Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Дефицит магния и его коррекция с помощью препарата Магне-В6 у детей с функциональной и органической патологией сердца


Н.В. Герасименко
Белорусская медицинская академия последипломного образования

Magnesium deficiency in children with functional and organic heart pathology and its correction of Magne-B6
N.V. Gerasimenko



В нашей республике отмечается значительный рост сердечно-сосудистой патологии у детей. Наряду с увеличением числа больных с врожденным пороком сердца (ВПС) возросло количество детей с микроаномалиями сердца, нарушениями ритма. Наиболее распространенной формой микроаномалий сердца является пролапс митрального клапана (ПМК). В его генезе, наряду с дисфункцией вегетативной нервной системы, многие исследователи существенную роль отводят дефициту ионов магния [6].

В последние годы интерес к роли магния в генезе нарушений ритма сердца возрос. С гипомагнеземией некоторые авторы связывают увеличение показателя дисперсии интервала Q—T, который рассматривается как один из важнейших предикторов возникновения нарушений ритма сердца [2, 6]. Влияние нарушений магниевого гомеостаза на сердечно-сосудистую систему вызывает особый интерес у исследователей в связи с данными о большой распространенности дефицита магния в популяции [5, 7, 8].

Цель настоящего исследования — изучение роли дефицита магния в плазме крови и эритроцитах у детей с функциональной и органической патологией сердца и оценка эффективности коррекции его дефицита магнийсодержащим препаратом Магне-В6.

Нами обследовано 165 больных с функциональной и 30 — с органической патологией сердца в возрасте 4—14 лет. В контрольную группу во- шли 35 практически здоровых детей.

Содержание магния определяли в плазме крови и эритроцитах с использованием диагностического набора Cormey-Mg-250 (реакция с ксилидиловым голубым в водном растворе этанола). Исследовали содержание ионов калия, ионизированного кальция. У всех больных проведены клинические, лабораторные и инструментальные (электро-, эхо-, кардиоинтервалография) исследования. ЭКГ регистрировали в 12 общепринятых отведениях на 6-канальном электрокардиографе. Изучение дисперсии интервала Q—T проводили с использованием методики J. Glancy (1995). Измерение интервалов Q—T и R—R производили вручную не менее чем в трех последовательных кардиоциклах в трех “квазиортогональных” отведениях — аVF, I, V2.

Функциональная патология сердечно-сосудистой системы диагностирована у детей с вегетативной дисфункцией (ВД): у 76 — ВД симпатикотонического типа с преимущественно гиперсимпатикотоническим типом реактивности, у 89 — ваготонического типа с преобладанием асимпатикотонического типа реактивности. У 96 больных с функциональной патологией сердца выявлен ПМК.

Дефицит магния в плазме крови определен у 48% детей с ВД, дефицит магния в эритроцитах (гипомагнезегистия) наблюдался чаще — у 59,6%. Обращает на себя внимание тот факт, что гипомагнезегистия характерна преимущественно для симпатикотонического типа ВД. У больных с ПМК содержание магния в плазме крови и эритроцитах было достоверно ниже, нежели у больных без клапанной дисфункции.

Группу с органической патологией сердца составили 15 детей с неревматическими кардитами и 15 детей с врожденными пороками сердца. У 2 больных с ВПС выявлена сердечная недостаточность 1 ст., у 6 детей — 2а ст. Гипомагнезегистия имела место у 21 (70%) ребенка с органической патологией сердца. У 11 (36,6%) детей она сочеталась с низким содержанием магния в плазме. Наиболее низкий уровень магния отмечен у больных с сердечной недостаточностью.

Дефицит магния может сочетаться с гипокалиемией и гипокальциемией [1]. В наших исследованиях у 30 больных дефицит магния сочетался с гипокальциемией. Дефицита калия при этом не обнаружено.

Хотя магний является в основном внутриклеточным катионом, его содержание очень часто исследуют в сыворотке крови. Однако данные наших исследований позволяют сделать вывод, что определение магния в эритроцитах более информативно [3].

У детей с дефицитом магния в эритроцитах установлена зависимость между уровнем магния и клиническими симптомами (таблица).

Нарушения ритма сердца выявлены у 84,6% детей с функциональной кардиопатией и у 73,3% — с органической патологией сердца. При органической патологии чаще, чем при функциональной, встречаются брадиаритмии, нарушение проведения импульса, парасистолия, пароксизмальная тахикардия. При функциональной патологии сердца чаще наблюдались нарушения ритма, связанные с образованием импульса. Роль магния в генезе нарушений ритма подтверждается достоверно более низким его уровнем в плазме крови и эритроцитах у больных с нарушениями ритма, особенно при аритмиях, связанных с образованием импульса. У детей с функциональной кардиопатией и органической патологией сердца выявлено значительное увеличение показателя дисперсии интервала Q—T и обратная корреляционная зависимость его от уровня внутриклеточного магния. Достоверное увеличение величины дисперсии интервала Q—T у больных с нарушениями ритма свидетельствует о том, что этот показатель у детей с функциональной и органической патологией сердца может служить маркером электрической нестабильности миокарда.

Для коррекции гипомагнезегистии у 53 больных (40 детей с ВД симпатикотонического типа и функциональной кардиопатией и 13 детей с неревматическими миокардитами) был использован магнийсодержащий препарат Магне-В6. У 24 детей содержание магния в эритроцитах было снижено в 1,2 раза, у 18 — в 1,5, у 11 — в 2 раза и более.

Магне-В6 представляет собой комбинированный препарат, содержащий органическую соль магния (лактат) и витамин В6. Сочетание магния с пиридоксина гидрохлоридом повышает эффективность препарата [4]: пиридоксина гидрохлорид улучшает всасывание магния в желудочно-кишечном тракте, транспортирует магний внутрь клеток, повышает проницаемость клеточной мембраны для магния и фиксирует ионы биометалла внутри клетки. Магне-В6 назначали по 2 таблетки в сутки детям в возрасте 6—9 лет и по 3 таблетки детям в возрасте 10—14 лет (5—10 мг/кг соли магния внутрь). Эффективность лечения оценивали по клиническим и лабораторным показателям. Первое контрольное обследование проводилось перед выпиской (через 3 недели после назначения препарата), повторное обследование — амбулаторно — через 2 мес.

После приема Магне-В6 в течение 3 недель уровень магния составил 0,68±0,05 ммоль/л в плазме крови и 2,61±0,05 ммоль/л в эритроцитах, что было ниже нормы (0,75±0,07 и 2,89±0,07 ммоль/л соответственно). Переносимость препарата во всех случаях была хорошей, аллергических реакций не зарегистрировано. Улучшение общего состояния отметили 9 (16,9%) детей. Сон нормализовался у 7 детей, раздражительность, усталость не беспокоили после лечения 8 больных. В процессе терапии не было обнаружено существенных сдвигов в содержании калия и кальция в плазме крови. Не изменилась достоверно и частота выявления клинических симптомов дефицита магния. При ЭКГ исследовании выявлена тенденция к уменьшению величины дисперсии интервала Q—T с 63,4±2,4 до 59,9±3,7 мс. Полученные результаты подтверждают литературные данные о необходимости более длительного курса терапии препаратом Магне-В6 при снижении уровня магния более чем в 1,2 раза [4].

После 2-месячного курса лечения отмечено достоверное увеличение содержания магния в плазме крови и эритроцитах (0,7±0,02 и 2,7±0,03 ммоль/л соответственно). Улучшение состояния наблюдалось у 43 (81,1%) больных. У детей отмечено снижение двигательной гиперактивности и эмоциональной лабильности. Сон нормализовался у 21 (40%) пациента. После применения Магне-В6 уменьшилась частота кардиалгий (с 74 до 38%), сердцебиений (с 46 до 21%). Дисперсия интервала Q—T в группе в целом составила 52,4±2,4 мс. Выявлена тенденция к восстановлению уровня кальция в результате восполнения дефицита магния у 23 больных. Определенный эффект был достигнут в лечении аритмического синдрома. Желудочковые нарушения ритма определялись в 2 раза реже у 21 (40%) больного.

Отсутствие нормализации показателей магния у детей с выраженным его дефицитом, сохраняющиеся у них клинические симптомы (экс- трасистолия, кардиалгии), хорошая переносимость препарата стали основанием для продолжения лечения Магне-В6 у 9 больных с функциональной патологией сердца до 6 мес. Спустя 6 мес непрерывной терапии у всех детей нормализовалось содержание магния в плазме крови и эритроцитах, исчезли клинические симптомы дефицита магния — кардиалгии, экстрасистолия. У 6 (66,6%) детей нормализовался показатель дисперсии интервала Q—T, у 3 (33,3%) отмечено уменьшение степени пролабирования митрального клапана.

На основании полученного исследования сделаны следующие выводы:

1. У подавляющего большинства детей с функциональной и органической патологией сердечно-сосудистой системы имеется дефицит магния, судить о котором предпочтительнее по содержанию его в эритроцитах. Решающую роль в возникновении дефицита магния играет дисбаланс вегетативной регуляции — преобладание симпатоадреналовых влияний.

2. Увеличение дисперсии интервала Q—T у детей с функциональной и органической патологией сердца отражает электрическую нестабильность миокарда, обусловленную дефицитом магния.

3. При сердечно-сосудистой патологии у детей можно выделить клинические и электрокардиографические симптомы, при наличии которых целесообразно проведение коррекции магниевого дефицита даже при отсутствии лабораторного их подтверждения. Препарат Магне-В6 является достаточно эффективным и безопасным средством для коррекции дефицита магния у детей с функциональной и органической патологией сердца. Оптимальной является доза 5—10 мг/кг. Продолжительность курса лечения составляет от 2 до 6 мес и определяется уровнем гипомагнезегистии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова М.Ю., Дементьева И.И., Мальцева А.Ю. // Анестезиология и реаниматология. — 1997. — № 6. — С. 63—64.

2. Верткин А.Л., Тополянский А.В. // Кардиология. — 1999. — № 10. — С. 78—82.

3. Герасименко Н.В. // Здравоохранение. — 2001. — № 12. — С. 4—7.

4. Громова О.А., Авдеенко Т.В., Бурцев Е.М. // Клин. фармакология и терапия. — 1998. — № 7. — С. 52—57.

5. Мартынов А.И., Степура О.Б., Пак Л.С. // Клин. медицина. — 1998. — № 8. — С. 63—65.

6. Мартынов А.И., Степура О.Б., Шехтер А.Б. // Терапевт. архив. — 2000. — № 9. — С. 67—70.

7. Чекман И.С., Горчакова Н.А., Николай С.Н. Магний в медицине. — Кишинев, 1992.

8. Engstrom A., Tobelmann R. // Ann. Intern. Med. — 1983. — V. 92. — Р. 870—872.

Статья опубликована в журнале Медицинские новости