Главная / Медицинские статьи / Урология /

Азитрал® (азитромицин) в комплексном лечении урогенитального хламидиоза у мужчин


Профессор В.А. Молочков
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского

Урогенитальный хламидиоз – наиболее распространенная инфекция, передаваемая половым путем (ИППП). Начавшаяся в 1993 году регистрация урогенитального хламидиоза в России выявила ежегодное удвоение случаев этой инфекции, и к 2000 году урогенитальный хламидиоз, по официальной статистике, вышел на 3–е место после трихомониаза и сифилиса, заметно опережая гонорею [2].

В настоящее время С. trachomatis является самой частой причиной негонококковых уретритов у мужчин, цервицитов, сальпингитов, хронических воспалительных заболеваний органов малого таза у женщин, болезни Рейтера, простатитов, эпидидимитов, развитию бесплодия у мужчин и женщин [8,9], в частности, трубного бесплодия и большого процента внематочной беременности [5,10]. Урогенитальный хламидиоз ведет к невынашиванию беременности, внутриутробному инфицированию плода, инфицированию новорожденного и тем самым – к повышению антенатальной смертности, возникновению конъюнктивитов и пневмоний у новорожденных. Это негативно влияет на показатели перинатальной и детской смертности и на состояние здоровья населения в целом. Большую роль играет хламидийная инфекция в развитии фоновых и предраковых заболеваний шейки матки. Доказано, что урогенитальный хламидиоз увеличивает восприимчивость к инфицированности ВИЧ–1, а штаммы ВИЧ–инфекции, выделенные от таких больных, более вирулентны.

Высокая распространенность урогенитального хламидиоза в настоящее время обусловлена как особенностями возбудителя (в частности, нарастанием частоты его персистентных форм, устойчивых к противохламидийным антибиотикам в связи с их бесконтрольным или нерациональным приемом, а также самолечением), так и социальными факторами: демографическими сдвигами с увеличением численности одиноких лиц, повышением частоты разводов; социальными катаклизмами (локальные войны, стихийные бедствия и т.д.); социально–экономическими факторами (увеличение численности городского населения, увеличение свободного времени, международный туризм и т.д.); неблагоприятными экономическими условиями: безработицей, материальной необеспеченностью, недоступностью лекарственных средств из–за их высокой стоимости и т.д.; особенностями поведения и сексуальной ориентированности отдельных представителей общества (употребление наркотиков и злоупотребление алкоголем, проституция, гомосексуализм, наличие групп повышенного риска заражения, куда входят беженцы, иммигранты, сезонные рабочие, криминальные элементы и т.д.). Изменение сексуального поведения привело к тому, что в эпидемиологический процесс при урогенитальном хламидиозе вовлекаются сексуально активные подростки (13–17 лет).

Беспрецедентно высокая заболеваемость урогенитальным хламидиозом во многом обусловлена преобладанием хронических субъективно мало– или бессимптомных форм его течения, а также сложностью лечения хронических осложненных форм инфекции, поскольку она чаще всего бывает ассоциированной с другими возбудителями ИППП, что увеличивает патогенность каждого входящего в ассоциацию микроорганизма и многоочаговой. Длительно текущий урогенитальный хламидиоз за счет тяжести патологического процесса в половых органах вызывает половые расстройства у 31% мужчин (ослабление эрекции, снижение оргазма, преждевременная эякуляция) и 45% женщин (гипооргазмия, снижение либидо, невротические расстройства) [3].

Лечение урогенитального хламидиоза является весьма сложной проблемой. В этой связи наше внимание привлек препарат Азитрал® (азитромицин) – современный полусинтетический антибиотик из группы макролидов, подкласса азалидов. Препарат обладает широким спектром антимикробной активности. Он активен в отношении грамположительных кокков (Str. pneumoniae, Str. pyogenes, Str. agalactiae, стрептококков группы CF и G, Staph. aureus, Staph. viridans); грамотрицательных микроорганизмов (Neisseria gonorrheae, Gardnerella vaginalis, Hemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis, Bordetella pertussis, B. parapertussis, Legionella pneumophila, H.ducrei, Compilodacter jejuni); анаэробных микроорганизмов (Bacteroides bivius, Clostridium perfringens, Peptostreptococcus spp.), внутриклеточных возбудителей (в том числе Chlamydia trachomatis, Micoplasma hominis, Ureaplasma urealiticum), а также Treponema pallidum, Borrelia burdorferi.

Производимый фармацевтической компанией «Shreya Life Sciences», Азитрал® (азитромицин) аналогичен Сумамеду (азитромицину) – первому представителю подгруппы азалидов из группы макролидных антибиотиков, используемому в лечении урогенитального хламидиоза на протяжении более чем 10 лет.

Препарат азитромицин был синтезирован из молекулы эритромицина А путем введения метилированного азота в положение 9а лактонного кольца. Созданное таким образом 15–членное кольцо обладает принципиально иными характеристиками по сравнению с исходной молекулой. Азитромицин обладает целым рядом уникальных свойств, обеспечивающих ему преимущества по сравнению с антибиотиками других групп:

– лучшим всасыванием и большей биодоступностью (около 37%), обусловленными более высокой, чем эритромицин, стабильностью в кислой среде желудка;

– большим объемом распределения за счет высокой способности после всасывания быстро проникать из плазмы в ткани;

– способностью длительно (в течение 5–7 дней) сохранять высокую концентрацию в тканях;

– широким спектром антимикробной активности, в том числе направленной против внутриклеточных возбудителей, включая Chlamydia trachomatis, Mycoplasma pneumoniae, Ureaplasma urealyticum.

Широкий спектр, длительное сохранение терапевтических концентраций азитромицина в тканях предстательной железы, матки, цервикального канала при его назначении по методике пульс–терапии по 1,0 г однократно перорально в 1–7–14 дни приема позволяют рассматривать его как эффективное средство в комплексной (наряду с иммуно–, ферменто–, физиотерапией и местным лечением) терапии хронического осложненного урогенитального хламидиоза [7]. При разработке методики пульс–терапии В.В. Чеботарев и соавторы исходили из данных о том, что после однократного приема 1,0 г азитромицина (Сумамеда) его концентрация в течение недели в ткани предстательной железы и матки превышает МПК для C. trachomatis (0,125 мкг/мл) в 42,5 раза, а в цервикальном канале – в 12 раз, что является терапевтической концентрацией для лечения этой инфекции; более того, даже спустя 2 недели терапевтическая концентрация азитромицина в ткани предстательной железы превышает МПК для C. trachomatis в 13,6 раза [7]. Авторами было доказано, что именно при таком приеме в тканях, где вегетируют C. trachomatis, поддерживается высокая терапевтическая концентрация препарата в течение 6–8 циклов развития возбудителя.

Методика пульс–терапии (на фоне алоэ, фибс, стекловидного тела, гумизоля, физиотерапии, при трихомониазе – орнидазола) применялась В.В. Чеботаревым и И.Б. Левшиным (2001) в лечении 221 больного осложненным урогенитальным хламидиозом, в том числе 120 женщин с диагнозом уретрит (37,5%), эндоцервицит (74,2%), бартолинит – (29,2%), поликистоз яичников (7,5%), сальпингоофарит (48,3%), кисты яичника (4,6%), и 101 мужчины с уретритом (53,5%) в том числе задним (13,9%), тотальным (32,2%), хроническим простатитом (72,2%), эпидидимитом (15,8%), куперитом (5,9%), везикулитом (18,8%), дифферентитом (9,9%). В результате лечения элиминация хламидий произошла в 96,1% у женщин и в 97,8% у мужчин, а клиническое излечение наступило у 84,3% и 89,4% соответственно; в группе сравнения (с применением доксициклина) – элиминация хламидий – в 85,5% и 87%, клиническое излечение – в 66,7% и 77,8% соответственно. Нежелательные эффекты при лечении азитромицином (тошнота, незначительные боли в области живота) имели место всего в 2% случаев и не требовали отмены препарата. Тогда как при лечении доксициклином нежелательные явления (тошнота, боли внизу живота, а также дисбактериоз, кандидоз) были отмечены у 12% пациентов, причем у 3 женщин на фоне лечения развился кандидоз [5]. Преимущества пульс–терапии заключаются в возможности длительного (в течение 1 мес.) поддержания терапевтической концентрации препарата на уровне МПК 90 для C. trahomatis [1], в удобстве для больного (прием препарата один раз в неделю), снижении числа побочных реакций (2,0%) [4,5].

Таким образом, разработанная схема применения азитромицина (Сумамеда) по 1,0 г один раз в неделю (1, 7 и 14–й дни; в целом 3,0 г) весьма эффективна, хорошо переносится и может быть использована при лечении больных с осложненными формами урогенитального хламидиоза. Однако высокая стоимость азитромицина, производимого хорватской фирмой «Pliva» под названием Сумамед, делает его не всегда доступной в нашей стране для широкого применения.

Поэтому мы применили в комплексной терапии больных хроническим хламидийным простатитом препарат Азитрал®. Этот препарат так же, как Сумамед (азитромицин), назначался нами по методике пульс–терапии (по 1,0г 1 раз в неделю, курсовая доза 3,0 г). Лечение проводилось в комплексе с препаратом интерферона–альфа 2b (суппозитории по 3 млн. ЕД 1 раз в сутки в течение 30 дней), ферментотерапией (химотрипсин внутримышечно по 5 мг ежедневно №10), местным лечением (массаж предстательной железы, инстилляции уретры инстиллагелем, 0,5% нитратом серебра, 2% проторгола, тампонады по Вашкевичу №6–8, туширование семенного бугорка 10% нитратом серебра №5–7 и т.д.) и физиотерапией. При наличии трихомониаза больным назначался тиберал по 0,5 г 2 раза в сутки в течение 5 дней.

Под нашим наблюдением находилось 30 больных хроническим хламидийным простатитом в возрасте от 17 до 64 лет (средний возраст 34,7 лет). Срок заболевания варьировал от 2 до 15 лет. При этом 22 больных из них безуспешно лечились по этому поводу раньше. Распределение больных по диагнозам представлено в табл.1.

У 12 больных имела место хламидийно–уреаплазменная инфекция (в том числе у трех она ассоциировалась с трихомонадами, а у одного с гонококками), у 4 хламидийно–микоплазменная (у двух в ассоциации с трихомонадами), у 5 хламидийно–гарднереллезная (у одного в ассоциации с трихомонадами и уреаплазмами), только у 4 больных была моноинфекция.

Побочные эффекты, обусловленные применением Азитрала® (небольшая тошнота), были отмечены у 1 (3%) больных и не требовали прекращения лечения, т.к. проходили на 2–3–й дни после его приема.

В результате лечения (с учетом проводившегося через 1 месяц контроля) клиническое выздоровление наступило у 27 пациентов (с нормализацией состояния предстательной железы по данным пальпаторного исследования, УЗИ и исследования секрета предстательной железы, нормализацией уретроскопической картины мочеиспускательного канала), клиническое улучшение – у 3 пациентов. Элиминация хламидий (по данным ПИФ, ПЦР, культуральный метод) произошла у 29 больных (96,6% случаев).

Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности пульс–терапии Азитралом® в комплексном лечении хронического хламидийного уретропростатита, и ассоциирующейся с ним микоуреаплазменной и гарднереллезной инфекции. Важно отметить, что препарат Азитрал® компании «Shreya Life Sciences» хорошо переносится больными, более доступен по цене, чем Cумамед, и поэтому может широко использоваться в терапии осложненного урогенитального хламидиоза.

Литература:

1. Комаров Р.В., Деревянко Н.И., Яковлев С.В. и др.//Инфекции и антимикробная терапия – 2001. №3.–С.175–177;

2. Кубанова А.А. //Вестник дерматол. 2002 – №1.– С.4–8;

3. Мавров И.И. Половые болезни–М., «Аст–Пресс Книга»–2002;

4. Патент на изобретение № 2189815 от 29.12.2000. Способ лечения хронического хламидийного уретрита, осложненного простатитом. Чеботарев В.В., Чеботарева Н.В., Лукьяненко А.В;

5. Савичева А.М., Башмакова М.А. Урогенитальный хламидиоз у женщин и его последствия /Под ред. Э.К.Айламазяна – Н. Новгород–Издательство НГМА–1998;

6. Чеботарев В.В. Левшин И.Б. // Клин. фармакология и терапия – 2001. – №10.–С.23–25;

7. Foulds G., Johnson R.// J. Antimicrob. Chemohter Jun – 1993 – Vol 31. – Suppl E. – P. 39–50;

8. Munoz M., Jeremis J.,Witkin S. // Hum.Repr.,–1996–v.194 Р.189–190;

9. Witkin S.S., Jeremias J., Neuer A. et al. // Infect. Dis. Obstet. Gynecol. – 1996. – Vol.4, № 3. – P.152–158;

10. Wolner–Hannsen P., Mardh P.–A., Svensson L., Westrom L. //Obstetr. Gynecol.–1983.–Vol.61.–P.299–303.

Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.