Главная / Медицинские статьи / Психология /

Болезнь-болезненная мнительность, история одного невроза.


Дмитрий, герой нашего повествования высок ростом, красив, могуч, с прекрасной спортивной фигурой. Сила его такова, что ударом кулака он бы мог без особых затруднений проломить стену средней толщины; у него очень спокойный, очень терпеливый и покладистый характер. У него никогда не было никаких проблем со здоровьем.

Но все это было прежде. Жена не может поверить. Все началось каких-то 6 месяцев назад, и мужа как подменили. Дмитрий стал тревожен, впечатлителен, мнителен, сентиментален, он не может спокойно смотреть боевики, ему неприятно, могут появляться слезы. Он ежечасно прислушивается к своему состоянию, проверяет пульс, полностью отказался от спиртного, перестал курить. В машине ему спокойнее, если с ним рядом кто-то сидит, на случай если ему вдруг станет плохо. Жена даже стала думать, не порча ли это?

Идет телевизионная игра «Кресло». Один за другим выходят на сцену и садятся в специальное кресло участники. Вот очередному участнику подсоединяют датчики – которые выводят показатели пульса на всеобщее обозрение. Задача участника состоит в том, чтобы верно ответь на вопрос и не превысить заданный предел частоты пульса. Достаточно только чуть превысить этот порог и участник потеряет деньги. Мы видим, как один за другим участники теряют деньги не в состоянии справиться со своим волнением-пульсом, как неуправляемо мгновенно учащается частота работы сердца у совершенно здоровых людей.

Наша сердечно-сосудистая система устроена настолько тонко, что не только малейшее неприятное ощущение, но и ничтожнейшая тревожная мысль или чувство вызывают отклик в тонусе сосудов, частоте работы сердца, изменении показателей артериального давления, частоты дыхания и т.д. Мы знаем, как некоторые люди могут мгновенно покраснеть лишь только от взгляда или от мысли, а ведь покраснение лица - это мгновенное расширение сосудов в ответ на мысль.

«Я вам верю, и разумом понимаю, что я здоров, но все равно в душе никак не могу для себя принять, почему у меня появляются неприятные ощущения в сердце, учащается пульс, повышается давление, появляются приливы жара к голове, я даже чувствую, как немеет левая рука при приступе, а все врачи кардиологи у меня ничего не находят и в один голос заявляют, что я совершенно здоров». Это говорит наш пациент Дмитрий, 30 лет, который сделал без малого уже не менее 40 электрокардиограмм (и продолжает их делать), был на консультациях у множества кардиологов (и продолжает их посещать), многократно повторял анализы крови и даже по собственному желанию прошел сложное оперативное обследование сосудов сердца. Но и таким способом не определили никаких отклонений от нормы. А еще его проверяли на тренажерах и подвергали большим физическим нагрузкам, когда кровяное давление повышалось до огромных цифр, и все же не выявили нарушений в работе сердца.

Редко проходит день, чтобы Дмитрия что-то не беспокоило, то появляются неприятные ощущения в ноге или руке, спине, области сердца, он может ощущать их в виде пульсации, подергивания, или жжения, то ощущает нехватку воздуха, одышку или просто затрудненное дыхание, или трудно глотать. Довольно часто без всякой причины он может ощущать тревожность и учащение пульса «как перед экзаменом»,чувствовать как работает его сердце, ощущать приливы жара к голове и повышение давления. Но, главное, все разнообразные ощущения сопровождаются у него страхом непонятного заболевания сердца от которого он может умереть в любой момент и которое никто из врачей не может выявить(«все же бывает, особенно в медицине, а вдруг?».

Теперь по прошествии нескольких месяцев обследований, пребывания в больнице, многих и многих переживаний и, наконец знакомстве с психотерапевтом, Дмитрий понимает, что причина его болезни заключается в его чувствительной нервной системе и его мнительности, что мысль или ничтожное ощущение, усиливаемое сомнениями, тревогой, страхом вызывают симптомы его болезни, то есть невроза. И, тем не менее, не может до конца понять: как это у него что-то болит, и при этом он остается здоровым. С горькой иронией Дмитрий замечает, что стал как йог легко сам воздействовать на свой организм, но, к сожалению, не положительно, а отрицательно. Выраженность его чувствительных ощущений настолько обострилась за несколько месяцев постоянных тревожных прислушиваний к состоянию своего организма, что достаточно Дмитрию только сосредоточить свое внимание на кончиках пальцев и он легко может определить по частоте пульсации свой пульс. Определяя пульс на руке, он отмечает, как под пальцами он учащается. Он делает выдох и чувствует, как на выдохе колотится сердце.

Это действительно трудно понять как мысль, мгновенная и неосознанная может вызывать дурноту, повышение давления, учащение пульса, подавленность, боль, страх, то есть ощущения реальной болезни.

В фантастическом фильме «Сфера» инопланетный разум встретившись с исследователями на дне океана, играет с ними, материализуя их самые сокровенные страхи и опасения. Подобным образом невроз Дмитрия материализует его сокровенные глубинные опасения, заставляя переживать вновь и вновь свои страхи.

Каких то 6 месяцев назад Дмитрий был абсолютно здоров и никогда бы не поверил, что будет прислушиваться к своим ощущениям и будет лечиться у психотерапевта по поводу невроза. Сама мысль, что у него будет плохая нервная система, что он будет тревожно прислушиваться к своим мельчайшим ощущениям, его бы просто рассмешила. Как же это случилось?

Как правило, в возникновении невроза можно выделить три этапа. Первый этап - «подготовительного раскачивания нервной системы». Он обычно связан с хроническим утомлением, психофизическими нагрузками, разнообразными продолжительными переживаниями. Второй этап – этап «вспышки – запоминания (фиксирования) страха». И третий этап - «развитие симптоматики».

Давайте взглянем, как эти ступени проходил Дмитрий.

Первая.

Прежняя работа Дмитрия требовала от него повышенного напряжения и строгой дисциплины. Он вставал ежедневно в 5 утра, чтобы вовремя быть на месте, он отвечал за жизнь важного человека и водил очень дорогую машину. Тот, за кого он отвечал, сидел у него за спиной. Дмитрий испытывал постоянное напряжение от присутствия этого человека, «затылком чувствовал его суровый взгляд» и, хотя замечаний никогда не получал, все равно был в постоянном напряжении. Иногда у него повышалось давление, но это его нисколько не беспокоило, он просто принимал любые лекарства от давления и продолжал работать. Так продолжалось 6 лет.

Второй этап:

Новая работа Дмитрия была совершенно иной, он ни от кого не зависел, имел свободный график и мог строить свой день так, как сам хотел. Естественно, исчезло и постоянное напряжение, к которому привык за эти годы. Неожиданное сообщение о трагической гибели одного из своих новых сотрудников от сердечного приступа за рулем его не испугало. Он был и на месте аварии и на похоронах. Но, однажды, через 2-3 недели после этого случая, когда сам вел машину, вдруг почувствовал, что появляется неприятное ощущение в левой руке, какое-то онемение, появилась мысль «а вдруг сердце», прилило сильнейшим жаром к голове, и Дмитрий, который до этого ничего не боялся, почувствовал сильнейший страх смерти, пронзила мысль: «Вот сейчас умру!». Он остановил машину, сердце сильно стучало, голова была неясная, трясло. Приступ прошел через несколько минут, но он запомнился.

Третий этап:

Приступы стали повторяться сначала в машине, потом и в других местах, начались многочисленные обследования у кардиологов, общение с кардиологическими больными, знакомство с симптомами болезней сердца, поиски причины заболевания. Приступы стали разнообразнее и появляться чаще. «Что со мной? Как я сейчас себя чувствую?», лишь только появлялась эта мысль, сразу становилось нехорошо, появлялись неприятные ощущения в сердце, учащался пульс, повышалось давление. Появились необычные закономерности плохого состояния. Как только Дмитрий садится в машину один и предполагает отъезжать от дома, у него появляется ком в горле, учащается пульс, появляются разнообразные неприятные ощущения, но стоит ему вернуться, эти ощущения стихают. Если он отъезжает от дома с женой, эти ощущения могут не возникнуть совсем. Появилось стойкое убеждение в наличии скрытой и трудно определяемой болезни сердца. Но Дмитрий заметил, что стоит отвлечься, все проходило, он стал смотреть литературу, Интернет, так он попал к первому врачу невропатологу затем к психоневрологу, психотерапевту. Это было очень непросто, потому, что сама приставка «пси» к названию специальности его пугала. «Разве я психический больной, я же ощущаю реальные боли, ощущения?». Проблем прибавляли родные, которые, как и некоторые «специалисты», твердили с раздражением: «Возьми себя в руки, ты же мужик? Сколько можно стонать, ты здоров как бык?».

Но неприятные ощущения продолжались и Дмитрий ничего не мог противопоставить им.

Ситуация стала меняться только после начала работы с врачом психотерапевтом, когда врач впервые объяснил ему механизм формирования болезни, причины болей и безрезультатности обследований. Упорно в сотый раз он рассказывал ему, что причина болей – реакция нервной системы. Что есть такие психосоматические заболевания, при которых при наличии полного физического здоровья могут быть сильные болевые ощущения, потому, что мысль (психика) влияет на внутренние (соматические) ощущения. И всякий раз после такого объяснения Дмитрий чувствовал себя лучше, все неприятные ощущения пропадали.

Сейчас Дмитрий снова, как и прежде здоров, но путь к выздоровлению был непростым, 6 месяцев постоянного страха смерти глубоко зафиксировались в памяти Дмитрия. Длительная разнообразная работа с врачом психотерапевтом, специальные самостоятельные занятия по самовнушению, которым он научился, занятия спортом, поддержка жены вернули Дмитрию прежнее ощущение физической уверенности и силы духа.

Врач-психотерапевт Медико-психологического центра индивидуальности
Либерман Леонид Матвеевич

ул. Садовая-Каретная, д. 20/6, строение 2.
209-98-80, 209-94-20

 

www.mpci.ru