Главная / Медицинские статьи / Психология /

Притяжение cедины


Рите двадцать девять лет, красивая, образованная, успешно работает в солидной фирме... Она – моя самая большая любовь. Мы поженились три года назад, ради нее я оставил жену и сына... Годы знакомства и жизни с нею – лучшие в моей жизни. Но в последние месяцы все изменилось. Наверное, 16 лет разницы – все-таки слишком много. Рите хочется ходить в гости, принимать их у нас, она любит танцевать, любит дискотеки... А у меня – ответственная работа, я устаю, вечерами хочется побыть дома вдвоем с любимой женой.
По субботам навещаю сына и вижу, что Рите это не по душе... Да и в интимной жизни проблемы: Рита – в расцвете своей женской силы, а я далеко не тот, каким был в тридцать. Боюсь, что моя женитьба – ошибка. Наверное, наш роман должен был остаться только романом? Может быть, вы с ней побеседуете?»
Рита действительно оказалась привлекательной и стройной молодой женщиной, очень приятной в общении. Ровесники ей не нравились никогда – еще в школе она была влюблена в учителя лет сорока. Первая настоящая любовь разыгралась в студенческие годы, на втором курсе, и «объект» вполне годился девушке в отцы. Роман длился два года, он принес Рите много радостей, включая и сексуальные, дружеские отношения с этим человеком поддерживает и сейчас. Второй роман – на последнем курсе, и снова партнер намного старше. Потом, поддавшись уговорам подруг, пробовала встречаться с ровесниками, даже в интимные отношения с двумя из них вступала, но в общении они казались ей неинтересными, а в постели ничего не испытывала. Нынешнего мужа, Сашу, встретила на работе и полюбила, что называется, с первого взгляда. Но вот теперь, после трех лет совместной жизни, выглядела встревоженной и растерянной: «Не ладится наша жизнь... Саша не хочет делать то, что хочу я, а мне не интересно жить так, как живет он. Возможно, родители были правы, когда противились нашему браку?»
Родители Риты считают ее замужество чем-то необычным, а между тем в крупных городах России у 13 % (!) супружеских пар разница в возрасте составляет 10 лет и более, причем у половины из них (6 %) эта разница равняется 15 годам и более. Данные по Москве и Санкт-Петербургу свидетельствуют, что 2 % семей в этих городах составляют пары, в которых муж старше жены на 20 лет и более. Статистика показывает, что с каждым годом доля женщин, выходящих замуж за человека на 10 лет и более их старше, увеличивается и в нашей стране, и за рубежом. Английские специалисты подсчитали, что к 2010 году каждая четвертая англичанка будет жить в семье, в которой муж как минимум на 10 лет ее старше.
Особенно бурный рост отмечается в тех браках, которые специалисты называют «со значительной» или даже «чрезмерной разницей в возрасте», то есть 15 лет и более. Если сегодня подобных союзов, как мы говорили, всего 6 %, то к 2010 году в США и Англии их будет 15 %, а в России – примерно 10 %. Вдумайтесь в эту цифру: каждая десятая молодая женщина свяжет свою жизнь с мужчиной, старше ее на 15 лет и более! Особенно поражают союзы, в которых возрастные различия составляют 25 лет: в 1994 году в трех наших крупнейших городах их заключено около 1000, в 1995 – 1200, а в 1996 – более 1500.
Если вы спросите любого человека, каково оптимальное соотношение возраста мужчины и женщины для успешного брака, то абсолютное большинство (такие опросы проводились и у нас, и за рубежом) ответит: «Мужчина должен быть на 3-4 года старше жены». И здесь мы сталкиваемся с одним из немногих случаев, когда мнение «человека с улицы» в точности совпадает с мнением специалистов, вооруженных данными науки. Действительно, именно при таком небольшом возрастном разрыве специалисты наблюдают и наибольшую удовлетворенность супружеством, и наибольшее число детей в семье, и наиболее гармоничную интимную жизнь, и наименьшее число разводов (37 %). А вот разновозрастные браки, те самые, где разрыв равен 10 годам и более, гораздо менее устойчивы: разводов в них около 60 %, детей гораздо меньше, степень удовлетворенности и психологической, и сексуальной с годами существенно уменьшается. Кстати, если в группе семей с традиционной разницей в возрасте женских измен около 25 % (правда, мужских почти 80!), то в «нетрадиционных» практически половина жен вступает, говоря языком специалистов, «во внесупружеские связи». И все же, несмотря на все «но», с каждым годом все больше и больше людей создают «разновозрастные» семьи.
Психологов всегда интересовали эмоциональные, интимные, а затем и супружеские связи молодых женщин с партнерами, отстоящими от них на десятилетие, а то и больше. Что притягивает их друг к другу? Почему притяжение это настолько сильно, что оно преодолевает и сопротивление родных и друзей, и здравый смысл?
Что влечет мужчин?
Многочисленные исследования психологов и наблюдения психотерапевтов показали, что мужчин в союз с гораздо более молодой женщиной привлекает возможностью «омолодиться», перенестись на 10-15 лет назад, забыть о своем истинном возрасте. Почему это так важно? Существует представление, что старости боится только прекрасный пол. На самом деле это не так: мужчины не менее женщин страшатся наступающей старости, снижения активности, в том числе и сексуальной, беспомощности, болезней. Часто мужчины боятся даже больше, чем женщины, потому что, в отличие от них, не могут поделиться своими страхами: любые разговоры и сетования на возраст в мужской субкультуре строжайше запрещены, поэтому мужчины не могут получить эмоциональную поддержку у друзей. Страх перед старением настолько селен, что каждый четвертый мужчина в 40-45 лет переживает настоящую депрессию, вызванную осознанием того, что большая и лучшая часть жизни позади. «Депрессией двух третей жизни» называют эти состояния психотерапевты. Какие нелепые поступки совершают в эти 3-4 года прежде вполне разумные люди! Союз же с молодой женщиной для многих сексуально более привлекателен, и не только в силу большей привлекательности их тела по сравнению с ровесницами, но и потому, что в глубинах подсознания они меньше ассоциируются с образом матери, а следовательно, интимная жизнь с ними более раскована.
Не буду голословным: группа английских психологов во главе с С. Пэйдж показала, что из 1000 англичан, жены которых на 15 лет моложе, почти 900 оказались сыновьями жестких и холодных матерей, воспитывающих их в пуританском духе. Интимная жизнь исследованных мужчин с их молодыми женами выглядела не только более интенсивной, но и более разнообразной, более яркой, чем их предыдущие сексуальные отношения (включая супружеские) со сверстницами. Кстати, треть мужчин изученной группы вообще никогда в сексуальные отношения с ровесницами не вступала.
И еще одно важное обстоятельство: брак с молодой женщиной повышает престиж мужчины в глазах ближайшего окружения, повышает его статус в мужской иерархии. К примеру, в одном эксперименте группе испытуемых предъявлялись фотографии двадцати мужчин, причем первые 10 были изображены с женами, моложе их на 2-3 года, вторые – с женами, моложе на 15 лет. Так вот, внешность мужчин второй группы была оценена испытуемыми намного выше, чем внешность первых.
Многолетняя психотерапевтическая практика убеждает: если мужчина, прежде благополучно женатый, вдруг связывает свою жизнь со слишком молодой для себя подругой, то кроется за этим не столько большая любовь, сколько разочарование в своей жизни, часто – неудачи в профессиональной сфере, а юное создание – лишь способ повысить оценку в глазах окружающих, да и в своих собственных.
Что движет женщинами?
Причины, по которым молодые женщины связывают свою жизнь с партнерами, отстоящими от них на десятилетие и более, во многом остаются загадочными. Ведь вступая в такой союз, женщины заранее обрекают себя на неодобрение родителей и окружающих, на то, что их партнером будет человек эстетически менее привлекательный, чем ровесник. Они обрекают себя на менее интенсивную сексуальную жизнь: к примеру, у большинства «традиционных» пар в первый «медовый» год интимные отношения практически ежедневные, точнее – ежевечерние, а в выходные, в отпуске – и два-три раза в день. Но в парах с разницей в возрасте 15 лет и более ничего подобного не происходит: уже через две-три недели после начала сексуальной жизни близость бывает максимум дважды в неделю. Но главное, на что обрекает себя молодая жена, – через десяток лет, а то и раньше станет она «сиделкой» при престарелом муже, лягут на ее плечи тяжелые заботы о шестидесятилетнем человеке. Сверстницы еще будут жить активной и интересной жизнью, а она... И все же 6 % женщин (в ближайшем будущем эта цифра достигнет10 %), подобно Рите, с радостью идут на этот шаг. Кто они? Что движет ими?
Психологи разных стран ищут ответы, пристально изучая молодых жен уже немолодых мужчин. Первое, что бросается в глаза при исследовании этой группы женщин, то обстоятельство, что более половины из них вышли из семей, где отец значительно старше матери – как минимум, на 10 лет. Почти 40 % «молодых жен» выросли без отца, а четвертая часть их (!) родителя вообще никогда не видела. Лишь некоторые из женщин выросли в «традиционных» семьях, но и там, где отец был старше, и там, где был сверстником матери, он отличался добротой, заботливостью, надежностью. Между отцом и дочерью обнаруживалась особая привязанность. Те же девочки, что воспитывались одной матерью, проявляли повышенный интерес к отцу, в подростковом возрасте у них вспыхивал «синдром Кагэкье», когда они пытались найти отца, наладить с ним отношения – в подавляющем большинстве случаев безуспешно. Кстати, классический «синдром Кагэкье» наблюдался у знаменитой Мэрилин Монро: первый же свой гонорар она отдала частному детективу, поручив ему найти отца, которого она никогда не видела. После долгих поисков отец обнаружился на другом конце страны, но встретиться с дочерью не пожелал и выставил детектива за дверь, сломав тому нос.
Абсолютное большинство тех, о ком мы говорим, тягу к мужчинам, значительно старше себя, почувствовали достаточно рано, уже в подростковом и юношеском возрасте. Интереса к сверстникам они не испытывали никогда, а первые сексуальные контакты очень часто происходили с мужчинами, еще старше тех, кто стал их мужьями.
Специалисты единодушно считают: брак со значительно старшими мужчинами – это не случайность, а закономерное продолжение всей предыдущей жизни молодой женщины. Показательно, что многие из них пытаются «уйти от судьбы»: так, Дж. Сандлер тщательно исследовал 1000 женщин, мужья которых старше на 15 лет и более, и обнаружил, что почти 900 из них пробовали вступать в сексуальные отношения со сверстниками, но испытали при этом глубокое разочарование. В постели с молодыми людьми они не чувствовали и десятой доли того наслаждения, которое до этого (и после!) испытывали в объятиях мужчин, годящихся им в отцы.
«Молодые жены» признаются специалистам, что сверстники им не только неинтересны, но и часто обижают и ранят своей недостаточной заботой, несдержанностью, нестабильностью, интересом к другим женщинам, сексуальной неверностью. В целом эти представительницы прекрасного пола кажутся нам более хрупкими и ранимыми, неспособными переносить трудности совместной жизни с молодыми мужчинами.
Глазами психотерапевта
Наблюдения показывают, что во времена экономических кризисов число разновозрастных браков значительно увеличивается. Впервые это было отмечено в США в период Великой депрессии, потом в Европе, во время войны и после нее, в начале 90-х – в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии.
Так, например, в Польше вновь заключенные браки с разницей 15 лет и более в 1985 году составляли 6 %, а в 1990 – 10 %, в 1993 – уже 12 %. Это объяснимо: ведь благодаря такому союзу молодая женщина сразу обретает и материальный достаток, и положение в обществе, соответствующее положению мужа, и возможность не работать, а посвятить себя ведению домашнего хозяйства и воспитанию ребенка. Конечно же, экономическая составляющая «притяжения седины» (она крайне редко бывает главным мотивом союза), в нашей стране, переживающей огромные трудности, сегодня очень актуальна.
Как же 35-45-летним мужчинам относиться к перспективе брака с подругой, моложе нас на 15-20 лет?
Прежде всего, помните, что более 60 % случаев таких союзов заканчивается разводом, причем больше половины мужчин возвращается к прежним женам. Фрэнк Питман, крупнейший в мире специалист в этой области, утверждает, что в подобных союзах наблюдаются две отчетливые фазы: первая представляет собою эмоциональный и сексуальный подъем, в ней действительно происходит омоложение мужчины, и длится она от трех до пяти лет; во второй – разница в возрасте, интересах, образе жизни, в сексуальных запросах выступает на авансцену, порождает множество конфликтов и приводит либо к разводу, либо к крайне невысокому качеству отношений (не всегда мирных); более половины жен заводят «романы на стороне». Психологически окрепнув рядом со зрелым мужчиной, достигнув сексуального расцвета, подруги теперь готовы к романам и бракам со сверстниками: они уже не нуждаются в «муже-отце».
Часто можно услышать: «Доктор, я все понимаю, но... пусть пять лет, да мои! Пять лет счастья, а там – хоть потоп!». Но и через пять лет мужчины будут нуждаться в любви и поддержке, и через пять лет будет еще больнее от утраты любимой женщины, ради которой пришлось от многого отказаться, стольким пожертвовать...