Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

С.Р.Соколовский.О психологической редукции пищевого влечения


С.Р.Соколовский.

Хотя пищевое влечение на протяжении человеческой жизни может изменяться, в относительно короткие периоды времени (2-3 года) оно остается неизменным, как и остальные параметры гомеостаза организма. При этом барорецепторы желудка подают сигнал насыщения через серотонинергические структуры в зависимости от поглощенного объема пищи, другие вкусовые проприорецепторы - в зависимости от качественного состава пищи(3). Это мнение подтверждают последние исследования американских ученых, показывающие, что увеличение веса молодежи в возрасте 17-23 года связано не с новыми пищевыми привычками, объем и качество пищи в течение этого периода изменяется несущественно, а вследствие уменьшения двигательной активности в процессе взросления.

Попытки редуцировать объем пищи приводят просто к недостаточной стимуляции барорецепторов желудка, благодаря чему пациент выходит голодным из-за стола, снова и снова доедая дополнительные количества пищи, пока уровень стимуляции не становится достаточным и не приходит долгожданное чувство насыщения. Использование пищевых отрубей и метилцеллюлозы, раздувающихся в желудке, на непродолжительный период может купировать чувство голода, создавая ощущение сытости. Но спустя некоторое количество времени развивается дефицит стимуляции качественных вкусовых проприорецепторов, и снова пациент испытывает мучительное чувство голода(4), заставляющее, его есть дополнительные количества пищи снова и снова(3). Эти ощущения заставляют пациента страдать, делая его беспомощным в пищевых ситуациях, вынуждая его прекращать процесс лечения («реляпс»).Повышение белковой и жировой содержательности пищи вызывает быстрое насыщение, но и способствует набору веса, что противоречит целям лечебной интервенции.

Пытаться научить пациента есть помалу можно только в случаях идиопатического бытового неосложнённого переедания, что встречается нечасто. В подавляющем большинстве случаев постоянство системы гомеостаза организма вызывает усиление чувства голода, заставляющее пациента добирать количество и качество пищи до уровня, вызывающего сигнал насыщения. В остальных случаях, особенно при метаболическом синдроме(1), сопровождающемся нарушением обмена веществ, и bingo eaten disorders , протекающих c нарушением серотонин- и допаминергической систем организма, учить пациента есть помалу, все - равно, что учить алкоголика пить алкоголь помалу, -практически невозможно. В период абстиненции он испытывает такие мучения, что даже небольшие количества пищи растормаживают пищевые влечения настолько, что он как бы входит в пищевой «запой» пока не восстанавливается баланс до уровня эйфорического насыщения объемом и качеством пищи.

Психотерапевтическая тактика(2) слагается из нескольких модальностей, позволяющих удерживать чувство аппетита на должном, контролируемом уровне:

  1. Пациент информируется о так называемых безопасных продуктах: овощах, фруктах, клетчатке, минеральных веществах, позволяющих активно снижать вес, в то же время не испытывая дефицита в витаминах, минералах, липопротеидах высокой плотности, клетчатке. Устанавливаются нормы потребления и объёмы.
  2. Пациент учится считать продукты по калориям, хлебным и белковым единицам.
  3. Основная психотерапевтическая интервенция сообразуется с русской пословицей: «разделяй и властвуй». Пациент всякое чувство голода условно делит на «терпимое» и «нетерпимое.» При «терпимом» он отвлекается другими занятиями, прогулками, спортом, творчеством, групповой терапией. При «нетерпимом»- купирует вспышки голода и craving(4) – физическими нагрузками, терапией творчеством, крепким чаем, кофе, фруктами, овощами, низкокалорийными заменителями продуктов, звонками к психотерапевту.
  4. «Реляпсы» не являются чем-то исключительным в процессе терапии(4). Происходящие срывы психотерапевт анализирует вместе с пациентом, как новую рабочую ситуацию, дающую материал для размышления и организации, превентивных мер.
  5. Вместе с психотерапевтом оставляется график скачков аппетита в определенные часы и на определенные ситуации и разрабатывается программа превентивных мер, включая прием магния, триптофана, аминалоном кислоты или отвлекающие физио - и психо- процедуры.
  6. В момент craving не должно быть никаких триггерных факторов рядом - продуктов, денег, заполненного холодильника. В момент нервных стрессов пациент тренируется принимать магний или триптофан, пить кофе или ледяную минеральную воду, молиться. Заниматься самоуспокоением. Принимать холодный душ.
  7. Мотивация пациента непрерывно стимулируется расхваливанием его успехов и проговариванием плохих мыслей о продуктах, способствующих увеличению веса.
  8. Через формулы самовнушения по Куэ пациент держит фокус внимания на необходимом состоянии, повторяя их многократно в течение дня.
  9. Каждый вечер проводит анализ итогов дня, плюсов и минусов своего терапевтического поведения за день, неделю и месяц.
  10. Реконструируются внешние обстоятельства жизни и обстановки так, чтобы свести вероятность «реляпса» к минимуму.
  11. Отслеживается рост депрессии и anxity , своевременно купируются как коморбидные расстройства.
  12. Обучается техники «медитации на условно полном желудке» после прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.

Изложенные выше позиции позволяют эффективно удерживать пациентов в процессе лечения, сводя crаving к минимуму.

Психологическая интервенция , используемая для развития контроля над аппетитом, основана на следующих положениях, отражаемых в национальных пословицах и поговорках:

  • «Разделяй и властвуй.» Пациент учится разделять собственные слабые и сильные (craving) пищевые влечения.
  • Слабые – игнорируются или замещаются иными действиями. Сильные или нетерпимые - потворствует собственному голоду, относительно безопасными для терапии продуктами.
  • «Один в поле не воин». В процессе психологической интервенции используется не какая-то одна психотерапевтическая методика, а набор взаимодополняющих взаимно - страхующих методов.
  • «Не класть все яйца в одну корзину». Психотерапевтические методы могут быть взаимоисключающими, предлагая пациенту несколько разных сценариев развития самоконтроля.
  • «Клин-клином вышибают». «Подобное лечат подобным» В случае сильного чувства голода или craving пациент по внешней форме стремится повторить свои пищевые кутежи, bingo eaten, используя лечебные продукты: клетчатку, отруби, фрукты, чрезмерно большие количества жидкости.
  • «Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu.» Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении. В течение всего периода терапии пациент стремится вызвать у себя ощущение сытости и полного желудка, удовлетворенности – с помощью различных психологических техник.
  • Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo. Методы, хорошо зарекомендовавшие себя у пациента, многократно повторяются и воспроизводятся до появления новых привычек.

Литература:

1.Metabolic Syndrome: a Misleading 'Diagnosis'Joint European/American Paper Calls for More Research. SOURCE: American Diabetes Association. August 25, 2005
2.С.Р.Соколовский. «Когнитивно-поведенческая терапия ожирения»-2 печ.л
ХХY Всемирный конгресс Европейской ассоциации когнитивно-бихевиоральной терапии, «Искусство интегративной науки» Тессалоники, Греция, 2005 год.
3.. С.Р.Соколовский. «Почему люди чрезмерно едят» 3 печ.л.- Медицинская библиотека сервера MedLinks.ru.
4.. С.Р.Соколовский. «Страстный аппетит».- 2 печ.л.- Медицинская библиотека сервера MedLinks.ru.

Опубликовано с разрешения автора.