Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Возможности и пути ранней диагностики гемобластозов у детей


В. И. Курмашов
Доктор медицинских наук, профессор, НИИ детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, Москва

Согласно имеющимся статистическим данным (официальные отчеты и данные канцеррегистров) за 1996 год, общая заболеваемость злокачественными новообразованиями у детей России составила от 3100 до 4450 случаев, причем в структуре заболеваемости гемобластозы составляют 45 — 46% (или от 1400 до 2100 случаев в год). Наибольший удельный вес в этой структуре принадлежит лейкозам (1000 — 1400 случаев).

Показатель заболеваемости лейкозом в различных регионах России на 100 000 детского населения за последние 8 — 10 лет составил от 2,8 до 3,2. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что за последние годы тенденции к росту заболеваемости лейкемией в нашей стране не наблюдается. То же самое можно утверждать и по отношению к другим гемобластозам.

Клиническая онкология детского возраста за прошедшее десятилетие добилась определенных успехов в понимании многих вопросов этиологии, патогенеза, особенностей клинического течения, диагностики и лечения ряда заболеваний опухолевой природы у детей. К этой обширной группе заболеваний относятся и гемобластозы — в это понятие входят острые и хронические лейкозы, неходжкинские лимфомы (лимфосаркома), лимфогранулематоз, опухоли гистиоцитарно-макрофагальной системы (гистиоцитозы). Вместе с тем на каком бы этапе познания сущности опухолевого процесса мы ни находились, основная задача онкологии и педиатрии в целом — решение проблемы ранней диагностики и изучения заболеваемости (общей и отдельных нозологических форм опухоли).

Хорошо известно, что эффективность лечения любого заболевания, а тем более опухолевого, зависит прежде всего от ранней диагностики и своевременного начала лечения в специализированном учреждении.

Своевременное распознавание заболевания во многом зависит от раннего обращения родителей ребенка к врачу и от постоянной онкологической настороженности последнего. При этом сохраняется общая установка, требующая при обследовании ребенка искать, а не исключать злокачественную опухоль во всех случаях затруднений диагностики.

С этой точки зрения в развитии злокачественного процесса и возможностей клинической диагностики условно можно выделить три периода:

1. Предбластоматозный.
2. Доклинический.
3. Период клинических проявлений опухолевого роста.

Как показывает клиническая практика, подавляющее число детей с опухолевым заболеванием поступает в стационар в третьем периоде заболевания.

Своевременное клиническое обследование начинается с расспроса родителей и ребенка (если это возможно) и включает осмотр последнего, а также применение целого комплекса параклинических (лабораторных) методов обследования, которые можно разделить на общие, частные и специальные.

Общие методы значимы не только для установления правильного диагноза — но и для последующей оценки изменений функции отдельных органов и систем (наблюдающихся вследствие проводимого противоопухолевого лечения). К частным методам относятся те, которые в обязательном порядке применяются при лечении всех детей, больных данной формой злокачественной опухоли, независимо от ее гистологической природы, распространенности и наличия осложнений.
Специальные методы эффективны при лечении некоторых больных с определенной локализацией опухолевого процесса, то есть при наличии к тому особых показаний