволяет быть «нахлебниками». Питаясь отжившими клетками и микробами в
желудочно-кишечном тракте, они не приносят ему ни очевидной пользы, ни явного
вреда. Некоторым микробам позволяется даже паразитировать на человека и
использовать его живые белки на свои нужды.
Содержать под присмотром иммунной системы полчища
разнообразных кланов микроорганизмов человеку выгодно, так как отдельные
микробные популяции, находясь в единой биологической нише, в борьбе за «хлеб» и
«место под луной» препятствуют друг другу размножаться.
Поведение иммунной системы можно в этом случае сравнивать с
тонкой дипломатией, направленной на установление добрососедства, динамического
равновесия с окружающей живой природой.
Если иммунный контроль ослабевает или факторы внешней среды
становятся более агрессивными, то мирные отношения сменяются на «вооруженные
конфликты» в широком диапазоне – от локальных, например, гнойничка на коже, до
масштабных столкновений с вовлечением многих систем организма и развитием
тяжелых и даже смертельных заболеваний. Тактика «дипломатии» в этом случае
сменяется на «силовые методы», и решение вопроса «кто кого» в значительной мере
зависит от слаженности в работе иммунной системы и ее резервной мощности.
Как устроена иммунная система. Морфологической
основой иммунной системы является лимфоидная ткань, клеточной единицей –
лимфоцит. Есть в этой ткани «центральное управление» (вилочковая железа и
селезенка), где и созревают иммунные клетки – лимфоциты. Отсюда «управление»
рассылает их в «периферические отделы» - миндалины, лимфоузлы кишечника и
бронхов и далее – по всему организму до самых укромных уголков, чтобы ни один
вторгшийся чужеродный агент не остался незамеченным.
Иммунные клетки организма разнообразны и обучены решать
определенные задачи. Существуют, например, клетки- разведчики, назначение
которых – опознать генетически чужеродные вещества. Самыми заклятыми врагами
этих клеток являются крупные белковые молекулы (антигены). Обнаруживая
антиген, эти «разведчики» по цепочке передают сигнал тревоги другим клеткам. Те,
в свою очередь, организуют защиту, пуская в ход сверхточное скоростное «оружие»
- специализированные белковые молекулы – иммуноглобулины, иначе называемые
антителами.
Одни из этих антител прикреплены к поверхности клеток,
другие свободно перемещаются в биологических жидкостях, в частности, в крови.
Их уникальная способность безошибочно поражать выбранную цель, нейтрализуя
антигены, связана со сложно и тонко организованной молекулярной структурой.
Например, та часть молекулы антитела, которая направлена на захват антигена,
представлена более чем 25 миллионами структурных вариантов, из которых
подбирается единственно подходящий.
Информация, получаемая от каждой встречи с антигенами, не
пропадает. Она закрепляется в памяти иммунной системы, образуя со временем
огромный архив из досье на каждый встреченный и опознанный антиген. При
повторном контакте с антигеном сведения о нем будут мгновенно получены из «банка
данных», что позволит легко и быстро организовать выработку специфических
антител.
Взаимодействие между отдельными участниками иммунного
процесса, их кооперации друг с другом, выбор направления движения, расстановка
по местам регулируется с помощью специальных «управляющих» молекул, от которых
зависит ювелирная точность работы иммунных механизмов. Например, если в организм
попадает какой-либо инфекционный агент, то лейкоциты крови точно подходят к
месту его внедрения, прилипают к стенке сосуда, проходят через нее и в нужном
месте организуют защитное воспаление.
Проявление иммунитета. Хотя иммунная система и
создавалась на протяжении огромного исторического периода развития живой
материи, только что родившийся ребенок не может похвастаться совершенством своих
защитных сил. Ему предстоит приложить поистине титанические усилия, чтобы
обрести в своем организме этот природный феномен и совершенствовать его на
протяжении всего детства. На этом нелегком питии есть особенно трудные участки,
через которые далеко не все проходят без потерь.
Первые трудности не заставляют себя долго ждать и настигают
ребенка в момент его появления на свет. Это происходит при переходе из
стерильной стихии околоплодных вод в мир, наполненный инфекциями. Для защиты от
микробов и вирусов у новорожденного все же есть небольшой набор факторов
иммунитета, однако, почти все они – не его собственные, а материнские. Мама еще
внутриутробно передает через пуповину часть своих защитных иммунных белков.
После рождения мама продолжает делиться с малышом своим высоко обученным
иммунитетом через грудное молоко. Иммунные клетки и антитела, полученные с
молоком матери, не разрушаются в кишечнике ребенка. Они остаются активными и
выполняют свою функцию в организме ребенка так же успешно, как и в организме
матери. Такой иммунитет называется пассивным, он способен защитить
маленького ребенка от многих заболеваний вирусной и бактериальной природы, но
сохраняется недолго.
К 3-6 месяцам защитная функция материнских тел в организме
снижается почти вдвое. Чтобы выжить, ребенку необходимо начать вырабатывать свои
собственные антитела. Однако незрелая иммунная система ребенка в этом возрасте
еще не обладает крепкой памятью, поэтому после перенесенных инфекции не
остается прочного иммунитета и ребенок может болеть снова и снова. Малыш упорно
покоряет мир, овладевая все большим пространством, населенным миллиардами
микроорганизмов, подвергается искусственной антигенной стимуляции через
прививки, все более разнообразную пищу, содержащую белки, значительно
отличающиеся от антигенной структуры белков человека.
Этот опыт не проходит даром, и примерно к 2 годам ребенок
начинает вырабатывать иммуноглобулины, способные защитить его от повторных
инфекций, и значительно расширяет арсенал своих иммунных клеток.
К 4-6 годам содержание в крови иммуноглобулинов достигает
уровня взрослых. Казалось бы, пройдены все трудности на пути к совершенству, но
впереди возникает еще один барьер – подростковый возраст. Последний ростовой
скачек и гормональная перестройка уменьшают относительную массу лимфоидной ткани
и угнетают функцию иммунных клеток, заставляя иммунитет снова напрягаться в
своем развитии.
Качество формирующейся иммунной системы во многом зависит
от особенностей жизни ребенка: среды его обитания, питания, уровня медицинского
обслуживания и т.д. Однако за всеми этими внешними влияниями стоит главный, но
невидимый режиссер – генетическая программа. Ее особые гены переключения
обеспечивают всю последовательную смену циклов развития иммунной системы
человека и определяют индивидуальную смену циклов развития иммунной системы
человека и определяют индивидуальную силу иммунного ответа.
Причины аллергических заболеваний у детей. Если при
взаимодействии иммунной системы и инфекции работает логика «кто кого», то
отношения организма с антигенами неинфекционной природы построены по другим
принципам.
Известно, что чувствительность людей к антигенам окружающей
среды различна и очень индивидуальна. Один человек с удовольствием вдохнет
аромат цветка, съест яйцо, погладит кошку и не заболеет, другому же ложечка меда
или инъекция «безобидного» лекарства может стоить жизни. Это люди, которые
воспринимают структуру окружающего мира с болезненной тонкостью и реагируют на
нее драматически.
Феномен чрезмерно повышенной чувствительности к антигенным
веществам называют аллергией, а к антигенам неинфекционной природы –
атопией. Атопическими заболеваниями, главные из которых – бронхиальная
астма, атопический дерматит, аллергический ринит, крапивница, - страдает каждый
четвертый ребенок.
Аллергия раньше и быстрее проявляется у тех детей, матери
которых во время беременности курили, неправильно питались, лечились
антибиотиками, гормонами, работали на вредных предприятиях.
После рождения очень важными являются условия, в которых
живет ребенок, его питание, быт, способы лечения и т.д.
В первые месяцы жизни самая главная «лазейка», через
которую в организм ребенка вторгаются антигены, - желудочно-кишечный тракт.
В первые полгода ребенок не имеет достаточно надежной иммунной системы, почти
все факторы иммунитета он получает от матери через грудное молоко. Особенно
богато защитными иммуноглобулинами и иммунными клетками молозиво – молоко,
выделяющееся сразу после рождения. По своим высочайшим защитным возможностям оно
может быть приравнено к лекарству. Грудное молоко «смазывает» слизистую оболочку
желудочно-кишечного тракта ребенка, создавая надежный барьер на пути
проникновения любых антигенов – пищевых, бактериальных, вирусных. Если по
каким-либо причинам ребенок не может сосать грудь, то обязательно следует
кормить его сцеженным молоком из бутылочки. Лишение ребенка грудного
вскармливания неминуемо приведет к массивному поступлению в кровоток антигенов,
которые возбудят ответную реакцию незрелой иммунной системы ребенка.
Особенно интенсивному антигенному воздействию подвергается
ребенок, которого раньше положенного возраста начали прикармливать кашами и
овощами. Избыточное количество антигенов в просвете кишки в этом случае
происходит в результате несоответствия уровня зрелости процессов пищеварения той
пище, которую ребенку предлагают переварить. Не стоит рано вводить прикорм
ребенку – внешне все может выглядеть благополучно – организм ребенка в своем
стремлении выжить будет отчаянно напрягать пищеварительные ферменты, гормоны,
иммунитет и более или менее длительно создавать иллюзию благополучного развития.
Изменения в организме будут носить при этом постепенный, « накопительный»
характер и проявятся, возможно, через многие месяцы и годы. Такое состояние
можно рассматривать как хронический стресс, при котором рано или поздно наступит
истощение резервов.
Очень многое из того, что делает человека здоровым или
больным, - результат особенностей вскармливания на первом году жизни. Как
значительный фактор риска возникновения аллергического заболевания можно
рассматривать высокую концентрацию антигенов, присутствующих в жилище.
Бытовые антигены обнаруживаются повсюду – в воздухе, на поверхности стен, пола,
мебели, игрушках, одежде, посуде, коврах, книгах и т.п. наиболее высока
концентрация антигенов в домашней пыли. Пыль представляет собой смесь,
отражающую особенности быта семьи, гигиенические качества жилища (в составе пыли
присутствуют: частички волос и чешуйки кожи человека, ворсинки ковров, одежды,
обивки мебели, фрагменты домашних насекомых, плесневые грибы, пух и шерсть
домашних животных, мельчайшие частички их экскрементов и много минеральных
примесей).
Антигенная активность домашней пыли в основном определяется
органическими примесями и, прежде всего микроскопическими клещами,
имеющими 50 разновидностей. Эти насекомые – самые распространенные паразиты
наших домов, обживающие подушки, перины, ковры, старую мягкую мебель и игрушки,
углы, забитые пылью. Хитиновый покров и экскременты не теряют своей антигенности
даже у мертвых клещей.
Жилища, расположенные в сыром климате, часто бывают
поражены грибами, споры и мицелий которых обладают сильной антигенностью.
Плесень прекрасно разрастается в старых, долго не ремонтировавшихся и плохо
проветриваемых помещениях, в ванных комнатах, под отслаивающимися обоями и
штукатуркой, в бытовых кондиционерах. Плесень может прорастать в обильно
поливаемой почве цветочных горшков, в хлебе, домашних консервах, копченой рыбе,
колбасе и т.д., если они долгое время находятся в среде с повышенной влажностью.
Немалый вклад вносят в антигенный потенциал домашние
любимцы – собаки, кошки, птички, рыбки, хомячки. Как бы хорошо их не содержали,
они все равно рассеивают по жилью частички своей шерсти, пуха, перьев, слюны,
экскрементов. Эти высокоактивные белки оседают на коже ребенка, попадают в его
желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути.
Природные антигены настигают ребенка и на открытом воздухе.
Около 200 видов растений вырабатывают мельчайшие гранулы пыльцы, которые ветер
разносит на большие расстояния. Пыльца – это мужские половые клетки
растений. Ее антигенные свойства обусловлены наличием белков.
Непременные спутники растительного мира – насекомые
тоже таят в себе потенциальную антигенную опасность. Наиболее аллергены яды и
покровные ткани перепончатокрылых (пчел, шмелей, ос, шершней), двукрылых
(комаров, мошек, мокрецов), тараканов.
Особая группа антигенов, действующих на ребенка, связана с
лекарственными препаратами. Особенно часто вызывают аллергию
антибиотики, сыворотки, гамма-глобулины при неправильном режиме приема,
коротких, часто повторяющихся курсах.
Действие разнообразных внешних антигенов быстрее приведет к
аллергическому заболеванию, если складываются ситуации, облегчающие их внедрение
в организм. Самым активным «помощником» антигенов являются болезни,
которые уменьшают прочность и без того слабых защитных барьеров – слизистых
оболочек. Это и повторные острые респираторно-вирусные и желудочно-кишечные
инфекции, и хронические очаги воспаления в миндалинах, желчном пузыре и т.д., и
хронические заболевания желудка и кишечника (гастриты, дуодениты, колиты,
дисбактериоз, ферментативная недостаточность).
К причинам, способствующим развитию аллергического
заболевания, относиться так же факторы внешней среды – как природные, так
и связанные с деятельностью человека.
Воздух может содержать: продукты сгорания топлива,
агрессивные газы, молекулы тяжелых металлов, молекулы полимерных материалов.
Недостаточный уровень благоустройства дорог и свободных территорий приводит к
высокой запыленности. Особенно опасным загрязнением воздуха является табачный
дым. Если добавить к этому средства бытовой химии (стиральные порошки с
ферментативными добавками, парфюмерию в аэрозольной упаковке), использование
мебели с синтетическими панелями (выделяет вредные синтетические пары) и т.п.
Легкие человека (а особенно ребенка) с их огромной поверхностью поглощают любые
загрязнения, находящиеся в воздухе.
Развитие пищевой индустрии так же внесло свой вклад.
Производство современных пищевых продуктов, их транспортировка и хранение не
мыслимо без так называемых пищевых добавок. Многие из них провоцируют
аллергические реакции у детей.
Питьевая вода загрязняется стоками промышленных
предприятий, удобрениями, вымываемыми из почвы и т.п.
Интересующие вопросы можно
задать на форуме "вопросы
семейному врачу", там же можно предложить темы, о которых Вы бы хотели
получить информацию.
|