Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Метод прикладной креативной медитации


НОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА : «Эй-Си-эМ” - (Аpplied Creative Meditation (прикладная креативная медитация- « ACM») “ для решения психологических, психосоматических , ментальных, эмоциональных иличностных проблем пациентов, а также изменения стиля жизни в интересах здоровья.


Cергей Соколовский, к.м.н, психотерапевт.
Кафедра психологии ПФ МГСУ. Пятигорск, Кирова 26, тел 33-27-27.

[email protected]

Новая психотехника АСМ (Ай-Си-эМ) разработана на кафедре психологии ПФ МГСУ в октябре 2005 года, как результат исследовательских семинаров со студентами, анализа их проблем, включая ментальные, личностные, психосоматические и эмоциональные, а также отсутствия эффективных методов лечения для некоторых видов ментальных расстройств.

Данная методика является синтезом и заключительным звеном в когнгитивно - поведенческой терапии, а также теории и практики прикладной медитации, существенно отличающейся от медитативных техник, предложенных ранее.

Когнитивно-поведенческая терапия ставит своей целью через психологическую помощь и консультирование изменение неконструктивного поведения на конструктивное, через проговариваемые и репетируемые модели поведения. Изменения моделей поведения с неадаптивных на адаптивные осуществляется за счет анализа и смены когниций пациента, а также рассмотрения многих его мыслей и чувств, как иррациональных

(автоматических) (1).

Однако, несмотря на признанные успехи и достижения во всем мире, когнитивно поведенческая психотерапия оказывается беспомощной во многих вопросах, связанных с глубинными бессознательными влечениями человека, такими как снижение веса, низкая физическая активность, метаболический синдром, игровые зависимости, некоторые форма алкоголизма, и личностных расстройств, так как все они обусловлены гормональным метаболизмом, над которым пациент часто не властен.(2,3).

При этом, даже несмотря на инструкции психотерапевта и собственную активность пациент с ужасом ощущает, что какая-то неведомая сила несет его по порочному витку патологического поведения.

На наш взгляд это происходит потому, что поведенческий психолог формирует поведение пациента в вербальных конструкциях, а по старинной русской пословице «Хоть сто раз скажи слово «халва»- во рту слаще не станет» - гормональный метаболизм остается прежний, и после психологической сессии пациент с ужасом напивается, наедается сладкого, или идет играть в игровые автоматы.

Не умаляя роли вербального формулирования правильного поведения и рациональной смены когниций, хотим подчеркнуть, что клиент психотерапевта нуждается в некоем

Необычном, позитивно-светлом и глубинном чувстве, которое бы сопровождало его длительное время в психологической реабилитации, могло бы вызываться по собственному желанию, и предопределяло бы иное развитие событий в психопатологии пациента. Таким чувством в религиозных практиках является молитва верующего в трудную минуту, но она тоже вербальная, и при отсутствии сильной религиозной веры или нейролингвистической адекватности, может не помочь (4).

С другой стороны, восточные техники медитации являются сильным инструментом коррекции внутреннего состояния пациента, и при правильном использовании вызывают значительные гормональные и нейрофункциональные сдвиги, фиксируемые объективными анализами и ЭЭГ (5).

Советский Энциклопедический Словарь, изд. «Советская энциклопедия» ,1984, с 776-расшифровывает нам медитацию, как размышление, умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Встречается в буддизме, мусульманстве (мистика суфизма), отчасти православии («умное делание») и католицизме. Представляют интерес психотерапевтические аспекты.

В противовес официальной точке зрения, наша АСМ - эмоционально окрашенная, сенсуальная медитация в терапевтических целях.

Значительным пробелом таких техник является то, что они предложены религиозными адептами, различными восточными учениями, авторы которых не располагали современными медицинскими, физиологическими и нейропсихологическими знаниями. Вследствие этого неведения они не могли разрабатывать и применять методы прикладной медитации для решения конкретных клинических и ментальных проблем пациента.

Так, Индийские Йоги разрабатывали понятие медитации, более как общеукрепляющую и тренирующую дух, процедуру.

Махариши, разработавший методику трансцендентальной медитации (ТМ), говорил о ней, как о неконкретной концентрации на мантрах, предметах или всеобщих понятиях, лишающих медитацию позитивного целеполагания (6)

Буддисты используют медитативные техники с религиозной целью, и для прекращения страданий (7)

Ошо Раджнеш, предлагал даже танцевальные медитации, медитации при пении и курении (8).

На наш взгляд эти методики играют более религиозное, успокаивающее и философское значения, чем принадлежат клинической психологии, так как не являются эффективным инструментов коррекции данного психопатологического расстройства.

Для практикующего психолога и психотерапевта эти медитативные техники малопродуктивны, так как не ставят конкретных задач для пациента, и не дают конкретного рычага для изменения собственного мышления и поведения.

1.В отличие от вышесказанного предлагаемая нами медитативная техника предлагает вмешательство на уровне ранних ощущений пациента (сенсуализма), так как нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении («Nihil est in intellectu, guod non fuerit prius in sensu”).

2.Методика построена на глубоком и всестороннем представлении пациента о своем ментальном или психосоматическом расстройстве, его триггерных факторах, роли окружения и индивидуальном протекании, альтернативных путях решения проблемы, разрабатываемых клиническим психологом или лечащим врачом с учетом современных данных психологии, психосоматики, нейропсихологии, медицины за 6-12 психотерапевтических, индивидуальных и(или) групповых сеансах.

3.Пациент вместе с психологом или врачом формирует новую конструктивную модель знаний, чувств, поведения и мышления в условиях болезни или ментального расстройства первоначально в вербальных понятиях, но не останавливается на них и идет в своем прогрессе дальше.

4.Он учится распознавать ранние ощущения (сенсуальные стигматы) своих отклонений.

5.В голове пациента уже существует научно обоснованная вербальная реабилитационная модель, адаптированная к конкретному больному и типу личности, к конкретному человеку, с которой он согласен (лечебный договор клиента и психотерапевта).

6.При помощи психолога или психотерапевта пациент конвертирует предварительно согласованную с ним вербальную модель в креативную сенсуальную невербальную модель, с яркой позитивной окраской. Эта образная модель должна быть проста, ясна, привлекательна и всегда позитивно окрашена. Модель может выступать в виде образа, чувства, самоощущения, самомнения или самоуважения, следовых ассоциаций памяти. И это - самое трудное и самое важное в работе психолога, и всегда строго индивидуально («Лечить не болезнь, а больного»).

7. Выработанная сенсуальная модель многократно репетируется в щадящих условиях психотерапевтического кабинета, комфорта и релаксации, доводится до автоматизма.

8.Пацент многократно репетирует самостоятельное распознавание стигмы собственных расстройств в ранних проявлениях и ощущениях и замены их новой сенсуальной моделью.

9.Психологические сессии все усложняются, принуждая распознавать и замещать ощущения креативной сенсуальной моделью в совершенно различных условиях стресса , хаоса и форс-мажорных обстоятельств.

10. Пациент учиться многократно в течение дня меди тировать на этой модели, постепенно замещая креативом все остальные внутренние импульсы не менее 5-7 раз в сутки.

Должны заметить, что такая сенсуальная АСМ может быть глубоко иррациональна по своей сути, лишь бы она работала для данного человека и давала эффект смены мышления, поведения и стиля жизни.

Весь терапевтический курс состоит из 6-10 45-минутных сеансов разговорной терапии, дневниковых записей и анализа глубоких чувств и ощущений, передачи специализированной медицинской и психологической информации, формирования индивидуальной вербальной модели, конверсии её в индивидуальную сенсуальную модель, доработки её до компетентного уровня АСМ, достижения терапевтического согласия и последующих многократных возвратов к АСМ в процессе медитации и жизни, а также в поиске новых, более эффективных сенсуальных моделей АСМ.

Показаниями к методу АСМ являются все ментальные, психосоматические, личностные расстройства, девиации поведения и зависимости, при которых психодинамическая, когнитивно-поведенческая, экологическая и гуманистическая психотерапии не дают достаточно выраженного результата, и больной не способен справиться со своими патологическими тенденциями.

Показания по отдельным нозологиям будут развиваться, расширяться и уточняться по мере развития метода АСМ.

Противопоказаниями к методу АСМ является ранний детский возраст (до 7 лет),

тяжелые формы умственных и психических расстройств (не детализируется), отсутствие мотивации к лечению, негативизм на психолога (психотерапевта), отсутствие внутренних ресурсов для прохождения курса (терпения, желания, свободного времени, исполнительности, конструктивности в парной работе с психологом).

Литература:

1.Александров А.А. «Современная психотерапия. Курс лекций. Санкт-Петербург.1997.-с 82.

2. Соколовский С.Р. Почему люди чрезмерно едят. 3 печ. л.- MedLinks.Ru версия 3.5. © MedLinks.ru 2000-2005. Все права защищены, 2005 г.

3.Magraf J. Fat or fiction? Outpatient treatment of obesity. XXXY Annual Congress of EABCT.

September 21-24, 2005. Thessalonica, Greece, PW 9, p.8.

4.Новый завет и Псалтырь. The Gideons International. От Матфея.13:58 с. 29.

5.Гринберг Дж. Управление стрессом.-7-е изд.-СПб.: Питер,2004.- с.210. (Серия «Мастера психологии).

6.Там же, с 210.

7.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ.- М: Селена, 1994, с 142.

8.Раджнеш ОШО. Оранжевая книга. Измерение неведомого. М. 1991.-288 с.

Опубликовано с согласия автора