Маслова О.И.
Докт. мед. наук, проф., руководитель отделения
психоневрологии НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН.
Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по
этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением
познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными
неврологическими нарушениями (синдромы гиперактивности и дефицита внимания,
синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и
цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций,
эпилепсии и др.). Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30—56%
здоровых школьников. В последние годы возрастает число детей, имеющих сложности
при обучении в школе. О клинических проявлениях и коррекции когнитивных функций
у детей школьного возраста рассказывает руководитель отделения психоневрологии
НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, докт. мед. наук, проф. Ольга
Ивановна МАСЛОВА.
Неврологический диагноз является многоуровневым по симптомам и
синдромам заболевания, учитывает генез (врожденный или приобретенный), текущий
или резидуальный характер патологии, состояние нервно-психического развития,
нарушения в двигательно-рефлекторной и чувствительной сферах, координацию и др.;
прогноз (курабельное состояние или нет), степень возможной компенсации или
инвалидизации.
При комплексной реабилитации любых нарушенных сфер
жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста основные усилия всех
специалистов направлены на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита,
нарушающего общение и обучение детей. Не только своевременная диагностика
когнитивных нарушений, но и оценка уровня компенсаторных (потенциальных)
возможностей, адекватная медико-психологическая помощь в значительной мере
снижают степень психоэмоционального дискомфорта, повышают социальные возможности
ребенка в плане обучения, психологического контакта. С учетом вышеизложенного мы
считаем, что в настоящее время можно говорить о новом направлении в детской
неврологии – когнитивной неврологии. Современные диагностические и
лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка
проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально
самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка,
адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик
— когнитивных (познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих).
Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные
функции, социально значимые для любого возраста, — восприятие, память, внимание,
сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить
как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в
процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других
факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и
эндогенные, и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС,
социальная депривация).
В настоящее время появилась возможность количественного
определения когнитивных функций детей школьного возраста с использованием
тестовых компьютерных систем, в режиме заинтересованной игры, с возможностью
объективной оценки многих составляющих интеллектуально-мнестической сферы детей.
Выявлены особенности психофизиологических функций у школьников,
свидетельствующие о нарушениях нейродинамических процессов на фоне многих
неблагоприятных факторов роста и развития как больных, так и здоровых детей — с
органическим либо функциональным поражением нервной системы. Хочется обратить
внимание родителей, учителей и, конечно, врачей на то, что познавательные
процессы имеют восходящее динамическое возрастное развитие в благоприятных
условиях и различную степень их дефицита при повреждающих ситуациях. К последним
можно отнести и нейропсихологические нагрузки в школе в конце каждой четверти
(особенно третьей) и в конце учебного года. Работоспособность снижается по
астеническому типу, замедляется темп и подвижность психических процессов,
повышается утомляемость, снижается мотивация к познавательной деятельности,
ухудшается произвольное внимание, что, несомненно, ухудшает показатели основных
когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти. Психофизиологические
особенности детей школьного возраста на фоне астении в весенний период в
сочетании с высокими нагрузками в школе характеризуются нарушениями
нейродинамических процессов и высших форм регуляции, что приводит к нарушению
восприятия предъявляемого материала, многочисленным соматоформным жалобам
(головная боль, нарушение засыпания и сна, вегетативная лабильность),
неусидчивости, что, в свою очередь, затрудняет усвоение школьных знаний.
В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое
трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная
церебральная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний —
как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью, причем последний
симптом чаще отмечается у мальчиков. Мы считаем возможным говорить о первичной
(врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной
дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма.
К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность
удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных
заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении
заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не
слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок
часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения,
а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и
т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от
трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного
напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив,
легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются
гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок,
сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не
может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность
усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим,
пристают к окружающим, не имеют чувства дистанции, часто отвечают на
недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается.
Исследование познавательной деятельности детей школьного
возраста, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью, выявило
дисгармоничное нарушение когнитивных функций с преимущественной недостаточностью
внимания, сенсомоторной деятельности и восприятия. Наиболее нарушены:
устойчивость, концентрация и распределение внимания; латентный период и скорость
простых и сложных сенсомоторных реакций; критическая частота слияния мельканий,
а также перцепторная сторона зрительного восприятия. Определение степени
нарушения имеет большое значение для выбора лечебно-коррекционных программ с
обязательным проведением нейрометаболической терапии.
По параметрам симптомов дефицита внимания с (без)
гиперактивностью были проанализированы дети с головными болями, минимальной
церебральной дисфункцией, эпилепсией (с купированными и некупированными
судорогами), пограничными нарушениями интеллекта при
наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, рассеянным склерозом.
Был проведен анализ ряда препаратов ноотропного действия с целью
оценки эффективности их воздействия на различные параметры когнитивных функций.
С помощью тестовых компьютерных систем выявлено, что на процессы памяти
благоприятно воздействуют Пикамилон, Пантогам, Танакан; качество внимания
повышается при приеме Пантогама, Семакса; при нарушениях восприятия эффективны
Пантогам, Кавинтон, Биотредин; нарушения поведенческо-эмоциональной сферы
купируются приемом Глицина, Фенибута; речевые расстройства корригируются приемом
Пантогама и Аминалона.
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|