Владимир Кукк
Психиатр, психолог, общественный деятель
web: http://www.DrKukk.com
e-mail: [email protected]
[email protected]
Поведенческая зависимость - МИФОМАНИЯ, она определяется как непреодолимая
потребность к обману, мистификации окружающих, потребность ко лжи, вранью. Когда
люди, дети, подростки прибегают ко лжи, обману, у них всегда имеются мотивы:
избежать наказание, уйти от ответственности, поднять в глазах окружающих свою
значимость, но мифоманы таких мотивов обычно не имеют. Подобно клептоманам, мифоманы на первый взгляд не преследуют цели выгоды, более того, своим
поведением сильно подрывают себе репутацию. Чтобы красиво врать и при этом не
попасть впросак, для этого нужно иметь отличную память. Мифоманов увлекает
скорее не желание ввести других в заблуждение, а само действие, удовольствие
врать, заниматься мифотворчеством. Сам процесс сочинительства невероятных
историй доставляет им удовольствие. В психологическом плане подобная
деятельность иллюстрирует процесс перехода мотива на цель-механизм: образования
новых, в данном случае патологических потребностей.
15% студентов солгут партнеру о том, что они не больны СПИДом, если сами в
этом не уверены, а 20% не скажут об этом, даже если это правда.
(Любопытные студенты американского Университета штата Цинциннати провели
исследование среди своих однокурсников об их сексуальных привычках)
http://www.medlinks.ru/print.php?sid=19817
Из сообщения “Солвей Фарма": американские ученые, применив детектор лжи
установили, что женщины в два раза чаще дают ложную информацию по вопросам их
половой жизни, чем мужчины. Если врут мужчины, то обычно преувеличивают
показатели своих сексуальных подвигов, женщины преуменьшают.
Чтобы преодолеть лицемерие взрослого, надо изучить ребенка. Дети – наша
мифология, наша незамутненная природность, наша сущность – уничтожение нашей
субъективности.
Такие патологические наклонности начинают проявляться еще в раннем детстве,
именно тогда начинает формироваться мифомания. Чтобы Вам стало совсем уж понятно
о чем идёт речь, я лучше приведу случай из своей практики:
Ко мне за советом пришла мама, проживает в северной части Таллина, одна
воспитывает дочь Регину, которой уже исполнилось 11 лет:
"Регина учится хорошо, дополнительно занимается французским и немецким
языками, ходит в спортивную секцию тенниса. Активная, общительная, у неё много
подруг. Но в последнее время я перестала понимать свою дочь, на каждом шагу
начала врать, придумывать свой фантастический мир. Регина постоянно придумывает
какие-то невероятные истории, а потом их рассказывает: одноклассникам, учителям,
ребятам, которые живут в нашем доме.
Во время урока попросилась в туалет, но в туалет не пошла, а стала ходить по
классам и объявлять, чтобы все собрались в актовом зале, что она выполняет
распоряжение директора, что там будут проводить ученье "Анти - Террор"
сотрудники полицейской префектуры. Все поверили: и школьные преподаватели и
ученики и действительно стали ожидать начала этих учений. По сути дела Регина
сорвала занятия целой гимназии. Я когда узнала, то готова была провалиться
сквозь землю, а ей хоть бы "хны", даже не покраснела. Таких историй множество.
Совсем недавно, на зимние каникулы Регину отправляла в Петербург, к дедушке.
Регина и там, в гостях постоянно разыгрывала своего деда. Пока он ходил в
магазин, Регина открыла все окна настежь и сильный ветер стал заваливать снегом
комнаты, вернувшийся, недоумевающий дед был сбит с толку заявлением Регионы: "В
доме утечка газа, приходили сотрудники "Ленгаза" и приказали проветрить
помещения". Дедушка пошел узнавать подробности у соседей, те спрашивали у
других, переполошился весь дом, кто-то действительно вызывал спасательную
службу. Довольно быстро выяснили, что была не утечка газа, а утечка слуха об
этом. И это был не единичный случай. Дедушка умолял поскорей забрать Регину
обратно в Таллин".
Мама Регины продолжает: "А сколько историй про вампиров, инопланетян,
летающих тарелок, ведьм и вурдалаков... про приведения и духов. Её фантазиям нет
конца!
А в прошлом году, в мае Регина заставила меня купить малярных красок на 3 000
крон (эквивалент в 200 евро), сказала, что в школе проводится акция “Школа -
страна детства” и что каждый родитель должен пожертвовать для школы
строительными материалами или деньгами, так как летом будет проводиться большой
ремонт, я как дура стала организовывать “Школьный фонд ремонта” школы среди
родителей класса. И на этот раз всё оказалось шито белыми нитками. Когда весь
стихийно образовавшийся совет “ремонтного фонда”, в полном составе заявился к
директору, чтобы торжественно предать все пожертвованные строительные материалы
(во дворе стояла гружёная машина), у директора “отвалилась” челюсть.
Однажды, Регина припозднилась с прогулки и стала рассказывать, что она в
составе скаутского отряда проводила ревизию подвалов школьного здания, что они
заблудились в катакомбах и на них напали крысы-мутанты, у одного мальчика был
баллончик со слезоточивым газом и с помощью этого средства они на силу унесли
ноги. И чем дальше, тем больше. Я боюсь, что из этой маленькой вруши вырастит
большая бессовестная лгунья."
Мифоманию питают детские грёзы. Природа щедро одарила всех детей
разнообразнейшими талантами. Они выражают это в рисунках, поделках, в лепке, в
устном творчестве, музыке. Если ребёнок постарше, то пусть записывает, если не
станет прозаиком, фантастом, детективщиком, то научится грамотно писать. Энергию
детской фантазии нужно направлять в творчество, чтобы была польза и для ребёнка
и для окружающих. Маленькому ребёнку легко спутать, где фантазии и где
реальность. Дети легко выдают желаемое за действительное. Дедушки, бабушки,
мамы, папы в восторге, когда малыш выдаёт свой очередной шедевр, в том числе
буйные фантазии в виде интересных придуманных историй.
Такая положительная родительская стимуляция закрепляет у ребёнка способ
завоёвывать симпатии и любовь через фантазии, вымысел, враньё. Границ для
детской изобретательности и фантазий нет. Ребёнок продолжает врать, получая в
награду внимание, удивление, смех, восторг и негодование. Он продолжает играть
роль безудержного фантазёра. Такой способ самоутвердиться вначале входит в
привычку, потом в зависимость. Вся жизнь проходит под знамёнами “Первого
апреля". Такой способ укореняется, врастает глубже, становится определяющей
линией поведения. Но этот способ не удовлетворяет истинные потребности ребёнка,
подростка, скорее наоборот... Создаёт конфликтные ситуации, формирует
несерьёзное к себе отношение, даже более того: катастрофически теряет к себе
доверие, теряет в своих глазах собственное достоинство.
Мама Регины не зря беспокоилась, она увидела в поведении дочери нехорошую
тенденцию. Я, как специалист подтвердил начало формирования поведенческой
зависимости в форме МИФОМАНИИ. Была подготовлена и проведена психологическая
программа коррекции подобного поведения у Регины. Благодаря этому, поведение
Регины поддалось хорошей коррекции. В противном случае, у Регины могла
сформироваться настоящая поведенческая зависимость. Именно мифомания свойственна
различного рода аферистам, о ком мы узнаём из криминальной хроники. Естественно,
мама Регины спросила меня: "Что мне делать?" Тогда я посоветовал маме Регины и
советую сейчас всем родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией:
1. Не давайте себя обманывать, не позволяйте быть в роли обманутого. Секрет
убедительности детских фантазий в том, что дети сами верят в то, что придумывают
они сами. Если вырисовывается тенденция патологического вранья, насторожитесь,
особенно, когда факт вранья обнаружен, но ребёнок упорно продолжает настаивать
на своей правоте.
2. Насторожитесь, когда ребёнок пытается оправдаться, сваливая свою вину на
своего друга, обстоятельства, явление природы или какое-либо животное. Дети без
крайней необходимости не "подставляют" друг друга и своих любимчиков из домашних
животных.
3. Насторожитесь, когда ребёнок убеждается, что ему поверили, после этого он
пытается компенсировать свою вину и начинает, заискивающе, помогать по дому и
становится показушно "добрым и ласковым".
Какие признаки могут указывать на то, что в данный момент имеется большая
вероятность обмана и лжи?
В первую очередь нужно обратить внимание на взгляд. Очень просто: ребёнок это
или взрослый, когда человек начинает врать, его глаза непроизвольно начинают
двигаться по диагонали: вправо вверх - влево вниз ( у левшей - наоборот ).
Взгляд вправо вверх свидетельствует о попытке создать новый для себя образ, то
есть что-то придумать. Вспоминая о реальных вещах, люди смотрят вверх влево.
Когда человек во время разговора смотрит влево вниз - это значит, что он
пытается контролировать свою речь. Во вторую очередь, когда Вас собираются
обмануть, об этом могут сказать движения рук: пальцы непроизвольно тянутся к
губам, к
носогубным складкам, кончику носа. Это бессознательное проявление стыда. А
страх перед разоблачением заставляет ладони - потеть, а пальцы дрожать. Это
обозначает, что человек испытывает стресс и нервничает. Эти признаки только
говорят о вероятности, не являются достоверными.
ЗАГАДКА: Спросили жителя из города Падуи: "А правда ли, что все жители города
Падуи лжецы?". "Правда!" - ответил житель города Падуи.
ВОПРОС: Как Вы думаете, житель Падуи сказал правду или солгал?
Наверное, люди научились врать, как только стали говорить правду. Обман и
правда сопровождают нашу жизнь, как Ангел-хранитель и черт-искуситель. Мы врём и
говорим правду своим родным и близким, друзьям и знакомым, коллегам по работе и
случайным попутчикам. Кто больше, а кто меньше, ибо диаметрально противоположные
позиции: патологическая правдивость и патологическое враньё - крайности всегда
создают проблемы. И только стремление к лучшему - оставляет надежду.
“Мы лжем своим детям, больным, старикам. Мы лжем ученикам, женам,
начальникам. Все требуют правды – и все лгут. Прожить жизнь, не запятнав ее
ложью, не удалось никому. Общество, государство и правительство молчаливо,
настойчиво, каждодневно требуют, взывают, повелевают: лги, юродствуй,
приукрашивай, клевещи – только тогда получишь то, о чем тайно вожделеешь. А
разве не требуют лжи близкие и друзья? Разве не лжем мы сами себе, что завтра
будет лучше? Разве не пропитана ложью вся наша история, философия, идеология,
политика, мораль?”(И. Гарин, статья “Ложь”, журнал “ЧиП”, 8/91)
Давайте попробуем распределить ложь на отдельные градации, чтобы лучше
понять, что обман обману рознь. Можно назвать это: классификация мотивов лжи.
1-ый возможный мотив - криминальный. Различного рода мошенничества, которые
попадают под статью Уголовного кодекса: обман ради наживы, с нанесением
материального ущерба обманутой стороне. Примеров за последние 15 лет миллион,
как, впрочем, и количественный эквивалент отнятых денег, измеряемый единицами с
шестью и десятью нулями. В этом ряду так называемые "Открытые финансовые
пирамиды" - овечки типа "МММ", "Властелины", новоявленные "Закрытые финансовые
пирамиды" - волки в овечьей шкуре, использующие новейшие разработки
психо-технологий для манипулирования сознания большого количества "лохов"- жертв
обмана. Не перевелась ещё и армия мошенников-одиночек, которые остаются всё так
же изобретательны в способах "законного отъёма денег у граждан", как и их
литературный собрат Остап Бендер.
2-ой возможный мотив - уход от ответственности за проступок, вследствие
которого наносится вред без умысла. За этим стоит страх перед наказанием, страх
подмочить свою репутацию, малодушие, трусость. Для того, чтобы "замести следы"
за поступок, повлёкший, например, производственную аварию (ущерб от тысяч и
сотни тысяч и выше...), гибель людей - приходится врать (просто промолчать -
пассивный обман). Если по мелочи, то врут, изобретая причину опадания или
прогула (ущерб - выкинутое рабочее время).
3-ий возможный мотив- способ нанести психическую (моральную) травму (нанести
ущерб психическому здоровью). Помните грибоедовское: "Ложь страшнее пистолета?"
Для лгуна есть и выгода, он получает "садистическое" наслаждение от злорадства,
от мысли, что от его лжи кому-то стало больно. Ложь и зависть выкармливает
сплетни.
4-ый возможный мотив - "ложь во благо". К этому мотиву прибегают врачи, когда
уверены, что правда о болезни убьёт пациента быстрее, чем сама неизлечимая
болезнь. Или, когда жена / муж намеренно идут на обман ради примирения, давая
обещания в супружеской верности своей второй половине, хотя знают, что это
обещание продержится не надолго.
5-ый возможный мотив - "ложь ради удовольствия", здесь диапазон широк: от
безобидного мечтания и фантазирования в виде отдельных эпизодов; ложь, как
привычка или черта характера; непреодолимая потребность к обману, мистификации
окружающих, потребность ко лжи, вранью, ложь, как поведенческая зависимость.
6-ой возможный мотив - ложь, как реакция протеста и средство компенсации
физического или психического дефекта личности.
“Ведь маскировка начинается с колыбели и продолжается всю жизнь” – Ингмар
Бергман, шведский сценарист и режиссёр театра и кино.
Патологическую склонность ко лжи ещё называют псевдологией. Но как бы мы не
называли (мифомания или псевдология) патологическую ложь, как форму
поведенческой зависимости, она формируется ещё в детстве у демонстративной и в
то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного
удовлетворения не реализуемых потребностей. Преодолеть это способ поведения
уговорами нельзя, нужна поддержка психолога или психотерапевта.
Профессиональная психологическая помощь зависимому ребёнку младшего возраста
в решении проблем его мифомании обязательно учитывает индивидуальные
особенности:
- инфантильные дети больше поддаются внушению, для них очень хорошо
использовать когнитивную психотерапию;
- честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и
чувству собственного достоинства;
- застенчивые, зависимые дети требуют осторожного и в то же время выставление
жестких требований и условий.
В помощи подросткам, подверженных мифомании нужно учитывать, что их
восприятие мира уже не детское, но и не такое, как у взрослых. Подростковая
мифомания связана с тем, что сам подросток ещё достаточно плохо осознает
реальные мотивы своего поведения; он как бы чувствует внутреннюю правоту своих
поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим. Отсюда,
кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на
просьбы родителей и учителей объяснить причины своего поведения. Подобные случаи
сегодня не менее часты, чем ложь, вызванная боязнью наказания.
Если Ваш ребёнок обманывает Вас, не следует добиваться от него вымученной
правды, которая умышленно скрывается им. Требуя от сына или дочери немедленно во
всём сознаться, Вы ставите под угрозу свои взаимоотношения с ним.
Пример из практики: мама прекрасно знает, что её дочь Ольга время от времени
продолжает употреблять наркотики, хотя она и ходит на занятия и своему психологу
тоже говорит, что наркотики не употребляет. Мать спрашивает свою дочь: "Оля, ты
снова взялась за старое?". "Оля отвечает: Нет, к наркотикам я сейчас в завязке".
Реакция мамы: "Я знаю, что ты обманываешь меня, Ольга. Почему ты так поступаешь?
А теперь скажи мне правду!".
Вместо того чтобы требовать от сына или дочери сознаться во всём, лучше
разобраться в том, с какой целью Ваш ребёнок обманывает Вас. Может быть, его
ложь связана с боязнью сказать Вам правду, за которую Ваш ребёнок будет наказан
или унижен Вами?
Или это делается с целью привлечь к себе внимание, а может быть причинить
обиду преследователю-родителю. В предыдущем примере, другой, противоположной
реакцией мамы на обман дочери могла быть другая реакция:
"Ольга, я вижу, что ты продолжаешь употреблять наркотики. Для кого ты решила
отказаться от них и кому это выгодно делать вид, что всё хорошо?". Ольга
настаивает на своём: "Я сейчас наркотики не употребляю". Затем мама спокойно и
без всяких лишних слов берёт Ольгу за руку и ведёт в ванную комнату и предлагает
провести экспресс-тест на содержание наркотика в моче.
Заметьте, что мама не стала делать большой проблемы из обмана. Это не дочь
пытается обмануть свою маму. Это наркотическая зависимость заставляет Олю
обманывать мать. Когда приступают к психологической реабилитационной программе,
в начале нужно договориться, что тест-контроль может быть проведён в любой
момент во время курса реабилитации вне зависимости, подросток будет говорить
правду или пытаться обмануть, вне зависимости - изменилось ли поведение в лучшую
сторону или в худшую. Это необходимо принять как фактор, способствующий
выздоровлению. Необходимо вывести взаимоотношения из плоскости подозрений,
упрёков и недоверия, из плоскости манипуляций, из плоскости бессознательных игр
"Жертва - Преследователь - Спаситель". Такая тактика может быть применена и в
других ситуациях, а не только связанных с наркотической зависимостью.
Бывает, что родители задают своим детям такие вопросы, ответы на которые им
известны заранее. Такое явление часто становится причиной продолжения детского
обмана.
Почему прибегают ко лжи? Почему стараются свалить вину на других? По разным
причинам: может быть - безответственность, может быть из-за робости, боязни
наказания. Может быть, то, что произошло, вызывает смятение. Ребёнок начинает
врать, чтобы угодить или он через ложь оказывает, таким образом, сопротивление.
Давайте разберём некоторые условия, при которых формируется поведенческая
зависимость - МИФОМАНИЯ.
НАКАЗАНИЕ у одних детей порождает низкую самооценку и отсутствие доверия,
стремление отомстить и озлобленность. Наказание заставляет детей вымещать свои
обиды на более слабых. Наказание порождает рассеянность и трусливость, а также
ябедничество, вынуждает делать всё себе на зло. Наказание - это только внешний
фактор контроля за поведением. Наказанием не исправишь положение с обманом.
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ позволяет детям разные вольности. Это значит, что
отсутствует самодисциплина, а значит и не будет целеустремлённости.
Вседозволенность создаёт условия, при котором ребёнок будет неуверенным в себе,
создаёт условия для формирования низкой самооценки. В условиях вседозволенности
ребёнок не знает, как реализовать себя с пользой для дела, для учёбы, не знает
себе истинную цену. Климат вседозволенности создаёт условия, чтобы обман и ложь
укоренялись.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ делает ребёнка неблагонадёжным. Когда ребёнок привыкает
требовать и ждать, когда другие сделают его счастливыми. Всякий раз он будет
надеяться, что его за каждый шаг будут возносить до небес и неоправданно хвалить
или благодарить. Вознаграждение развивает равнодушие к другим. К вознаграждению
дети быстро привыкают, а поэтому будут её искать, напрашиваться на
благодарность, угождая более влиятельным. А это обязательно порождает такое
отношение к жизни: "А что я с этого буду иметь?"
ПРИЗНАКИ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ОТ МИФОМАНИИ:
Если ребёнок перестаёт ждать милости от других, он уважает себя и других.
Способен отстоять свои права и быть внимательным к другим, быть внутренне
собранным и целеустремлённым.
Если Ваш сын или дочь начинают действовать сообща с другими и сообразно
обстоятельствам, доверяет другим - это значит, что его самооценка достаточно
высока.
Если ребёнок становится снова доброжелательным, спокойным, уравновешенным,
уверенным в себе, имеющим внутренний фактор контроля за своим поведением.
Если ребёнок познаёт жизнь на собственном опыте и принимает решения
самостоятельно.
ЭТО ВСЁ НЕ ОСТАВЛЯЕТ МЕСТА ДЛЯ ЛЖИ И ОБМАНА !!!
Чтобы разобраться с подростковой склонностью к обману, нужно понять, что он
находится как бы "между двух огней". С одной стороны компания сверстников ждёт
определённых решений, а с другой стороны - родители, которые требуют совершенно
другого. Так как мнение компании в этот возрастной период для подростка более
значимо, чем мнение взрослых, поэтому чаща весов будет склоняться именно в
сторону сверстников. Если родители этого не хотят принимать, то они прибегают к
жестким мерам повышенного давления и контроля против своего чада, в ответ
натыкаются на отчаянное сопротивление и враньё.
Группе родителей и подростков был предложен один очень простой эксперимент:
предлагалось оценить одни и те же утверждения, чтобы выяснить отличия оценок и
схожесть их.
Вначале отличия: с утверждением "Подростки более всего заняты выяснением и
построением своих отношений с другими людьми. Дружба - главное, что
характеризует их в жизни". С этим утверждением 95% подростков согласились и
только 7% родителей были согласны с этим утверждением.
В отношении утверждения "Подростки перенимают взгляды, манеры своей компании;
стесняются быть "не как все" - мнение подростков и родителей было так же
диаметрально противоположным.
А теперь схожесть: Оценки взрослых и подростков были почти единогласны с
утверждением "Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди".
Выводы напрашиваются сами по себе: дружба и понимание друзей и сверстников
для подростка особо значимы и определяют основную линию поведения, поэтому
родителям необходимо тактично строить с ним отношения и понимать, что он
испытывает внутренний конфликт между желанием быть независимым и одновременно
принадлежать группе своих сверстников.
Из века в век, из поколения в поколение воспитание честности решается просто:
живи "не во лжи". Своим поведением родители доказывают и показывают, что правда
всегда лучше. А на примерах других, родители показывают и рассказывают, что
обман всегда оборачивается позором.
“Лгут только негодяи” – Ф. Достоевский.
“Кто лжет, тот не достоин быть человеком” – Франсуа Фенелон.
“Тля ест траву, ржа – железо, а лжа - душу” – А. Чехов.
“Ложь необходима, чтобы творить насилие, насилие “необходимо”, чтобы убеждать
ложью” – А. Солженицын.
“… Я люблю правду. Я думаю, что человечество в ней нуждается; но, конечно,
оно еще гораздо больше нуждается во лжи, которая услаждает, утешает и
непрестанно обольщает его надеждами. Не будь лжи, человечество погибло бы от
отчаяния и тоски” - Анатоль Франс (Anatole France), прозаик, лауреат Нобелевской
премии (1921)
Под конец хочу рассказать притчу "Правдивый вор" от Носсрата Пезешкиана:
Поймали вора с поличным и привели к судье. Судья и говорит: "Я сегодня добрый,
отпускаю тебя без наказания, но ты дай мне обещание говорить только правду".
"Обещаю!" - радостно закричал вор и отправился домой. Но как только наступила
ночь и луну затянула туча у помилованного появился "воровской зуд", от которого
он не мог усидеть на месте. Вор быстро надел темную одежду и озираясь по
сторонам, притаился за углом своего дома. Только было, уже хотел выйти из
укрытия, как услышал шаги, идущего по дороге. Вор стал рассуждать так: " Если я
сейчас встречу прохожего, а он спросит: Ты куда направился? Я должен ответить
правдиво". Вор подумал еще, а потом вернулся домой, с тех пор он перестал быть
вором и всегда говорил только правду (свободный пересказ).
“Так чем все-таки хороша ложь? Не ложь во спасение или милосердная ложь, но
Ложь как таковая? Она хороша тем, что к ней нельзя выработать иммунитета” – И.
Гарин.
Другие статьи автора можно прочитать здесь:
http://www.medlinks.ru/search.php?query=dr.kukk&type=stories
|