Когда малыш взрослеет – меняется его ритм жизни, он начинает осваивать новые
навыки. Меняются и упражнения, которые входят в его гимнастический комплекс.
Сначала немного о том, что его теперь отличает…
Когда малышу исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Т.к. в
этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий надо выбрать
время, когда у малыша хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверенно держит
головку, способен поднимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо
как можно чаще выкладывать на живот. Эта процедура способствует укреплению
различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца малыш уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонными на
кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кисти и мышцы
ладоней – надо учить ребенка хлопать в ладоши (игра в «ладушки») и ударять ими
по какому-нибудь ровному предмету (для этой цели может подойти яркий
эмалированный контейнер с пластиковой крышкой из набора, который, по-моему,
можно купить на любом рынке; он очень легко привлечет внимание малыша своим
цветом).
В 4 месяца малыш начинает «разговаривать». В моменты, когда ему что-то
нравиться, он начинает лепетать на «своем» языке и улыбаться; кроме того, он
активно двигает и руками и ногами – это одно из самых полезных для него
упражнений – укрепляются мышцы и суставы ребенка. Чтобы «подтолкнуть» малыша к
таким движениям можно привязать ему к ножкам (к каждой отдельно и не туго)
колокольчик или маленькую погремушку-шарик и когда малыш подергает ножкой, то
услышит звук колокольчика или погремушки и ему непременно станет любопытно
«почему так получается?» и он подергает ножками ещё. А чтобы шевелились
маленькие ручки – на них можно привязать красивые цветные ленточки и малыш
начнет их разглядывать, шевеля при этом ручками.
В возрасте 4 месяцев у ребенка проявляется интерес к различным игрушкам. Он все
чаще берет их в руки и старается удержать. Рекомендуется в это время давать
ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой, чтобы ребенок во время игры
отставлял большой палец. Обычно в этом возрасте дети всё «пробуют на зуб»,
затаскивая в рот, и их любимыми игрушками становятся те, которые можно «погрызть
и пожевать» - у которых уши, хвостики и ножки для этого подходят. Резиновые
игрушки (а малыши любят грызть именно их!) в этот период должны быть такого
размера, чтоб ребенок ни при каких обстоятельствах не мог засунуть в рот, т.е.
более 8-10 см в диаметре. Постоянно проверяйте игрушки на «степень погрызанности»,
особенно когда начнут давать о себе знать зубки, иначе малыш может случайно
отгрызть «кусочек», а последствия, как сами понимаете, м.б. не самыми лучшими.
В 3 месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей
рук, а к 4 месяцам – мышц-сгибателей ног (отсюда и многие разговоры о том, что
гипертензионный синдром при неврологической симптоматике у ребенка проходит сам
по себе и лечить его не надо; не стоит путать причину со следствием (!) –
гипертонус может и пройти, а вот неврология – останется). В этом возрасте можно
начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В
первое время – они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться
все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация или
встряхивание. В комплекс процедур можно ввести массажный элемент – растирание,
основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев.
Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, поскольку этот
прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться более активными и интенсивными. В
этом возрасте вводятся упражнения, выполнение которых связано с использованием
гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный
надувной мяч (диаметр мяча от 55 до 75 см – в зависимости от возраста и роста
ребенка). Лучше если мяч будет с сегментами разного цвета, полосками,
разноцветными геометрическими фигурами и т.п. и достаточно прочным, чтобы
выдержать вес ребенка. Этот мяч будет очень хорошим «маминым помощником» - позже
с опорой на этот мяч ребенок может учиться стоять, а когда будет учиться ходить
– «опираясь» на мяч и катя его ручками вперед можно и передвигаться …
Вот такого «волшебного друга малыша» Вам надо выбрать.
Нужно следить за гигиеной малыша и как можно чаще проводить водные процедуры
(теплые ванны). Если Вы не научили плавать ребенка ранее, то в этом возрасте
следует учить его плавать, потому что плавание не только благотворно влияет на
суставы и мышцы, но и укрепляет весь организм в целом.
Длительность занятий с детьми 3-4 месячного возраста надо постепенно
увеличивать. Если до 3-х месяцев процедура составляла 15 минут, то в возрасте
3,5-4 месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности
занятий следует проводить в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует
отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае следует
проконсультироваться у специалиста. Если какое-то упражнение вызывает
отрицательные эмоции у ребенка – его нужно исключить.
Примерный комплекс упражнений:
Массаж ног.
И.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Её
следует выполнять легким поглаживанием по направлению от стопы к бедру (не более
4 движений). После этого перейти к кольцевому растиранию ног.
Кольцевое растирание ног.
Для того чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большим и
указательным пальцами охватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась
выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной
стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать строго
воспрещается! После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную
процедуру повторить 6 раз. В процессе проведении процедуры кожа должна
слегка(!!!) покраснеть.
Вся процедура заканчивается поглаживающими движениями.
Скользящие шаги (с вибрацией).
И.п. - лежа на спине. Это упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление
мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры следует избегать резких
движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки
массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы – на
внутренней. Обе ноги следует взять одновременно. Ноги у ребенка должны быть
согнуты в коленях и стопы должны стоять на столе.
Основным приемом выполнением данного упражнения является встряхивание. Для этого
нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем согнуть снова.
При этом необходимо следить, чтобы пятка плавно скользила по столу, не отрываясь
от поверхности. Такую же процедуру следует провести и с правой ногой. Данное
упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой.
Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц сгибателей, это
упражнение нужно отменить или заменить его на рефлекторное упражнение «ходьба»
(см. Часть 2.1)
2.Массаж стоп.
И.п. - лежа на спине. Основными приемами являются поглаживание, растирание и
поколачивание.
Для выполнения процедуры необходимо поддерживать ногу ребенка в области голени
левой рукой. Чтобы создать для стоп опору, следует подложить на ее тыльную часть
2 пальца правой руки. Начинать процедуру следует с трех поглаживаний. Затем
следует перейти к растиранию внешней и внутренне части ступни по направлению от
пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начинать
поколачивание ступней малыша. Для выполнения процедуры необходимо 8-10 раз
слегка (!!!) постукивать по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного и
среднего пальцев попеременно. Данный прием следует проводить по направлению от
пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно заканчивать поглаживаниями каждой ступни
ребенка.
Разгибание и сгибание ступней.
И.п. - лежа на спине. Дана процедура способствует развитию и укреплению мышц
ног. Для выполнения ее надо слегка надавливать на основание пальцев со стороны
подошвы. В этом случае ребенок должен рефлекторно сгибать стопу. После этого
следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямиться. Данную
процедуру повторить 4 раза.
3.Массаж рук.
И.п. - лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту. Движение должно
проводиться от кисти к плечу.
Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и,
придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой мягкими и плавными
движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную
процедуру повторить по 7 раз на правой и на левой руке. Далее перейти к
кольцевому растиранию рук.
Кольцевое растирание рук.
Для выполнения процедуры следует взять кисть ребенка большим (на внутренней
стороне) и указательным (на внешней) пальцами и растирать ее активными круговыми
движениями. Упражнение следует делать т.о., чтобы в 4 оборота пальцы массажиста
достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке
должна слегка(!!!) покраснеть. Данную процедуру повторить 5 раз.
Все упражнения нужно закончить поглаживанием (3 раза).
Скрещивание рук на груди.
И.п. - лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди. Для выполнения
упражнения следует взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и,
придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, оставшимися пальцами придерживая его
за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их
в разные стороны и снова скрестить на груди. Чтобы правильно выполнять
упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая
располагается сверху, затем левая. Данную процедуру повторить 6 раз.
Поворот на живот.
И.п. - лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению
многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.
Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю
часть голеней (как при поглаживании спины в предыдущем комплексе, см. часть
2.1); взять в другую руку левую ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и,
придерживая, осторожно сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать его за
запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.
Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на
правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать в
сторону поворота голову и плечи. Когда ребенок повернулся на правый бок, его
нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем следует вытянуть
левую руку вперед, и он рефлекторно повернется на живот. При этом его руки
должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо. Поворот на живот через
левый бок делается аналогично. Для его выполнения необходимо поворачивать
ребенка не левой, а правой рукой.
Приподнимание головы и туловища из положения лежа на спине.
И.п. - лежа на спине. Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота
и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и
сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно
осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялась голова
и плечи (туловище должно принять положение под углом примерно 45о. сажать
ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.
4.Массаж живота.
И.п. - лежа на спине. Основными приемами массажа живота являются различные виды
поглаживания – по косым мышцам живота, встречные, круговые. Все процедуры нужно
повторять по 4 раза
После поглаживания следует перейти к растиранию мышц живота: сначала круговому,
а затем по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания нужно делать
круговые движения одной рукой по направлению «по часовой стрелке» в области от
пупка до ребер. Затем двумя реками нужно сделать растирание по прямым мышцам
живота (аналогично поглаживанию, описанному в части 2.1), все движении должны
быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка(!!!)
покраснеть. В конце процедуры вновь сделать несколько приемов поглаживания.
5.Массаж спины.
И.п. - лежа на животе. Основным методом проведения процедуры является
поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует
выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а
внутренней – вниз. Ни в коем случае не должен затрагиваться позвоночник
ребенка(!). данную процедуру повторить 4 раза.
Прямое растирание спины.
После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. Процедура
заключается в легком (!!!) сдвигании кожи при движении правая рука двигается
снизу вверх, а левая – сверху вниз. Движение рук осуществляется одновременно.
Растирание спины по спирали
Так же выполняется двумя руками; пальцы правой руки должны двигаться по часовой
стрелке, а пальцы левой – против часовой стрелки. Движение осуществляется снизу
вверх, не затрагивая область позвоночника. В процессе процедуры кожа ребенка
должна слегка(!!!) покраснеть. Её следует завершить плавным поглаживанием.
Рефлекторное разгибание позвоночника
И.п. - лежа на боку. Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс
ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит
работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Процедура способствует укреплению
мышц спины. Её рекомендуется сделать 2-3 раза в день.
Для ее проведения следует большим и указательным пальцем проводить по спине
ребенка вдоль позвоночника (справа и слева от позвоночного столба
соответственно), а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок
рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по
3 раза на правом и левом боку.
6.Массаж груди
И.п. - лежа на спине. Основными приемами массажа являются поглаживание и
вибрация.
Процедура проводиться в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале
процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди (см. часть 2.1), а
затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует
проводить расставленными пальцами (руки двигаются навстречу друг другу).
Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для ее выполнения
следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины к
бокам. Данную процедуру повторить 3-4 раза.
Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной
клетки.
Упражнение «боксер» (выпады рук)
И.п. - лежа на спине. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц
и суставов плеча и рук.
Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными
охватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания
рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута,
и наоборот.
При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка
приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение
повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятия следует
следить чтобы ребенок не делал резких движений.
Упражнение на мяче.
И.п. - лежа на животе. Данное упражнение способствует развитию и тренировке
вестибулярного аппарата, а так же расслаблению мышц конечностей. Она должна
проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо
использовать большой надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызывает у
ребенка массу положительных эмоций. Кроме того, следует следить, чтобы мяч не
был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь
ребенка.
Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз,
обязательно (!!!) фиксируют его ножки в районе щиколоток (см. часть 2.1) правой
рукой, при этом колени ребенка должны быть разведены в разные стороны. Левой
рукой следует зафиксировать малыша за спинку, прижав его к мячику. Мяч должен
быть не слишком туго надут, под весом ребенка он должен как бы слегка пружинить.
После этого следует осторожно покатать ребенка на мяче «вперед-назад» и очень
осторожно «по кругу». Делать это упражнение следует так, чтобы ребенок не упал с
мяча и не пугался такого катания. Перед упражнением маме надо обратить внимание
ребенка на «такой красивый мячик, который специально пришел и хочет покатать на
себе малыша», т.е. всеми средствами дать понять малышу, что мячик не опасный.
Позже, когда Вы освоите это упражнение, при движении на мяче вперед, как ба
наклоняя его к поверхности стола, можно попросить малыша взять в руки любимую
игрушку, лежащую перед ним на столе.
Все движения в комплексе должны выполняться очень нежно и мягко, не вызывая у
ребенка неприятных или болевых ощущений
Продолжение следует.
Интересующие вопросы можно задать на форуме "вопросы
семейному врачу", там же можно предложить темы, о которых Вы бы хотели
получить информацию.
|