Каждый спортсмен и его тренер знают, чего стоит успех в спорте, каким трудом
и какими лишениями он достигается. Часто спортсмен и его тренер недооценивают
значение собственного настроения, своих эмоций и своих умственных привычек в
спорте и жизни в целом. Из лучших побуждений тренер требует от спортсмена: если
больно – терпи, если не хочется и устал – все равно тренируйся, закаляй волю, не
хватает сил – прими препарат. Подобный подход к самосовершенствованию на сегодня
не редкость. Воспитание спортсмена проходит путем тренировки воли, а воля
тренируется, по мнению, как тренеров, так и самих спортсменов путем лишений,
преодоления себя, своих чувств и желаний, другими словами путем насилия над
самим собой. Зададимся вопросом – оправданы ли эти лишения, какие последствия мы
имеем в действительности?
Чтобы совершенствоваться, надо тренироваться. Чтобы тренироваться, надо
преодолевать боль, усталость, страх, неудачи. А чтобы их преодолеть, тоже надо
тренироваться. Круг замыкается.
В действительности совершенствование возможно тогда, когда оно приятно и
доставляет удовольствие. Если этого удовольствия нет, то подготовка спортсмена
происходит через усилия, направленные на преодоление неприятных переживаний,
мешающих совершенствованию его мастерства. При этом внутреннее напряжение,
вызванное этими неприятными переживаниями, сохраняется, и каждое последующее
насилие над собой требует всё больше усилий, чем предыдущее.
Разрешить это противоречие можно обратившись к психологу, который решал бы
проблемы психологической подготовки спортсмена, не прибегая к тренировке его
воли путём насилия, преодоления и лишений. Ведь в действительности воля
заключается в желании что-либо совершать, и её проявления не требуют усилий.
Таким образом, чтобы тренировать волю, воспитывать характер и развивать личные
способности каждого спортсмена необходимо решить некоторые проблемы.
Личные эмоциональные проблемы спортсменов и тренеров в первую очередь, задачи
самосовершенствования во вторую. Потому, что, не устранив, эмоциональные
проблемы совершенствование практически невозможно, т.к. спортсмен
совершенствоваться не будет, а если и будет, то через силу. Это неэффективно и
бессмысленно, ведь принуждение вызывает в человеке защиту от насилия над собой,
а воспринимается это как лень. Спортсменам же лениться нельзя, поэтому-то
напряжение, связанное с преодолением своих неприятных переживаний, с
необходимостью преодолевать самого себя, закрепляется в работе организма, и
развиваются так называемые профессиональные заболевания. А болезнь для
спортсмена – потеря формы, что в свою очередь сказывается на результатах и
достижениях этого спортсмена.
Улучшить качество подготовки спортсменов возможно через эмоциональную
устойчивость спортсмена, через обучение его навыкам саморегуляции, с одной
стороны. Через умение правильно ставить перед собой задачу, быстро обучаться и
совершенствоваться, легко исправлять ошибки при меньших физических и психических
нагрузках, через умение обходиться без травм и получать только удовольствие как
от тренировок, так и от состязаний, с другой стороны.
Вот здесь возникает вопрос: как это сделать? Возможно ли так построить
тренировочный процесс, чтобы обходиться без травм, эмоциональных срывов, без
необходимости переучиваться и, вообще, без принуждения и изнурительных нагрузок,
не теряя при этом качества подготовки спортсмена?
Да, безусловно. Решить эту задачу возможно с помощью уже существующих методов
психологической поддержки: метода саногенного мышления и метода итеративной
реабилитации. Указанные психологические методы разработаны на базе знаний по
физиологии высшей нервной деятельности, они существуют и практикуются не один
год. Их эффективность не вызывает сомнений, но спортсмены, почему-то не спешат
воспользоваться ими.
Применение работ академика Орлова Ю.М. в области психологии поведения, позволит
облегчить процесс подготовки спортсменов, сделать его более эффективным, путём
снижения эмоционального напряжения и формирования правильного образа мышления и
правильных умственных привычек у спортсменов.
Указанные разработки принципиально отличаются от всех прочих методов
психологической поддержки тем, что они вырабатывают в человеке устойчивый навык
решения внутренних проблем, достижения поставленных целей и
самосовершенствования. Применение этих методов не ставит ни спортсменов, ни их
тренеров в личную зависимость от специалиста, и решает проблемы гораздо быстрее
по времени в сравнении с другими методами. Кроме того, эти методы позволяют за
короткий срок устранять неприятные состояния и ошибки в исполнении
инструментальных действий (т.е. работы скелетной мускулатуры) путем угашения
этих эмоциональных реакций и технических навыков.
Таким образом, представляется необходимым обратить внимание на эти методы,
чтобы предотвратить последствия срывов, в результате ошибок спортсмена в
управлении своим поведением, в том числе эмоциональным, которые могут быть
печальными как для здоровья, так и жизни спортсмена в целом, не говоря уже о его
личных достижениях в спорте.