О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина
РГМУ, кафедра детских болезней педиатрического факультета №1, Москва
Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются
резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. По данным Минздрава РФ,
заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно
возросла. Частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%,
мочеполовой — на 90%, нервной системы и органов чувств — на 35%, системы
кровообращения — на 56%, болезней крови и кроветворных органов — на 123%,
болезней эндокринной системы — на 90%.
Данные специальных углубленных исследований свидетельствуют о том, что со
здоровьем детей, особенно школьного возраста, сложилась неблагоприятная
ситуация. Нужно подчеркнуть следующие особенности негативных изменений здоровья
школьников в современных условиях: стремительный рост числа хронических
социально значимых болезней; снижение показателей физического развития (децелерация
и трофологическая недостаточность); рост психических отклонений и пограничных
состояний; рост нарушений в репродуктивной системе; увеличение числа детей,
относящихся к группам высокого медико-социального риска.
В основе катастрофического ухудшения здоровья лежит целый комплекс
социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют
несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и
подростков; ухудшение качества питания; «техногенные перегрузки» в результате
промышленного загрязнения окружающей среды; уменьшение объема профилактических
программ в амбулаторном звене здравоохранения; рост стрессовых ситуаций в
повседневной жизни детей; несовершенство системы психолого-педагогической
поддержки школьников и детей дошкольного и раннего возраста из социально
неблагополучных семей; отсутствие эффективных образовательных программ,
направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их
гармоничному развитию и др.
Интерес представляет анализ наиболее значимых причин, влияющих на ухудшение
соматического, физического, психического и репродуктивного здоровья.
Критические периоды развития относятся к тем фазам
внутриутробной жизни, в которые эмбрион и плод наиболее чувствительны к
повреждающим экзогенным влияниям, что ведет к формированию врожденных
пороков и внутриутробной гипотрофии. Однако критические периоды существуют
и в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием ЦНС,
иммунной системы, обмена веществ и энергии
|
|
|
|
|
© 2004 — 2019 medgate.ru, написать письмо
Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация / Педиатрия / Медицинские статьи
|
|
|
|