Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Первые три месяца жизни и ранний подростковый период: биология и поведение – значение для ребенка


Donald E. Greydanus, MD; Helen D. Pratt, PhD; Dilip R. Patel, MD.
International Pediatrics/Vol. 19/No. 2/2004

Аннотация

Каждая личность имеет уникальный старт представляющее собой сочетание биологических факторов и факторов внешней среды, что в течение долгих лет озадачивало ученых и общество в целом. В данной публикации обсуждается влияние биологических и поведенческих факторов в течение первых двух десятилетий жизни: первых трех лет и в раннем подростковом возрасте (10-14 лет). Эти два важных периода человеческого развития имеют много параллелей и различий. Действительно события, которые встречаются в первые три года жизни оказывают влияние на ранний подростковый возраст и последовательно оказывают влияние на ход развития в течение взрослой жизни. В этой статье содержатся данные относительно факторов влияющих на развитие от детства до подросткового возраста.

Ключевые слова: подросток (adolescent), биология (biology), поведение (behavior) , influences (воздействия), child rearing (воспитание детей), human development (развитие человека), infancy (младенчество)

“Границы между биологией и поведением произвольны и изменчивы. Они определяются не естественными границами дисциплины, но отсутствием знаний.” 1

Введение

Человеческая жизнь начинается с удивительного комплекса единичных клеток, который развивается в миллиарды клеток составляющие человеческое существо. Несмотря на суровость жизни, к 2004 г. насчитывается более шести миллионов миллиардов жителей и, гораздо более шести миллиардов предшествовали им. Каждая личность имеет уникальное начало, в основе которого лежат бессчетные сочетания факторов биологии и окружающей среды, которые озадачивают ученых и общество в целом. Несмотря на удивительный прогресс в понимании механизмов человеческого развития, который достигнут в 20 столетии (особенно в последние десятилетия), мы еще далеки от понимания основных проблем.

Дискуссия касается и влияния биологии и поведения в первые два десятилетия жизни: первые три года и ранний подростковый возраст (10-14 лет). Эти два важных периода в человеческом развитии имеют много схожего и различного. Тем не менее, события первых трех лет жизни влияют на ранний подростковый возраст и последующее динамическое развитие во взрослой жизни.

Рост

Физический рост детей младшего возраста и в раннем подростковом возрасте беспрецедентен в человеческом развитии, за исключением внутриутробного роста и развития. Новорожденный к одному году утраивает свой рост и в пять раз увеличивает свой первоначальный вес к трем годам; рост увеличивается на 50% к одному году и почти удваивается к трем годам жизни /2,3 /.

Ребенок вступает в ранний подростковый возраст для того чтобы набрать 25% от заключительного роста взрослого (до 10 см в год), набрать 50% идеальной массы тела взрослого. Удваивается масса основных органов, созревают кости лицевого черепа, снижается масса лимфоидной ткани, созревают гениталии и что особенно заметно центральная нервная система (ЦНС) /4-6/. В раннем детстве и в раннем подростковом периоде, стремительный рост сочетается с усовершенствованием старых навыков и достижений и приобретением новых умений, что обеспечивает соответствие требованиям дальнейшей жизни. Дефекты физического развития (врожденного или травматического происхождения) могут иметь большие эмоциональные и физиологические влияния на будущую жизнь. Дети и подростки способны к глубокому продвижению или замедлению в их социальном, эмоциональном и моральном развитии — в зависимости от положительных и отрицательных влияний их жизни.

Развитие ЦНС

Созревание центральной нервной системы у детей и подростков оказывает огромное влияние на их поведение, и, следовательно на поведение взрослых. У детей раннего возраста развитие ЦНС происходит в основном за счет возрастания размеров мозга, а у подростков за счет созревания мозга без существенного увеличения его размеров. Клиницисты уделяют много внимания изучению развития ЦНС у детей, полового и нервного развития подростков. Развивающийся мозг состоит из миллиардов клеток нейронов, которые осуществляют работу мозга и глии, которая поддерживает питает и даже очищает их /1/.

Хотя количество мозговых клеток остается стабильным (начиная с позднего фетального периода), но в дальнейшем происходит их сокращение и дифференциация. /7,8/. Несмотря на то, что рост мозга (его вес) на 75% заканчивается к 2 годам, процесс созревания ЦНС продолжается в течение всей жизни ребенка.

После рождения, экстенсивно развиваются связи между нейронами и эти изменения включают процесс миелинизации аксонов и увеличение скорости и эффективности передачи нервного импульса. Ребенок младшего возраста и юный подросток претерпевает комплексные изменения в ЦНС, которые делают возможным быстрое развитие познавательных процессов, обеспечивают возможность адаптации к новым влияниям внешней среды включая родителей. Неврологические поражения в раннем детстве и раннем подростковом периоде могут оказать выраженное негативное влияния на дальнейшее развитие.

ЦНС высоко чувствительна к действию инфекций и токсинов (например, алкоголь, табак, кокаин и другие), если это воздействие произошло во время беременности, это может вызвать глубокие изменения в развитии ребенка /9/.

Индуцированные токсинами изменения у ребенка и младшего подростка, которым он подвергся внутриутробно, неблагоприятно действуют на ребенка, который нуждается в неповреждённой нервной системе, чтобы справиться со многими изменчивыми процессами в предстоящей жизни. Недоедание может оказать огромное вредоносное воздействие эффекты на ЦНС у ребенка младшего возраста и младшего подростка.

Недоедание - негативный фактор внешней среды влияющий ребенка. В подростковом возрасте недоедание так же может быть связано с нервной анорексией (anorexia nervosa). Анорексия может быть следствием западной культуры, которая требует быть худым в противоположность конституциональным особенностям которые не позволяют быть худым, не являясь тонким. Успехи акушерства и неонатологии уменьшили опасность родов для развития мозга новорожденного. Тем не менее, негативные факторы внешней среды могут оказывать негативное влияние на мозг. Среди них насилие, плохое питание, бедность, война и другие. Мозг сохраняет чувствительность к побочным эффектам хронического стресса.

Плохо объяснимая, но очень важная особенность нервной ткани – её пластичность. Мозговые клетки обладают удивительной способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды./10/

Индивидуальный опыт индивидуума может так же влиять на свойства мозговой ткани. При стимулирующем воздействии факторов внешней среды, межклеточные связи улучшаются, особенно если это воздействие происходит в молодые годы. Имеются определенные критические отрезки времени, когда должна воздействовать определенная стимуляция. Это относится к возможностям бинокулярного зрения, речи и даже к формированию привязанности. Воздействия окружающей среды важны в раннем подростковом возрасте, когда происходят глубокие изменения со стороны ЦНС. Количество нервных клеток, которые развиваются внутриутробно примерно на 70% больше, чем это необходимо для взрослой жизни.

Начальная избыточность ЦНС подвергается обратному развитию и начинается глубокая перестройка нервной системы, которая инициируется в позднем фетальном периоде и продолжается во внеутробной жизни. Эти процессы существенно ускоряются в раннем детстве и раннем подростковом возрасте.

Избыточное количество клеток ЦНС приводит к процессу получившему название апоптоз или программируемая гибель клетки. В процессе которого удаляются факторы необходимые для выживания клетки, что ведет к её гибели. Например, в раннем подростковом возрасте наблюдается массовая гибель кортикальных синапсов в результате которой гибнет до 30,000 синапсов в секунду. Во время пубертатного периода, погибает половина кортикальных синаптических связей. В результате в пубертатном и детском возрасте наблюдаются уникальные нейробиологические сдвиги. Например, изменения в мозгу, связанные с речью и речевыми навыками языка ускоряются и достигают пика в ранней юности. После этого уменьшаются возможности освоения второго языка. Другая важная концепция развития включает влияние культуры и человеческих взаимоотношения на детей и подростков.

Хотя обе группы демонстрируют максимальную работоспособность, обе они уязвимы к многим воздействиям и нуждаются в определенной защите в процессе роста. Начиная с защиты и воспитания со стороны родителей. Это может выглядеть оксюмороном, но, развитие обеих возрастных групп бурное и в то же время уязвимое ко многим экзогенным факторам. Развитие обоих группы находится под влиянием социокультурных верований и практик. Хотя в норме и подростки и дети раннего возраста стремятся исследовать и овладеть своим окружением. Все же, они способны к развитию глубокой печали и дезорганизации в результате потери и личного отвергания. В этом отношении критичным является воспитание и руководство со стороны родителей.

Нейроразвитийный (Neurodevelopmental) подход

Этот подход заключается в том, что клиницист имеющий дело с подростком и ребенком должен учитывать, что имеющиеся когнитивные и развитийные показатели отражают функцию мозга находящегося в состоянии перестройки. Необходимо оценить становление ЦНС у детей и подростков.

Эта область лежит в различных областях, таких как физический и соматический рост, неврологической, моторной, визуальной, когнитивной, слуховой, языковой, кинестетической, психосоциальной, перцептуально-моторной, интегративной и адаптивной /12,13/.

На протяжении ранних стадий развития, ребенок изменяется что бы соответствовать вызовам старшего детства, тогда как подросток изменяется приготавливаясь к второму десятилетию и дальнейшей взрослой жизни.

Главные развития между группами состоят в том что:

Возраст от 1 до 3 лет и старше – состояние приобретения навыков в отсутствие познавательных, физических, моторных, социальных, эмоциональных или перцепционных способностей подростка.
1) Дети этого возраста не в состоянии распознать или предупредить любую форму опасности. Поэтому, родители должны осуществлять активный физический и вербальный подход к воспитанию и держать «руку на пульсе».
2) Несмотря на то, что подросток тоже приобретает навыки, эти навыки более высокого порядка лежат в функциональной области. На этой стадии развития, подростки могут распознать явную опасность и предпринять усилия, что бы избежать прямых и явных форм опасности. Родители должны использовать очень активный вербальный подход, что бы помочь ребенку в решении проблем и использовать все их познавательные навыки. Они также нуждаются в защите, но без применения рук, что необходимо для воспитания ребенка младшего возраста.

Piaget /14,15/ пишет о 4 основных когнитивных (познавательных) стадиях развития ребенка:
1) Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет).
2) Преоперационная стадия (возраст от 3 до 6).
3) Конкретная операционная стадия (7 - 11 лет).
4) Формальная операционная стадия (12-16 лет и/ или вплоть до взрослого возраст).

Согласно этой классификации, комплексные сенсорные и моторные навыки приобретаются к 2 годам.

Тогда как овладение языком, элементарная логика и более сложные навыки рассуждения приобретаются в 2- 7 лет.

Младшие подростки (возраст 10-12) находятся в конкретной операционной стадии при которой наиболее сложные навыки отрабатываются дома и за пределами дома (например в школе). Этот молодой подросток может лучше понять симметрические отношения и оценить понятия(концепции), вовлекающие различные преобразования в последовательную форму.

Они учатся любить обучение и могут гордиться все более и более сложными образовательными достижениями, особенно, если они развивают здоровое самовыражение чувство безопасности в пределах устойчивой домашней окружающей среды.

Некоторые дети развивают когнитивные навыки со скоростью отличающейся от средней.

Главным ограничением этой стадии является конкретность—юный подросток испытывает трудности с футуристическими размышлениями.

Их навыки мышления конкретны, как если бы они помещены в каменную глыбу.

Так, часто трудно советовать 12-летнему курильщику не курить, так как 20–40 лет спустя может развиться рак легких. Двенадцатилетняя сексуально активная девочка не задумывается, что 9 месяцев спустя после полового акта может родить ребенка или заболеть патологией передаваемой половым путем (генитальный герпес и ВИЧ/СПИД).

На этой стадии развития, трудно пытаться воздействовать при помощи советов. Консультация должна включать рассмотрение немедленных последствий действий подростка. Так же затрудняет процесс консультирования тенденция многих юных подростков к «волшебному мышлению» то есть они верят в то, что даже если они будут предпринимать опасные действия (опасное вождение или сексуальная активность без контрацепции) с ними ничего не случится.

Те же самые проблемы имеют место в 2 - 3 летнем возрасте. Эти проблемы могут включать 2-3 летних детей, которые могут бороться с приятелем. Решение включает намерение преподать социальные навыки соответствующие развитию 2-или 3-летнего, который говорит на простом языке и сопровождает речь жестами.

Вы должны понять, что ребенок способен участвовать в параллельной игре. Таким образом нужно отделить двух детей друг от друга и занять их отдельной деятельностью. Тогда как в раннем подростковом возрасте Вы можете посоветовать индивидууму как действовать в подобной ситуации.

Советчик может объяснить простыми словами и затем попросить подростка повторить, а потом объяснить, что Вы имели в виду. Родитель или советчик может привести практический пример и затем спросить подростка как он намерен разрешать проблему. Тренируйте молодежь в этом процессе. Если подросток испытывает подобную ситуацию, проиграйте её с подростком в последствии и попросите оценивать действия молодежи и проведите «мозговой штурм» по поводу последствий в будущем.

Так как мы изучаем сложные нейробиологические и нейроповеденческие изменения в детстве, мы можем наблюдать развитие наших детей, понять что происходит и помочь процессу в позитивной манере./16-18/ ЦНС позволит освоить поведение основанное в большой мере на стимулах окружающей среды, воздействующих годами.

Вот - два примера родительских проблем, методов их решения и эволюция родительских вмешательств от младенчества до юности.

Пример первый: конфликт

Решение с Любовью
В возрасте трех месяцев Родриго плачет, его лицо нахмурено, он сучит ногами, а его глаза плотно зажмурены. Вы его родитель (или лицо ухаживающее за ним) поднимаете его качаете и поете. В ощупали животик и убедились что он сухой. Его лобик нормальной температуры. Он продолжает плакать, но не так громко. Вы понимаете, что он успокаивается, так что Вы добавляете подпрыгивание к рутине. Он накормлен и потому не голоден. Крик уменьшается, но теперь он рыдает. Вы предполагаете, что ваши усилия работают, так что Вы добавляете ходьбу к подпрыгиванию, раскачиванию, пению и держанию на руках. Родриго прекращает плакать и засыпает. Гмм! Вы решили проблему. В следующий раз Вы знаете что делать. В следующий раз Родриго опять начинает плакать, но живот Родриго твердый, его лоб горячий. Вы знаете, что имеет место что то другое. Вы делаете все необходимое и он поправляется, он теперь только кричит, но газы отошли и лоб нормальный на ощупь. Вы снова прибегаете к старым трюкам. Вы еще раз решили проблему.

В данном случае ключевое вмешательство родителя - физическое действие, Ваша физическая близость, звук Вашего голоса – Вы определили, что ребенок всего лишь нуждается в Вашем внимании. Когда Родриго «заболел» Вы применили некоторые домашние средства для того чтобы уменьшить крик, удалить газы и уделили внимание.

В том случае, если не одно из этих средств не работает Вы понимаете, что Ваш ребенок действительно нуждается в медицинской помощи, Вы обращаетесь за этой помощью и в дальнейшем следуете указаниям врача. Снова раз ребенку становиться лучше, Вы добавляете к рекомендациям доктора Ваше внимание и ребенку становится лучше.

Сейчас Родриго два годика. У него нет органической патологии и он медицински здоров. Родриго кричит, его лицо нахмурено, он дрыгает ногами, а его глаза плотно закрыты. Вы предлагаете ему его любимую игрушку, делаете вид, что игрушка общается и заговаривает с ним, поет и гуляет с ним. Родриго прекращает кричать. Он продолжает плакать, но делает это не так сильно. Вы понимаете, что он успокаивается, дополнительно начинаете танцевать, смеяться и щекотать его. Он прекращает рыдать и успокаивается. Вы предполагаете, что ваши усилия работают, подхватываете его, танцуете с ним и добавляете ходьбу к подпрыгиванию, раскачиванию, пению и и другим привычным мероприятиям. Родриго прекращает плакать и начинает играть. Гмм! Вы решили проблему! Какой Вы удивительный родитель!

Теперь ключевые вмешательства были физическими действиями, вашей физической близостью, звуком Вашего голоса, и вашими усилиями отвлекать вашего ребенка – Вы решаете, что ваш ребенок только нуждался в вашем внимании.

Сейчас Родриго пять лет и чудесный процесс созревания ЦНС продолжается

У него нет органической патологии и он медицински здоров. Родриго кричит, его лицо нахмурено, он дрыгает ногами, а его глаза плотно закрыты. Вы спрашиваете Родриго: «Что случилось?». Он продолжает кричать. Вы осторожно касаетесь его и спрашиваете: «Все ли хорошо сладенький? Он говорит или нет. Вы спрашиваете: “Что я могу сделать, что бы помочь тебе?” (Он не может продолжать кричать, когда отвечает на Ваши вопросы). Он только кричит и ничего не отвечает. Тогда Вы говорите: “Хорошо, давай погуляем и Ты поможешь мне …. “(техника отвлечения). Или же Вы предлагаете ему его любимую игрушку, «заставляете» игрушку общаться, говорить, петь и гулять с ним. Он продолжает плакать, но уровень интенсивности падает. Вы понимаете, что он успокаивается и начинаете заговаривать с ним: «Может быть ты скажешь почему кричишь как сумасшедший? Почему расстроен или сердит» Начинаете вовлекать его в диалог, что бы обсудить его чувства. Он может сказать - «Я сумасшедший» или «Нет, я не сумасшедший».

Мой брат Леандро был холоден со мной, ударил меня и оскорбил меня. Вы можете тогда начать обсуждать его чувство дальше и спрашивать его, что он хотел бы, чтобы Вы сделали. Вы можете побуждать его к деликатному решению проблемы, спрашивая его, что он хотел бы сделать и если, то что он хотел бы сделать, является социально несоответствующим, Вы можете мягко предложить соответствующие действия.. Во всяком случае, Вы предполагаете, что ваши усилия работают, и так Вы продолжаете взаимодействовать с ним. Гмм! Вы решили проблему! Сейчас ключевыми вмешательствами будут Ваша физическая близость, звук Вашего голоса и ваши усилия направленные на отвлечение Вашего ребенка – Вы решаете, что ваш ребенок нуждается в вашем внимании, поддержке и руководстве. Вы оказались способны адаптировать Вашу реакцию к потребностям роста и развития и применили необходимые концепции родительской заботы.

Сейчас мы перескочим к возрасту, когда Родриго 13-лет. Он здоров, физически не поврежден. Родриго кричит, его лицо сморщено, он агрессивно и настойчиво качает свою летучую мышь на ветвях дерева. Вы зовете его по имени громким, но не сердитым голосом. Когда он смотрит на Вас и говорит «что? ”—Вы говорите ему, чтобы он опустил мышь на землю и в это время имеете возможность заговорить с ним.
Вы подходите к нему и спрашиваете Rodrigo что случилось? Он говорит «ничего». Вы осторожно касаетесь к нему и спрашиваете “с тобой все хорошо?” Он говорит нет, но Вы спрашиваете «Что я могу сделать для тебя?” Он продолжает тихо плакать и ничего не говорит. В таком случае Вы говорите “Хорошо, если я бросаю или бью вещи и кричу я наверное сошел с ума.” “Ты сошел с ума” Он отвечает “Да, я сошел с ума.” Вы говорите, “в таком случае скажи на чем ты помешался.” Вы можете продолжать задавать вопросы с открытым концом до тех пор пока он не успокоится и не будет готов решать проблему. Если он не ответит, Вы можете отвлечь его предложив пойти прогуляться или сделать что либо” или предложить пробежаться, что бы избавиться от гнева. Еще раз, Вы предполагаете, что ваши усилия работают, Вы продолжаете взаимодействовать с ним, пока он не готов успокоиться. Уф! Вы решили проблему!

В данном случае, ключевыми вмешательствами были уделение внимания, прекращение опасного поведения, удаление опасного объекта и предотвращение травмы, Ваша физическая близость, звук Вашего голоса –Вы решили, что Ваш ребенок нуждается в вашем внимании, поддержке и руководстве. Вы оцениваете созревание его ЦНС.

Обратите внимание, что активные физические вмешательства или действия больше не применяются. Некоторые методы полезны в любом возрасте (при отсутствии физического вмешательства или рукоприкладства).

С течением лет вы научились общаться с Вашим ребенком, уверили его что уделите внимание, поможете. Когда он расстроен он сможет заняться деятельностью, которая успокоит его и успокоите его то сами. Все время единственным физическим контактом могут быть объятия, пожимания рук, покровительственные похлопывания по спине. Другим важным вмешательством начиная с детства может быть физическая близость, Ваш голос и вербальные отношения, как успокаивающий метод.

Пример два : Безопасность и самостоятельность (автономия)

Габриэлле два дня. Вы принесли её домой из больницы. Вы приготовили ей кроватку отвечающую всем требованиям безопасности. Вы следуете всем рекомендациям педиатра о том, как поместить её в детскую кроватку для сна. Вы размещаете детский монитор в ее комнату, так что Вы можете слышать ее. Вы купили противопожарную одежду и одеяла. Вы не разрешаете курить рядом с ней. Вы делаете все, что в Ваших силах, чтобы сохранить её жизнь. Она ещё не нуждается в автономии!

Когда Габриэлла смотрит на Вас, Вы воркуете с ней, Вы смеётесь и говорите ей как она прекрасна и как Вы её любите. Когда она подрастает смотрит на Вас и улыбается или гулит – Вы отвечаете ей тем же. Как она растет и достигает для Вас, или делает что-нибудь в пределах ожиданий связанных с развитием Вы вознаграждаете это поведение улыбками, нежным касанием, смехом, воркованием и выражениями привязанности. Вы обнимаете ее и получаете то же самое в ответ. Всякий раз, когда Вы касаетесь её, Вы делаете то же самое.
Вы учите её, что близость к ней и её поведение делает Вас ,счастливее и все, что она должна сделать - быть собой.

Габриэлле - теперь 7 месяцев. Она ползает, и она очень любопытна. Она исследует мир! Вы сейчас должны расширить сеть безопасности. Теперь Вы рассматриваете полы, чтобы удостовериться, что нет никаких маленьких объектов. Вы помещаете ворота поперек дверных проемов и ступеньки способные предотвратить падения. Вы удостоверяетесь, что нет никаких объектов, висящих в пределах ее досягаемости, которые она могла бы снести и повредить самостоятельно.

Вы помещаете запоры для безопасности на все двери и мебель, которые могут быть открыты и в состоянии повредить её маленькие пальчики. Вы удаляете когти у кота и никогда не оставляете Габриэллу одну с собакой. Вы удостоверяетесь, что вся ее одежда не имеет никаких свисающих шнуров и она не может сидеть с тыльной стороны дверей так что бы при открывании дверь могла её поранить. Как только она просыпается, Вы держите её в поле зрения. Вы по- прежнему используете детский монитор, чтобы она не могла самостоятельно выпасть или вылезть из кроватки.
Если она движется по направлению к опасности, Вы говорите твердым голосом и физически удаляете её от опасности. Вы привлекаете все свою любовь и полезные навыки, что бы обеспечить соответствующее поведение, как это было описано выше.

Габриэлле сейчас три года. Она бегает, взбирается, ползает и разговаривает. Она научилась заставлять Вас приходить, когда она хочет и знает как соблазнить Вас, чтобы получить то что она хочет. Сохранение ее безопасности продолжает требовать тех же усилий (если не больше!), поскольку созревание ее центральной нервной системы продолжается.

Запоры все еще требуются и сейчас необходимо быть уверенным, что двери наружу закрыты. Ворота в заборах защищены от детей. Её мир больше, но все еще находится в поле Вашего зрения. Вы все еще контролируете её детским монитором, но теперь она находится в кровати с перилами по сторонам, так что она не будет выпадать.
Она не находится в колыбельке, потому что видели, как она выбирается наружу, а когда вы крикнули она упала на пол. К счастью она не ударилась и не получила серьезных повреждений. Вы вышли и купили кровать. Когда она движется на встречу опасности, Вы говорите “нет, нет” и физически удаляете её от источника опасности.

Поскольку Вы наблюдаете за ней, Вы часто можете предотвращать проблемы, потому что Вы видите огонек в её глазу, когда она определяет запрещенный объект и перемещается к нему или начинает участвовать в нежелательном поведении. Она исследует свой мир с бесконечным любопытством! Сейчас Габриэлла показывает прекрасные показатели созревания ЦНС и к 19 месяцам приучается пользоваться туалетом. Таким образом к трем годам она прекрасная девочка и все более склонна к исследованию.

Чего опасаться? Однажды она нашла папину бритву и начал «бриться». К счастью до того, как Вы смогли вмешаться она только немного порезалась. Вы научились не выходить из зоны, где она может слышать Вас. Всякий раз, когда Габриэлла использует туалет, вытирает себя (Вы всегда проверяете, чтобы удостовериться, что она суха), и спускает воду в туалете, Вы хвалите ее усилия. Вы реагируете со всей любовью на ее соответствующее поведение как описано выше, но Вы добавляете слова ты так как “большая девочка, ” “хорошая работа, ”, "ты осчастливила меня, ” «я люблю такое поведение», «великолепно» и т.д.

Применяемые вмешательства. Необходим постоянный надзор и физические вмешательства. Заметьте, что нельзя использовать шлепки и вопли. Габриэлла живет Габриэлла живет в структурированной, но обогащенной окружающей среде, где она узнает, как сделать ее родителей счастливыми. Когда она делает кое-что, опасное, она знает что родители будут расстроены, но защитят её.
Она учится подчиняться когда сказано “нет”. Она удаляет себя от опасности прежде, чем Вы фактически достигаете ее. Так, когда Вы действительно достигаете ее, Вы мягко пожимаете ее руку, ласкаете ее спину, или поцеловали ее в щеку или лоб и сопровождаете ее к безопасному месту.

Габриэлле сейчас тринадцать лет и она хочет сходить к аллее с её друзьями. Она большей частью очень послушный ребенок. Когда она ведет себя не должным образом, вы обычно можете, поговорить с ней и она расскажет Вам как она будет предохранять себя от несоответствующего поведения в будущем.
Обычно она держит свое слово – Вы верите её. Она гордится собой, когда делает вас счастливым. Она знает, что её безопасность делает Вас счастливым. Сейчас Вы рассказываете Габриэлле, что курение, выпивка и сексуальная активность могут представить для неё опасность. Вы обсуждаете с ней её ценности и мораль. Она четко знает, что воровать плохо.
Другая важная вещь. Когда Габриэлле было четыре – пять лет и она Вам солгала. Вы создали ей безопасные условия, для того чтобы сказать правду. Она поняла, что может говорить Вам правду и Вы горды её поведением.
Она поняла, что если будет лгать, то Вы будете несчастны. Она думала, что она прекрасна и она похожа на родителей и поэтому то же прекрасна. Она полагала, что ее родители были счастливы с нею; так, если кто - то еще не был счастлив, это повреждало ее чувства, но она была способна говорить с ее родителями об этом.

Итак, Габриэлла захотела пойти к аллее с её друзьями. Вы себя почувствовали не очень уютно, но Вы всегда верили Габриэлле. Прекрасно, девочки пошли к аллее. Двое из её подружек остались с некими мальчиками. Габриэлла отказалась и позвонила Вам, чтобы Вы забрали её. Хорошие новости! Вы были в месте для стоянки автомобилей возле аллеи и когда ваш сотовый телефон звонил, Вы были способны забрать её в течение в течение нескольких минут. Вы сказали Габриэлле, насколько Вы горды ею за то, что она смогла обезопасить себя. Вы также сделали кое-что, что заставило Габриэллу сойти с ума, но Вы объяснили почему.

Вы добрались до аллеи и нашли девочек, идущих к автомобилю с мальчиками. Вы остановились, и сказали, “ Привет. Я прибыл, чтобы получить Габриэллу и задался вопросом, не хотели ли бы то же проехаться.” Девочки были столь обеспокоены, что они вошли автомобиль. Вы тогда сказали девочкам, что если бы они хотели бы возвратиться к аллее, то Вы были бы счастливы ждать их. Они быстро согласились. Вы выручили Габриэллу и ее друзей из затруднительного положения и сохранили их безопасность.

Вмешательство. На этой стадии развития, Вы не можете осуществлять тотальное визуальное наблюдение, но всегда можете быть поблизости. Вашим детям это может не понравиться, но Ваша главная задача сохранить их безопасность. Вы можете ждать в месте для стоянки автомобилей, совершать покупке в магазине на другом конце аллеи, но Вы всегда должны быть доступны. Их ЦНС развилась до удивительной степени, но они все еще нуждаются в обеспечении безопасности.

Габриэлла выросла в прекрасную молодую женщину. В возрасте 16,5 лет у нее есть водительские права, она работает по совместительству в местном магазине, иногда ухаживает за соседским ребенком, бережет свои деньги, имеет хорошие оценки и хочет поступит в колледж. Габриэлла имеет водительские права в течение 3 месяцев. Она не получила никаких билетов. Согласно договоренности в течение шести месяцев она не могла возить с собой друзей, она не имела право управлять автомобилем после 9 часов вечера и должна всегда пристегиваться ремнем безопасности. Она сказала, что Вы слишком суровы, но согласилась подчиняться Вашим требованиям. Однажды в понедельник, Вы забыли бумагу, в которой Вы нуждались для работы дома. Это был время ланча и Вы решили пойти домой и отыскать бумагу. На Вашем пути Вы увидели Габриэллу с четырьмя друзьями в автомобиле. Она смеялась, болтала и наслаждалась беседой с друзьями. Она не заметила Вас. Вы были расстроены, но решили не расстраивать её, а решить вопрос позже, когда прибудете домой.

Когда вечером, Габриэлла пришла с работы Вы сказали, что Вам необходимо поговорить с ней один на один. Вместо того, чтобы спрашивать ее, что она сделала во время ланча и провоцировать её на ложь и усугублять проблему, Вы применяете прямой подход. Вы говорите: “Габриэлла, я в пришел сегодня домой на ланч и по пути увидел тебя и несколько твоих друзей в машине. Ты ехала вниз по местному шоссе. Я обескуражен твоим поведением и необязательностью. Габриэлла по началу рассердилась и сказала: “Почему ты шпионишь за мной. Я ненавижу тебя за вторжение в мою личную жизнь!”

Вы проигнорировали этот комментарий , потому что знали, что он отвлечет Ваш разговор от её поведения за рулем. Вместо этого Вы сказали: «Габриэлла, ты знаешь почему я расстроен?» После нескольких минут молчания и плача, Габриэлла говорит, “Да, я нарушила правила собственной безопасности. Ты говорил мне, что многие подростки попадают в аварии в первые шесть месяцев после приобретения автомобиля. В том случае, если я буду ехать с другими людьми, то я их так же подвергну риску.”

Я горд, что у тебя такие хорошие мыслительные способности в большинстве случаев. Сейчас, за нарушение семейных правил, ты должна отдать свои ключи. Ты не будешь ездить весь остаток недели. Я хотел бы, чтобы ты написала пять страниц о том, как ты планируешь сохранить свою безопасность.” Габриэлла снова рассердилась, но приняла наказание. Она сказала: «Как я буду добираться на работу и в школу пока я не смогу управлять автомобилем?» Вы ответили, «У тебя есть родители, один из нас будет подвозить тебя. Это будет забава для нас, потому что мы будем видеть тебя больше и узнавать все о тебе непосредственно»

Вмешательство. Имеется по крайней мере четыре ключевых фактора, которые будут действовать в этом случае.

Во-первых вы не старались поймать ребенка. Вы не подталкивали её ко до лжи, когда она была в жесткой ситуации, потому что Вы знаете, что большинство людей лжёт по трем причинам:
a) для того чтобы предотвратить потерю чего либо ценного (свобода, машина и ценная вещь б) для того чтобы избежать боли (телесное насилие, словесное оскорбление, отвергание)
c) для того чтобы иметь доступ или получить во владение что либо ценное. Поэтому Вы не поставили ребенка в такое положение.

Во вторых, Вы определили наказание соответственно преступлению и сделали его разумным так, чтобы это поддержало урок и позволило научиться тому, чего Вы хотели.

В третьих. Вы дали понять Вашему ребенку, что Вы наказываете его, но по–прежнему его любите и уважаете его ( в соответствии с Вашим комментарием, который прояснял, что ее родители любят быть с нею). Вы, возможно, заставили ее плохо себя чувствовать, дав ей понять, что забирание её из школы каждый день все остальную часть недели будет наказанием.

Наконец, так как вы основываетесь на вопросах безопасности, семейных ценностях, доверии и вашем желании быть с ней всю жизнь, Вам будет легко наладить взаимопонимание. Действительно, несмотря на все биологические сложности роста и развития ребенка, Вы хорошо осведомленный родитель, можете обеспечить положительные влияния на созревание Вашего ребенка.

Выводы

В заключение отметим, что есть много общего и различного между потребностями детей первых трех месяцев жизни и в раннем подростковом периоде. Кто - то может спросить: «Являются ли врожденные свойства более важными, чем воспитание в развитии ребёнка?» Ответ - НЕТ! Оба фактора переплетены в сложном каскаде нейробиологических и нейроразвивающих событий, которые включают развитие ребенка от единственной клетки до автономного взрослого, который может приносить пользу обществу после того, как Вы ушли из жизни. Из-за полового созревания, начинающегося в юности, они могут иметь своих собственных детей и, используя уроки, полученные от Вас, в состоянии произвести их собственное замечательное потомство. La dulce vida! La dolce vita! Life is beautiful! Жизнь прекрасна!

Ссылки

1. Werry JS, Zametkin A, Ernst M. “Brain and behavior.” In: Child and Adolescent Psychiatry. A Comprehensive Textbook, 3rd Edition. Ed: M.
Lewis, Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, ch 8: 120-125, 2002.
2. Overby KJ. “Physical Growth” In: Rudolph’s Pediatrics, 21st Edition. Eds: CD Rudolph, AM Rudolph. NY: McGraw-Hill Medical
Publishers,1-7, 2003.
3. Needleman RD. “Growth and Development” In: Nelson Textbookof Pediatrics. Eds: RE Behrman, RM Kliegman, HG Jenson.
Philadelphia, PA: WB Saunders Co., 23-61, 2000.
4. Hofmann AD. “Adolescent growth and development.” In: Hofmann AD, Greydanus, DE (eds). Adolescent Medicine, 3rd ed, pp 11-22.
Stamford, CT: Appleton and Lange, 1997.
5. Greydanus DE, Patel DR, Bhave S, Pratt HD. Manual of Medical Care for Adolescents. Cambridge Press: Delhi; Delhi, India: Indian
Academy of Pediatrics, 2002.
6. Greydanus DE (Editor-in-Chief). Caring for Your Adolescent: Ages 12-21, 2nd Edition. (American Academy of Pediatrics). NY: Bantam
Books, 1-600, 2003.
7. Rakic P. “Genesis of neocortex in human and nonhuman primates.” In: Child and Adolescent Psychiatry. A Comprehensive Textbook, 3rd Edition.
Ed: M. Lewis, Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, ch 3:25-42, 2002.
8. Sarnat HB. “Normal development of the nervous system.” In:Textbook of Pediatric Neuropsychiatry. Eds: CE Coffey & RA Brumback.
Washington DC: American Psychiatric Press, Inc. ch 2: 26-36, 1998.
9. Acosta M, Gallo V, Batshaw ML. Brain development and the ontogency of developmental disabilities. Adv Pediatr 2002;49:1-57.
10. Johnston MV, Nishimura A, Harum K, et al. Sculpting the Brain.Advances in Pediatrics 2001;48:1-38.
11. King A. “Adolescence.” In: Child and Adolescent Psychiatry. A Comprehensive Textbook, 3rd Edition. Ed: M. Lewis, Philadelphia:
Lippincott Williams & Wilkins, ch 24: 332-342, 2002.
12. Pratt HD. Neurodevelopmental Issues in the assessment and treatment of deficits in attention, cognition, and learning during adolescence. Adolescent Medicine 2002;13(3):579-598.
13. Pratt HD, Patel DR, Greydanus DE. “Sports and the neurodevelopment of the child and adolescent.” In: JC Delee, DD
Drez, and MD Miller (Eds.), Orthopaedic Sports Medicine (2nd Edition), Philadelphia: WB Saunders, ch 17:624-643, 2003.
14. Piaget J, Inhelder B. The Psychology of the Child. New York: Basic Books, 1969.
15. Piaget J. Intellectual Evaluati