НОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА : «Эй-Си-эМ” - (Аpplied Creative
Meditation (прикладная креативная медитация- « ACM») “ для решения
психологических, психосоматических , ментальных, эмоциональных иличностных
проблем пациентов, а также изменения стиля жизни в интересах здоровья.
Cергей Соколовский, к.м.н, психотерапевт.
Кафедра психологии ПФ МГСУ. Пятигорск, Кирова 26, тел 33-27-27.
[email protected]
Новая психотехника АСМ (Ай-Си-эМ) разработана на кафедре психологии ПФ МГСУ в
октябре 2005 года, как результат исследовательских семинаров со студентами,
анализа их проблем, включая ментальные, личностные, психосоматические и
эмоциональные, а также отсутствия эффективных методов лечения для некоторых
видов ментальных расстройств.
Данная методика является синтезом и заключительным звеном в когнгитивно -
поведенческой терапии, а также теории и практики прикладной медитации,
существенно отличающейся от медитативных техник, предложенных ранее.
Когнитивно-поведенческая терапия ставит своей целью через психологическую помощь
и консультирование изменение неконструктивного поведения на конструктивное,
через проговариваемые и репетируемые модели поведения. Изменения моделей
поведения с неадаптивных на адаптивные осуществляется за счет анализа и смены
когниций пациента, а также рассмотрения многих его мыслей и чувств, как
иррациональных
(автоматических) (1).
Однако, несмотря на признанные успехи и достижения во всем мире, когнитивно
поведенческая психотерапия оказывается беспомощной во многих вопросах, связанных
с глубинными бессознательными влечениями человека, такими как снижение веса,
низкая физическая активность, метаболический синдром, игровые зависимости,
некоторые форма алкоголизма, и личностных расстройств, так как все они
обусловлены гормональным метаболизмом, над которым пациент часто не
властен.(2,3).
При этом, даже несмотря на инструкции психотерапевта и собственную активность
пациент с ужасом ощущает, что какая-то неведомая сила несет его по порочному
витку патологического поведения.
На наш взгляд это происходит потому, что поведенческий психолог формирует
поведение пациента в вербальных конструкциях, а по старинной русской пословице
«Хоть сто раз скажи слово «халва»- во рту слаще не станет» - гормональный
метаболизм остается прежний, и после психологической сессии пациент с ужасом
напивается, наедается сладкого, или идет играть в игровые автоматы.
Не умаляя роли вербального формулирования правильного поведения и рациональной
смены когниций, хотим подчеркнуть, что клиент психотерапевта нуждается в некоем
Необычном, позитивно-светлом и глубинном чувстве, которое бы сопровождало его
длительное время в психологической реабилитации, могло бы вызываться по
собственному желанию, и предопределяло бы иное развитие событий в психопатологии
пациента. Таким чувством в религиозных практиках является молитва верующего в
трудную минуту, но она тоже вербальная, и при отсутствии сильной религиозной
веры или нейролингвистической адекватности, может не помочь (4).
С другой стороны, восточные техники медитации являются сильным инструментом
коррекции внутреннего состояния пациента, и при правильном использовании
вызывают значительные гормональные и нейрофункциональные сдвиги, фиксируемые
объективными анализами и ЭЭГ (5).
Советский Энциклопедический Словарь, изд. «Советская энциклопедия» ,1984, с
776-расшифровывает нам медитацию, как размышление, умственное действие, цель
которого приведение психики человека в состояние углубленности и
сосредоточенности, сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием
эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации
многообразны. Встречается в буддизме, мусульманстве (мистика суфизма), отчасти
православии («умное делание») и католицизме. Представляют интерес
психотерапевтические аспекты.
В противовес официальной точке зрения, наша АСМ - эмоционально окрашенная,
сенсуальная медитация в терапевтических целях.
Значительным пробелом таких техник является то, что они предложены религиозными
адептами, различными восточными учениями, авторы которых не располагали
современными медицинскими, физиологическими и нейропсихологическими знаниями.
Вследствие этого неведения они не могли разрабатывать и применять методы
прикладной медитации для решения конкретных клинических и ментальных проблем
пациента.
Так, Индийские Йоги разрабатывали понятие медитации, более как общеукрепляющую и
тренирующую дух, процедуру.
Махариши, разработавший методику трансцендентальной медитации (ТМ), говорил о
ней, как о неконкретной концентрации на мантрах, предметах или всеобщих
понятиях, лишающих медитацию позитивного целеполагания (6)
Буддисты используют медитативные техники с религиозной целью, и для прекращения
страданий (7)
Ошо Раджнеш, предлагал даже танцевальные медитации, медитации при пении и
курении (8).
На наш взгляд эти методики играют более религиозное, успокаивающее и философское
значения, чем принадлежат клинической психологии, так как не являются
эффективным инструментов коррекции данного психопатологического расстройства.
Для практикующего психолога и психотерапевта эти медитативные техники
малопродуктивны, так как не ставят конкретных задач для пациента, и не дают
конкретного рычага для изменения собственного мышления и поведения.
1.В отличие от вышесказанного предлагаемая нами медитативная техника предлагает
вмешательство на уровне ранних ощущений пациента (сенсуализма), так как нет
ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении («Nihil est in intellectu,
guod non fuerit prius in sensu”).
2.Методика построена на глубоком и всестороннем представлении пациента о своем
ментальном или психосоматическом расстройстве, его триггерных факторах, роли
окружения и индивидуальном протекании, альтернативных путях решения проблемы,
разрабатываемых клиническим психологом или лечащим врачом с учетом современных
данных психологии, психосоматики, нейропсихологии, медицины за 6-12
психотерапевтических, индивидуальных и(или) групповых сеансах.
3.Пациент вместе с психологом или врачом формирует новую конструктивную модель
знаний, чувств, поведения и мышления в условиях болезни или ментального
расстройства первоначально в вербальных понятиях, но не останавливается на них и
идет в своем прогрессе дальше.
4.Он учится распознавать ранние ощущения (сенсуальные стигматы) своих
отклонений.
5.В голове пациента уже существует научно обоснованная вербальная
реабилитационная модель, адаптированная к конкретному больному и типу личности,
к конкретному человеку, с которой он согласен (лечебный договор клиента и
психотерапевта).
6.При помощи психолога или психотерапевта пациент конвертирует предварительно
согласованную с ним вербальную модель в креативную сенсуальную невербальную
модель, с яркой позитивной окраской. Эта образная модель должна быть проста,
ясна, привлекательна и всегда позитивно окрашена. Модель может выступать в виде
образа, чувства, самоощущения, самомнения или самоуважения, следовых ассоциаций
памяти. И это - самое трудное и самое важное в работе психолога, и всегда строго
индивидуально («Лечить не болезнь, а больного»).
7. Выработанная сенсуальная модель многократно репетируется в щадящих условиях
психотерапевтического кабинета, комфорта и релаксации, доводится до автоматизма.
8.Пацент многократно репетирует самостоятельное распознавание стигмы собственных
расстройств в ранних проявлениях и ощущениях и замены их новой сенсуальной
моделью.
9.Психологические сессии все усложняются, принуждая распознавать и замещать
ощущения креативной сенсуальной моделью в совершенно различных условиях стресса
, хаоса и форс-мажорных обстоятельств.
10. Пациент учиться многократно в течение дня меди тировать на этой модели,
постепенно замещая креативом все остальные внутренние импульсы не менее 5-7 раз
в сутки.
Должны заметить, что такая сенсуальная АСМ может быть глубоко иррациональна по
своей сути, лишь бы она работала для данного человека и давала эффект смены
мышления, поведения и стиля жизни.
Весь терапевтический курс состоит из 6-10 45-минутных сеансов разговорной
терапии, дневниковых записей и анализа глубоких чувств и ощущений, передачи
специализированной медицинской и психологической информации, формирования
индивидуальной вербальной модели, конверсии её в индивидуальную сенсуальную
модель, доработки её до компетентного уровня АСМ, достижения терапевтического
согласия и последующих многократных возвратов к АСМ в процессе медитации и
жизни, а также в поиске новых, более эффективных сенсуальных моделей АСМ.
Показаниями к методу АСМ являются все ментальные, психосоматические, личностные
расстройства, девиации поведения и зависимости, при которых психодинамическая,
когнитивно-поведенческая, экологическая и гуманистическая психотерапии не дают
достаточно выраженного результата, и больной не способен справиться со своими
патологическими тенденциями.
Показания по отдельным нозологиям будут развиваться, расширяться и уточняться по
мере развития метода АСМ.
Противопоказаниями к методу АСМ является ранний детский возраст (до 7 лет),
тяжелые формы умственных и психических расстройств (не детализируется),
отсутствие мотивации к лечению, негативизм на психолога (психотерапевта),
отсутствие внутренних ресурсов для прохождения курса (терпения, желания,
свободного времени, исполнительности, конструктивности в парной работе с
психологом).
Литература:
1.Александров А.А. «Современная психотерапия. Курс лекций.
Санкт-Петербург.1997.-с 82.
2. Соколовский С.Р. Почему люди чрезмерно едят. 3 печ. л.- MedLinks.Ru версия
3.5. © MedLinks.ru 2000-2005. Все права защищены, 2005 г.
3.Magraf J. Fat or fiction? Outpatient treatment of obesity. XXXY Annual
Congress of EABCT.
September 21-24, 2005. Thessalonica, Greece, PW 9, p.8.
4.Новый завет и Псалтырь. The Gideons International. От Матфея.13:58 с. 29.
5.Гринберг Дж. Управление стрессом.-7-е изд.-СПб.: Питер,2004.- с.210. (Серия
«Мастера психологии).
6.Там же, с 210.
7.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ.- М: Селена, 1994, с
142.
8.Раджнеш ОШО. Оранжевая книга. Измерение неведомого. М. 1991.-288 с.
Опубликовано с согласия автора
|