Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Изучение особенностей личности ВИЧ-инфицированных женщин в условиях пеницитарного учреждения


Коваленко С.Н., Соловьева С.Л.
Государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, г. С-Петербург

Заболеваемость ВИЧ-инфекцией во всем мире и в России имеет тенденцию к росту. Более быстро растет число заболевших среди лиц молодого возраста, употребляющих наркотики. Становится все более очевидным, что наряду с социальными и медицинскими вопросами требуется изучение психологических закономерностей становления наркомании. Одно из приоритетных направлений – изучение особенностей личности, ее социально-психологических характеристик.

Личность всегда имеет и несет в себе скрытые энергии, внутренние потенции. В начале жизни эти качества обладают различным диапазоном неопределенности, постепенно, благодаря характеру воспитания и контактам с соответствующей микросредой, они развиваются в определенном социальном направлении и становятся все более однозначными.

В отличие от типов темперамента и черт характера, являющихся устойчивыми и практически неизменными параметрами психической индивидуальности, качества личности могут изменяться в течение жизни. Перед каждой личностью в определенные моменты открываются перспективы изменения и границы этих перемен тесно связаны с социальным окружением.

По данным многих авторов, асоциальное поведение лиц, употреблявших наркотики наблюдается еще задолго до начала наркозависимости [2]. В подростковом возрасте это проявлялось в мелком хулиганстве, бродяжничестве, вымогательстве денег у младших, ранней беспорядочной половой активности.

Объектом нашего исследования стали лица, употреблявшие инъекционные наркотики, являющиеся носителями ВИЧ-инфекции с хронической формой гепатита В и С, и находящихся в условиях пеницитарного учреждения.

Материал и методы исследования. Обследованы две группы заключенных женщин по 100 человек в возрасте от 20 до 35 лет. Рандомизация исследования осуществлялась по мере поступления заключенных с этапа. Срок содержания под стражей в обеих группах варьировался от полутора до трех лет. Первая группа из 100 человек набиралась из инфицированных заключенных и являлась основным объектом исследования. Вторая группа из 100 человек состояла из лиц, не предъявляющих вышеуказанного диагноза, практически здоровых заключенных и была выбрана в качестве группы контроля. Все женщины, как здоровые, так и вирусоносительницы, проживают в общих комнатах барачного типа.

Для оценки особенностей психического состояния всех обследуемых заключенных использовался СМОЛ, так называемый «Мини-мульт», адаптивный вариант MMPI, содержащий 71 вопрос [1]. В методике СМОЛ свойства личности по показателям «мужественности-женственности» и социальной инверсии не оцениваются. Данный тест содержит 11 шкал, из которых 3 – оценочные, измеряющие искренность, степень достоверности результатов теста и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью испытуемого. Остальные восемь шкал являются базисными и оценивают свойства личности по показателям ипохондрии (Hs), депрессии (D), истерии (Hy), психопатии (Pd), паранойяльности (Pa), психостении (Pt), шизоидности (Sc), гипомании (Ma).

Все обследуемые, прошедшие тест СМОЛ, имели достоверные результаты и значения по контрольным шкалам, указывающим на адекватное отношение к исследованию. Нами не были включены в усредненные показатели по профилю личности в обеих группах 5% результатов опросных листов по причине высоких показателей по шкале лжи и достоверности.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам теста СМОЛ группа инфицированных заключенных была разделена на 2 подгруппы. Для первой подгруппы оказалось характерным наибольшее повышение показателей по шкалам депрессии, истерии и психостении. Во второй группе было отмечено повышение показателей в профиле только по шкалам психостении и шизоидности. Средние показатели по группам представлены в профилях на рисунке 1.

Данные результатов по группе контроля представлены на рисунке 2. Здесь мы наблюдали более ровные показатели по шкалам. Для здоровых заключенных оказалось характерным понижение профиля к шкале истерии с дальнейшим плавным ростом баллов к шкале шизоидность.

Рис.1. Усредненный профиль личности заключенных инфицированных больных по результатам СМОЛ

Рис.2.Усредненный профиль личности заключенных группы контроля по результатам СМОЛ

По оси ординат – Т-баллы, по оси абцисс – оценочные (L, F, K и клинические шкалы).
Шкала Hs – ипохондрия, D – депрессия, Hy – конверсионная истерия, Pd – асоциальная психопатия, Ра – паранойяльность, Pt – психастения, Sc – шизоидность, Ма – гипомания.

Профили личности заключенных женщин, ВИЧ-инфицированных с гепатитом В и С, как видно из представленных графиков на рис.1 и 2, не значительно отличаются от профилей личности заключенных группы контроля и находятся в пределах нормы. Все профили не превышают верхней границы – 70Т.

Рассмотрим подробнее каждый показатель. В группе инфицированных заключенных наблюдалось в личностных профилях преобладание 1, 2, 7 и 8 шкал над другими, иными словами повышение показателей по невротической и психотической шкале. Преобладание 1 шкалы говорит нам об акцентуации характера по типу сенситивно-тревожной (мнительной) личности. Увеличение показателей по 2 шкале позволяет нам делать вывод о пессимистичном настрое личности. Это, безусловно, объясняется знанием каждой из заключенных о своем диагнозе и частично о будущем прогнозе болезни. Незначительное увеличение тревожного фона усиливало в этой группе соматизацию физического состояния и пассивно-страдательное поведение.

Для обследуемых лиц данной группы характерны следующие личностные особенности: относительно высокий уровень осознания имеющихся у себя проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, инертность в принятии решений и неуверенность в своих возможностях. Такая позиция стала для многих одной из форм самозащиты своего нереализованного Я – «меня так воспитали, и это они виноваты в моих проблемах».

Повышенные показатели по 7 и 8 шкалам также говорили нам о наличии у обследуемых значительного состояния тревоги, что в сочетании с 8 шкалой приводило к ограничительному поведению и проявлениям навязчивостей (ритуалы, страхи, мысли). При этом выявлялись проблемы заниженной самооценки, периодическое самоуничижение и комплекс неполноценности, а также иррациональный тип реакции на стресс с уходом в ирреальный мир фантазий.

Многие из обследуемых женщин, как инфицированных, так и из группы контроля, имели в своем профиле повешение по 8 шкале. Таким лицам свойственен шизоидный (аутистический) тип личности, общей чертой которого является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.

На рис.2 представлен усредненный профиль личности лиц контрольной группы. Значительное повышение профиля наблюдается у заключенных женщин только по 8 шкале. Превышение данных 8 шкалы говорит об акцентуации по типу «сенситивный шизоид», что проявляется в сверхобидчивости, болезненном самолюбии, ригидности мышления и поведения, а также «застревании» на негативных переживаниях.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

  • Бывшие наркозависимые, ВИЧ-инфицированные с гепатитом В и С представляют собой ипохондрические личности с выраженными трудностями в социальной адаптации, выраженной тревогой, невротизацией и наличием депрессивного состояния.

  • Возникающая у них тревога чаще связывается ими с состоянием своего физического здоровья, а не нахождением в условиях пеницитарного учреждения.

  • Данные лица еще в подростковом возрасте, скорее всего, отличались внушаемостью, стремлением к подражанию, слабостью волевых процессов, иждивенческими установками с уклонением от любого вида труда. Все обследуемые имеют среднее образование, многие из них даже незаконченное. Основная работа – швея или продавец в ларьке.

  • Литература.

    1. Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструмент практического психолога // Изд. «Дело». – Москва – С.106-120.

    2. Шостакович Б.В. Психопатология и преступность // Врач. – 1995. – С.37-38.