Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Чтобы медитация помогла


С.Р.Соколовский.
Каф, психологии ПФ РГСУ, Пятигорск.

[email protected]

ACM (applied clinical meditation) - перспективный клинический метод коррекции личности, и её девиаций, разрабатываемой последнее время на кафедре психологии Пятигорского Филиала Российского гуманитарного социального университета. Она предусматривает создание целенаправленной модели креативной клинической медитации для конкретных нужд пациента. Под руководством опытного клинического психолога пациент конструирует креативную модель медитации для самостоятельных занятий, в целях субъективного или объективного клинического улучшения. Модель строится на слиянии объективных, современных научных данных о протекании заболевания и условиях её ремиссии, многовекового медитативного опыта более, чем 1,5 млрд. буддистов во всем мире, новых данных клинической психологии здоровья о влиянии субъективного психического на объективное, и психологии здоровья. АСМ – находится в русле новейших медицинских концепций об эффективности разрабатываемых программ

‘’Самопомощи для пациентов’’. Говоря о «креативной клинической медитации», мы подразумеваем под ней также «умное делание» и «пребывание в молитве»- согласно традициям православия, а также суфизм в исламе, где знание непрерывно переплетается с любовью, размышлением, усилиями и направлениями мыслями, и сосредоточенностью на проблеме. По нашим данным пятикратные дневные медитации вызывают существенные изменения личности и её глубоких бессознательных инстинктов, но как только упражнения прекращаются, по законам биологического гомеостаза, состояние возвращается к прежнему.

Грубый анализ человеческой психики позволяет выделить в ней эмоции, разум и волю.

Конгруэнтно этому анализу, АСМ включает в себя рациональную цель (А)- направленную на допустимую коррекцию или компенсацию болезни, эмоциональную подоплеку (Б), основанную на любви экзальтации, оптимизме, волю (В), как систематические занятия, веру в собственный прогресс и убеждения в необходимости позитивной эволюции человеческой психики. Завершающим и базовым звеном АСМ является когнитивное реконструирование перцепции болезни в новые позитивные формы самоощущений (Г) и поведения (Г). Например, я страдаю обессивно-компульсивными пищевыми расстройствами и метаболическим синдромом. Базовой концепции ремиссии является подавление пищевых импульсов через гипокалорийные продукты с повышенным объемом и набуханием их в желудке, с высоким содержанием минералов и витаминов, рестрикцию имеющихся жиров через интенсивную физическую деятельность, создание чувства эйфории и радости от снижения веса и занятия спортом. При этом готовые работающие медитационные модели могут быть парадоксальными с позиций здравого смысла, например, один из пациентов худел под формулой «есть вообще очень вредно», тем не менее, такие клинические «мантры» давали прекрасный результат, вес снижался на 15-20 кг, формировалась новая, активная в отношении здоровья личность. Снижалось давление, нормализовался сахар крови, вес соответствовал нормальному, исчезала депрессия. Важным фактором создания медитационной модели является также её логичность( непротиворечивость всем современным концепциям теологии и естествознания) и красота ( «Красота спасет мир»-Ф.М.Достоевский). Существенным моментом в создании креативной модели самолечения АСМ является мотивационное интервьюирование, направленное на повышение мотивации к изменению самого себя в целях здоровья, и психического благополучия, медицинское образование пациента об условиях возникновения, закономерностях протекания, и условиях возникновения ремиссии заболевания, о факторах, контролирующих течение заболевания, о стиле жизни, как предикторе декомпенсации или компенсации заболевания. Клинический психолог помогает выработать формулу медитации, («клиническую мантру»), установить пути и способы воздействия на болезнь (« клинические медитативные драйвера»), а также пределы, которых можно достичь через АСМ («Аллах положил всему предел»), исходя из реалий протекания болезни. Задачей клинического психолога является также формирование убеждений (подразумевается - «воли и веры») о конструктивном влиянии психики на сому. Выступая перед различными аудиториями, психолог может говорить о « позитивном лечебном суфизме» или « оздоровлении через пребывание в молитве и умном делании» для различных религиозных конфессий, что очень актуально в условиях Северного Кавказа.

Эффективность АСМ определяется синтезом совокупности вышеприведенных факторов, аранжируемых экспертом-психологом. Например, бессмысленно медитировать на снижении сахара в крови, так как база реальных психофизиологических рефлексов для этого отсутствует. Но медитировать на стремлении заниматься бегом «трусцой», представлять себя счастливым и худым, бегущим в окружении восхищенных зрителей, медитировать себя аскетом, принимающим только овощи и фрукты - реальный психофизиологический драйвер для продвижения АС М и повышении уровня ремиссии заболевания.

Также бессмысленно медитировать (см. «пребывать в молитве») о снижении собственного давления, так как отсутствует реальный рефлекторный субстрат («драйвер») ремиссии. Но медитировать на продуктах, содержащих магний, как анти-метаболический минерал, представлять себя счастливым и веселым, занимающимся аутогенной тренировкой и спортом, «возлюбить в себе нового человека» отринувшего старые путы вредных привычек – реальные драйверы для улучшения собственного здоровья и позитивного самоощущения. Психология здоровья, или психология счастья («well-being») - новая отрасль «health promotion”)- новая медицинская наука, которой еще необходимо доказать свою важность перед человечеством, но без которой деградация биологического и психического здоровья – неизбежна, особенно в условиях адинамии, гедонизма, и пресыщенности современной цивилизации.

8 апреля 2006 г.
Публикуется с разрешения автора.