Владимир Кукк
Психиатр, психолог, общественный деятель
http://www.DrKukk.com
[email protected]
Накопительство, патологическая скупость - противоположные
зависимости безудержной трате денег.
«Деньги станут кесарем» (Томас Манн)
Яркие примеры:
Живший в убогой лачуге на окраине города Канзас-Сити Франклин Лоусон всегда
вел себя как простой американский нищий. Старик кормился подаяниями, которые
выпрашивал на бензозаправках и у магазинов. Одеждой и обувью Франклина снабжали
различные благотворительные организации. В возрасте 73 лет мистер Лоусон покинул
этот мир. Приехавшие забрать тело в морг санитары и полицейские увидели
зелененькую бумажку, торчавшую из убогого матраса под покойником. Из любопытства
вытащили ее - оказалось, что это 100-долларовая купюра. Распороли тюфяк и
ахнули: в нем было зашито 350 000 долларов. Поскольку прижимистый дедок не
оставил наследников, деньги поступили в фонд муниципалитета, а оттуда - на
оказание помощи нищим. Не исключено, что и таким же, как мистер Франклин...
Такой же случай был описан психиатрами в начале 70-х годов прошлого столетия
в Алма-Ате (Алматы), в Казахстане, только тюфяк был набит бумажными денежными
знаками начиная со сталинских времен, отображая хрущевскую денежную реформу и
заканчивая брежневский застойный период.
«Стремление человека к обладанию представляет выражение животного инстинкта»
(Ардри)
Ещё один яркий пример: в 1977 году, когда я только начинал осваивать
психиатрию, работая врачом-интерном в Чимкентском психиатрическом гордиспансере,
я столкнулся с таким случаем: женщину 63-х лет, оставшуюся без родных и близких,
уже на протяжении 20 лет, наблюдавшуюся в этом диспансере по поводу
органического поражения головного мозга и патологическим накопительством, и по
социальным показаниям оформленную на попечение в дом-интернат, нужно было
отвезти из её квартиры на новое место жительства. Что мы увидели в квартире
"скупого рыцаря" в юбке? Её двухкомнатная квартира, включая и кухню была забита
от пола до потолка старыми, ненужными, сломанными вещами: радиоприёмниками,
швейными машинами, холодильниками, стиральными машинами, детскими колясками,
велосипедами, коробками и ящиками разных размеров и модификаций. В квартиру
можно было пролезть только через узкий лаз-туннель и по нему можно было попасть
только к лежбищу хозяйки (это кроватью назвать было трудно). На протяжении
многих лет, с маниакальным упорством и постоянством эта больная женщина собирала
по ночам со всех окрестных помоек выброшенные вещи и "забивала" этой рухлядью
свою квартиру.
«Люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим,
а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими» (Л. Н. Толстой).
Первые исследования головного мозга людей, страдающих синдромом "Плюшкина"
были проведены в Университете Калифорнии ( University of California), которые
выявили активность "зоны скупости", такая зона была обнаружена в лобной доле
головного мозга, рядом с "зоной совести". Патологическое накопительство,
болезненная скупость - эти расстройства по клиническим признакам относили к
тревожно-навязчивым расстройствам. Но эта активность головного мозга с синдромом
"Плюшкина" отличалась от активности зон головного мозга, которая наблюдается в
общей группе пациентов с тревожно-навязчивыми расстройствами.
И действительно, чуть позже американские ученые из Университета Айовы
(University of Iowia ) становили, что за склонность некоторых людей припрятывать
про запас совершенно ненужные вещи отвечает область, сообщает BBS News.
Доктор Стивен Андерсон (Steven Anderson) с коллегами обследовали 13 человек,
которые отличались привычкой накапливать у себя в домах множество ненужных
вещей, как то сломанные электроприборы, старые рекламные буклеты, причем не
хотели расставаться даже с частью своей "коллекции". Подобное состояние у них
развилось после перенесенной травмы мозга, в результате которой страдала именно
лобная доля мозга.
Ученые сравнили компьютерные томограммы (КТ) 13 испытуемых с компьютерными
томографиями других 73 пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, которые не
были замечены в складировании бесполезных вещей. У всех 13 испытуемых
обнаружилось повреждение в правой части лобной доли головного мозга. У
контрольной группы такое повреждение отсутствовало.
Специалист по тревожным расстройствам Наоми Файнберг (Naomi Fineberg)
отмечает, что данные исследования указывают на то, что припрятывание вещей может
иметь иную природу, чем другие виды тревожных расстройств, и могут помочь в
поиске метода лечения этого состояния.
Однако профессор Пол Салковскис (Paul Salkovskis) из Института психиатрии при
Королевском колледже в Лондоне (Institute of Psychiatry at King's College,
London), что полученные данные вовсе не доказывают, что данное расстройство
вызвано поражением мозга. По его мнению, помочь таким больным может лишь
психотерапия.
К тревожным расстройствам относятся и другие виды навязчивостей - так,
больные могут испытывать постоянное желание мыть руки, пересчитывать предметы
или, выходя из дома, бесконечное число раз проверять, выключены ли все
электроприборы. (Источник: Mednovosti.Ru)
По своим наблюдениям во множестве случаев у пациентов с «синдромом Плюшкина»
по классификации Диагностического и Статистического справочника умственных
расстройств в четвертом издании (DSM-IV) в структуре личности преобладает
Добросовестный тип (эпилептоиды).
Анекдот в тему: "Доктор, выпишите мне лекарство от жадности и побольше,
побольше!!!".
А если серьёзно, то лекарства от жадности не существует. Если диагностировано
органическое поражение головного мозга, а патологическая скупость как одно из
проявлений этого поражения, то лечение подбирается исходя из характера этого
поражения и симптоматики. Оставим эту задачу психиатрам, невропатологам и
нейрохирургам. Если принять концепцию психосоматики, то, например, "синдром
Плюшкина" очень часто сопровождает поражение простаты у мужчин.
Сократу сказали о каком-то человеке, что путешествие нисколько его не
исправило. «Охотно верю, - сказал Сократ, - «ведь он возил с собой себя самого».
«Что нам искать земель, освещаемых иным солнцем? Разве изгнанник сможет убежать
от себя?!» - восклицает Гораций.
История знает множество способов борьбы с всепожирающей алчностью:
пустынножительство, нищенствующие ордена, кельи, разоблачения ненасытных и
высмеивание корыстных…
Если же проявлением патологической скупости выступает только психологический
аспект, то работа прежде всего будет направлена на осознание скрытых мотивов
такого поведения:
1. Деньги, как инструмент власти; бывает, что человек, далеко не жадный по
натуре, управляет и контролирует своих близких (жену, детей) с помощью этого
инструмента, и это доставляет ему громадное наслаждение. Например, муж-добытчик
с их помощью контролирует поведение жены. Внешне они поразительно скупы и выдают
жене на домашние расходы жалкие гроши. Иногда, наоборот, щедры и одевают жену,
как куколку. Но при этом у самой женщины практически нет карманных денег, и о
любой мелочи она должна просить мужа.
То есть, в любом случае жена находится в полной зависимости от мужчины, главы
семьи, и её все время попрекают: раз я зарабатываю такие деньги, то ты могла бы
получше заботиться обо мне и побольше заниматься домом. Придирок может быть
много, иногда они справедливы, иногда нет, но вывод один: женщина, которая
считает себя самостоятельной личностью, не может долго мириться с таким
положением вещей. Вот Вам и средство номер один: развод. Так же как и "гильотина
от перхоти". Если же "скупой рыцарь" начинает осознавать и понимать свою
патологическую скупость как форму поведенческой зависимости, к тому же боится
потерять жену, то по этой проблеме можно работать. Возникает внутренний
конфликт, который требует разрешения. Здесь, как говорится, возможны варианты.
Впрочем, чрезмерная скупость - это такое же ненормальное и болезненное
явление, как и легкомысленное расточительство. Это дефект личности, когда деньги
заменяют все: радости жизни и человеческие чувства, ставят непреодолимую
преграду между скупцом и окружающими его людьми.
В "Скупом рыцаре" Александр Сергеевич Пушкин сравнивает патологическую
скупость и накопительство по силе маниакальности со сладострастием садистов:
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
Вы знаете феномен Мидаса? Бог дионис наделил царя фригийцев способностью
превращать своим прикосновением любые предметы в золото. Ну и что? А то, что дар
оказался роковым: в золото превращалась пища, которую он брал в руки. По этому
поводу Овидий в «Метаморфозах» писал: «Пораженный этой нежданной бедой, и
богатый и бедный одновременно, он жаждет бежать своих сокровищ и ненавидит то,
чего алкал».
Клиническое наблюдение: Муж Евгений, 58 лет, крупный предприниматель, жена
Елена, 40 лет. У Елены это был первый брак, у мужа - второй. Своим сыновьям от
первого брака Евгений подарил по квартире. Внешнее впечатление для людей -
щедрый и заботливый отец. Но внутри семьи, Евгений контролировал каждый шаг, на
каждодневные расходы выдавал деньги только при наличии чеков, требуя отчет за
каждую потраченную крону. Этим самым ограничивал её во всём: для того чтобы
сходить в парикмахерскую или проконсультировать дочь у семейного врача, для
этого требовалось особое разрешение мужа. Все попытки привлечь мужа к
психологической работе над своей проблемой - были отвергнуты, так как саму
проблему Евгений не признавал и считал "выдуманной". И всё-таки лекарство было
найдено, причем радикальное: развод. Елена уехала с дочерью к своим родителям и
вернулась на свою старую работу, так как терпение в отношении издевательств в
отношении себя было исчерпано.
«Честолюбие, жадность, нерешительность, страх, вожделения», - пишет Монтень,
- «не покидают человека с переменой места. Они преследуют его даже в монастыре,
даже в убежище философии. Ни пустыня, ни даже скалы, ни власяница (веревка) не
избавляют от них».
2. Деньги, как средство подавления. В этом варианте, того, кто использует
деньги таким образом можно смело назвать домашним тираном. Деньги могут
зарабатывать взрослые дети или муж, но всё равно они оказываются в руках тирана.
Тираны скупы в отношении выдачи денег на карманные расходы, скупы на
доброту,сочувствие или понимание. Это проявления могут отсутствовать напрочь.
Подавляемые в денежном смысле члены семьи начинают сопротивляться: вынуждены
делать заначки, от этого финансовая война в семье еще больше ожесточается.
Тираны, прижимистые в деньгах, заставляют всех домочадцев ходить по
струночке. Такое подавление вынуждает повзрослевших детей вместе с окончанием
школы быстро покидать родительский дом. У женщин-тиранок мужья обычно
скатываются в алкогольную зависимость. Более того, жены-скупердяйки не в
состоянии понять, что причина всех семейных бед исходит от их патологической
скупости.
Подлинно бескорыстные никогда не третируют жадных – они просто не ведают, что
это такое. А корысть любит корить…
3. Деньги, как средство экономии. "Скупой платит дважды" - эта народная
мудрость как нельзя лучше ставит на место злостных скупердяев. Такой пример:
охота начинается с газетной рекламы, от куда узнают, что по определённому купону
будет скидка в 10% во время дешевой распродажи на продукты или товары, без
которых можно и обойтись. Но при этом транспортные расходы не учитываются. Зато
к тем запасам мыла или стирального порошка добавиться новая партия, купленная по
дешевке в супермаркете, находящегося на другом конце города.
Такая мелочная скаредность сводит людей с ума, сжирает человеческие чувства,
а там где нет нормальных человеческих чувств семья сохраняться не может. Если
кто-то из супругов скупердяй, то другой в этой семье счастливым быть не может.
Браки распадаются именно по причине патологической скупости. К тому же такая
копеечная экономика на самом деле не помогает экономить в домашнем хозяйстве.
Скупость, как поведенческая зависимость, искажает эмоции, мышление, а также
деформирует характер, личность. При чем этот процесс всё время прогрессирует,
деградация личности углубляется, что легко превращает семейную жизнь в ад. Вся
трудность в психологической помощи заключается в том, чтобы подверженный в
скупости сделал первый шаг в осознании своей проблемы. Без этого, патологическая
скупость или накопительство практически психологической коррекции не поддается.
Если же сделан этот первый шаг, то с этой зависимостью нужно работать как с
любой другой зависимостью.
Алкоголик оправдывается так: "Все пьют и я буду пить, алкоголь мне вовсе не
мешает, наоборот, помогает расслабиться, избавиться от стрессов". Так и
скупердяй объясняет свою болезненную скупость бережливостью, умением экономить,
предусмотрительностью и заботой о семье.
Жадность – корень всех зол. Высшее богатство – отсутствие жадности. Скупость
сушит душу. Кто умеет довольствоваться малым, тот богат. Бедны мы лишь тем, на
что заримся. Богаты мы лишь тогда, когда ни к чему не вожделеем. Эти мысли
выссказывали в разное время Чосер, Сенека, Дюма, Гольдони, Лабрюйер и другие.
Авторы всех этих афоризмов были очень богаты или неистово стремились
разбогатеть…
4. Деньги, как гарантия защиты. Это тоже иллюзия. Люди такого ориентира очень
тяжело расплачиваются по счетам, часто сроки платежей оказываются просроченными,
в итоге приходится оплачивать интрессы. На деле оказывается, что никакой
гарантии защиты нет. Им трудно определить, что на самом деле необходимо, а без
чего можно действительно и обойтись. Они могут очень много тратить деньги на
продукты, делая долгосрочные запасы, продукты от этого портятся и их приходится
выбрасывать. Но зато экономят на своём здоровье, отказываясь обследоваться,
делать визиты к специалистам и экономят на оздоровительных мероприятиях,
помогающих поддерживать своё физическое здоровье на удовлетворительном уровне.
«Люди считают деньги способными все сделать, сами способны все сделать за
деньги» - пишет Буаст и… сколачивает состояние.
5. Деньги, как движение «ОТ», а не движение «К». Здесь заложено
принципиальное отличие отношения людей к материальным ценностям. В результатах
ответов на вопрос: «Какую цель Вы ставите в отношении к материальным ценностям?»
более 60 процентов респондентов отвечали говорили о том, чего они не хотят
(долгов, нищеты, бедности и т.д.) и далее шло перечисление «чего и сколько не
хватает, чего и сколько не достает» (движение «ОТ» проблемы к проблеме и
приводит и около 40 процентов отвечали, чего бы они хотели достичь в жизни иметь
(движение «К» цели – к ней и приводит).
Люди, склонные к скупости, ограничивают себя во всем, пытаясь сохранить
имеющееся (денег всегда не хватает). Этим самым парализуют свою инициативу,
живут по остаточному принципу. А то, что имеют – не приносит им ощущения
удовлетворенности. При этом деньги теряют свое значение, даже, если их много.
Парадокс! Даже имея материальные ценности, такие люди несчстны. Классический
пример «Движения «ОТ» из литературы - подпольный миллионер Корейко из
бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок».
«Где много денег, там всегда бродит призрак. Деньги – проклятье. Миллионы,
полученные в наследство или каким либо не трудовым способом – всего лишь
источник бедствий, и даже богатые филантропы бывают несчастными» – заявляет
Фонтане и… становится миллионером.
Другой герой - Остап Бендер, человек внутренне свободный, щедрый,
предприимчивый и целеустремленный, знает точно свою мечту и к ней активно
стремится. Он способен ощущать состояние счастья, способен любить. И хотя
повествование завершается сценой разгрома Великого комбинатора на румынской
границе, куда он направляется для того, чтобы воплотить свой несбыточный миф о
Рио-де-Жанейро. Это пример «Движения «К» цели».
Абсолютное большинство – сознательно или бессознательно – желает добиться
материального благополучия, хочет разбогатеть. Не всем это удается, но это –
ключевая причина жизнестойкости здоровых обществ, если можно так выразиться,
социальный закон Ома.И нарушение этого закона всеми видами уравниловки суть
причина упадка общества, закон этот игнорирующего.
«Иметь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и
знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай – вот
нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на
приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у
бедных – зависть и убийство, ибо права-то дали, а средства насытить потребности
еще не указали» (Ф. Достоевский).
Стремление к благу – добро, ибо естественно. Злом оно становится лишь тогда,
когда превращается в манию, в стремлении идти по трупам. Но последнее возможно
лишь в диких и нищих обществах, а не в культурных и богатых. В культурных
обществах, где есть закон и порядок хищничество само закрывает путь к богатству.
|