Главная / Медицинские статьи / Альтернативная медицина /

Концепция контрактности в медицине. Собственный опыт


Василевич Владимир Степанович
Клиника контрактного лечения и косметического моделирования доктора Василевича.
Украина, г. Киев


Введение.

Актуальность использования лекарственных растений неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что и сегодня мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений. Достаточно упомянуть о «талидомидовой трагедии» и появлении новой нозологической формы, впоследствии получившей название «лекарственная болезнь». По данным ВОЗ, 3,7 – 7,5% госпитализированных составляют больные с лекарственными осложнениями. В то же время, в связи с возросшей продолжительностью жизни людей, потенциально увеличивается число пациентов с сочетанной патологией, требующей одновременного назначения многих лекарственных средств. Достижение эффективной и безвредной комбинации синтетических препаратов очень сложно, да ещё такое лечение сопровождается побочными реакциями и осложнениями. Преимуществом лекарственных растений является их низкая токсичность, возможность длительного применения без существенных побочных явлений и многогранность фармакологических свойств одного растения, позволяющих безопасно воздействовать одновременно на многие системы организма. Сложный комплекс веществ, дозированных в растении природой, благотворно действует на организм в целом, повышает его сопротивляемость, активизирует обмен веществ… Немаловажное значение в альтернативной медицине, наряду с фитотерапией, имеет рефлексотерапия,апитерапия и ароматерапия.

Первые упоминания об иглоукалывании и прижигании встречаются в литературных источниках VI века до н. э. Родиной иглоукалывания является Китай. Этот метод получил распространение и в других странах Востока – Японии, Корее, Монголии, Вьетнаме… В Европу метод иглоукалывания впервые проник в XVII веке, где его и стали называть – акупунктура. С XIX века этот метод получил широкое распространение в Голландии, Италии,Франции, и в других странах Европы.

Под акупунктурой понимается лечебная система, основанная на рефлекторных реакциях, сформировавшихся в процессе фило- и онтогенеза, реализуемых через нервную и нейроэндокринную системы, посредством локального раздражения рецепторного аппарата кожи, слизистых оболочек и подлежащих тканей, направленная на нормализацию активности как отдельных органов, так и целых функциональных систем организма. Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека, дающее множество ценных питательных и лечебных веществ-продуктов жизнедеятельности пчёл. История использования пчелиного яда с лечебными целями берёт своё начало с глубокой древности. Апитерапия была известна в древнем Египте, Индии, Китае, Греции. Из литературы известно, что Карл Великий и Иван Грозный пчелиными ужалениями излечились от подагры. В 1888 году австрийский врач Филипп Терч сообщил о результатах успешного лечения ужалениями пчёл больных с различными невралгиями и ревматизмом. Кроме того, он обратил внимание на то, что больные ревматизмом слабее реагируют на пчелиный яд, легче переносят укусы пчёл, чем здоровые люди.

Первое химическое и фармакологическое исследование пчелиного яда провёл профессор педиатрии Пражского университета Лангер, в 1897 году. Им же, в 1915 году, был получен первый препарат пчелиного яда. Заслуга распространения апитерапии в России в дореволюционное время принадлежит врачу Н. В. Любарскому, сегодня – академику М. Б. Кролю. В 1979 году была организована Японская ассоциация исследователей по акупунктуре пчелиным ядом, давшая мощный толчок последующему развитию этого перспективного направления.

На сегодняшний день, экспериментально и клинически доказано, что пчелиный яд действует на организм подобно адренокортикотропному гормону и кортикостероидам. Он оказывает регулирующее действие на углеводный и жировой обмен, уменьшает проницаемость капилляров. Особого внимания заслуживает противовоспалительное действие пчелиного яда. Оно дало основание применять его при лечении тех же заболеваний, при которых используются кортикостероиды: ревматоидный артрит, ревматизм, анкилозирующий спондилоартрит, и т.д.

Однако пчелиный яд обладает рядом значительных преимуществ:

кортикостероиды при длительном применении вызывают задержку воды в организме и способствуют развитию отёков. Пчелиный яд, наоборот, действует мочегонно;

после отмены лечения гормонами, часто развивается «синдром отмены», выражающийся в резком обострении воспалительного процесса в суставах. Отмена лечения пчелиным ядом не вызывает обострение болезни. А наступившее улучшение сохраняется длительное время и после окончания курса лечения;

длительное применение гормонов приводит к атрофии коры надпочечников, пчелиный яд, наоборот, действует стимулирующее на кору надпочечников;

длительность заболеваний и возраст больного являются ограничениями применения гормонов, чего нельзя сказать про пчелиный яд…

Пчелиный яд снижает повышенное артериальное давление, предупреждает и снимает приступы пароксизмальной тахикардии и приступов бронхиальной астмы, обладает антисудорожной активностью и блокирующим влиянием на проведение возбуждения по нервным стволам. Яд пчелы обладает свойством снижать уровень холестерина, препятствует развитию атеросклероза, обладает антикоагулирующим влиянием, повышает фибринолитическую активность крови. Последнее весьма важно в плане регулирования процесса её свёртывания, профилактики тромбоза сосудов и инфаркта миокарда.

История применения запахов, как инструмент влияния на психологическое и физическое состояние человека известно с давних пор. Элементы душистых растений найдены в мотивах декоративных рисунков первобытных пещерных людей. Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к V тысячелетию до н. э. Древнейшим письменным документом, в котором говорится о целебных свойствах растительных запахов, является клинописная табличка, найденная в Шумере. В Египте широко использовались эфирные масла и другие благовония, из-за обладания которыми египетские фараоны не раз предпринимали кровавые войны. Археологи обнаружили флаконы с благовониями в древнеегипетских гробницах, а бальзам, мирра и ладан упоминались ещё в Ветхом Завете. Ценные сведения о лечебных свойствах эфирных масел получены от знаменитых учёных древности - Галена, Плутарха, Анакреона. Например, Гиппократ и его ученики использовали разовое масло для лечения многих гинекологических заболеваний и нарушений пищеварения. У индусов, китайцев, японцев развивались свои методы использования ароматических растений для лечения. Они чаще использовали эфирные масла в сочетании с акупунктурой и массажем. Благодаря надёжному антимикробному действию эфирные масла издревле применялись для борьбы с инфекциями и эпидемиями. Наглядным примером этому может служить тот факт, что в XVIII веке жители английского Буклесбэри спаслись от мора из-за того, что посёлок был центром производства и торговли лавандой. Совремённые исследавания показали, что в пригородном лесу в одном кубическом метре воздуха насчитывается 5 микроорганизмов, в городской квартире- 20 000, в салоне автомобиля- 9 000 000. Такое же количество в школьных классах, магазинах, а ещё больше – в общественном транспорте и больницах. Применения же эфирных масел для ароматизации помещений позволяет почти полностью уничтожать патогенную микрофлору. Причём агрессивность эфирных масел по отношению к микробам сочетается с их совершенной безвредностью для человеческого организма. При ароматизации помещений увеличивается содержание лёгких отрицательных ионов и нейтрализуются тяжёлые положительные ионы. Таким образом, достигается природное равновесие легких и тяжёлых ионов, оптимальное содержание озона, увеличивается бактерицидная энергия воздуха. Надо сказать, что именно недостаток бактерицидной энергии воздуха вызывает плохое самочуствие, быструю утомляемость, потерю работоспособности, головную боль.

Цель работы.

Сбор и всесторонний анализ материалов по побочным эффектам при апитерапии. Разработка методологий, позволяющих снизить сенсибилизацию и повысить адаптационные возможности организма человека к пчелиному яду.

Определение степени важности фитотерапии, рефлексотерапии и ароматерапии в сочетании с применением видоизменённой апитерапии при комплексном лечении болезней опорно-двигательного аппарата, заболеваний вен нижних конечностей, кожи, обмена веществ, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, урологических и гинекологических болезней.
Разработка методологий, позволяющих получать от пчелы (in vivo) количественно и качественно новый апитоксин, лишённый раннее присущей ему выраженной токсичности, аллергенности, болезненности.
Разработка методики, позволяющей получать от пчелы (in vivo) количественно и качественно новый апитоксин, в котором преобладали б компоненты, потенциально необходимые для лечения той или иной болезни.
Определение наличия корреляции между общей дозой апипунктур и конечным результатом лечения.
Разработка и введение в медицинскую практику механизма контрактности с потенциальной возможностью возврата пациенту его же платежей!
Материалы и методы.

Под нашим наблюдением находилось 9819 больных, страдающих:

варикозной болезнью – 835;
тромбофлебитом - 789;
артритом - 701;
остеохондрозом - 613;
ожирением - 525;
артериальной гипертензией - 438;
стенокардией – 152;
межрёберной невралгией – 32;
ишиасом – 37;
нарушениями ОМЦ - 235;
псориазом - 675;
грибковыми поражениями кожи - 215;
анкилозирующим спондилоартритом - 323;
остеоартрозами - 226;
слоновостью - 286;
фурункулезом, карбункулезом - 576;
трофическими язвами - 198;
артрозо-артритами - 342;
тиреотоксикозом - 437;
вузловым зобом – 151;
зобом Хошимото – 162;
рожистым воспалением - 483;
мигренью – 220;
хр.бронхитом и хр.бронхитом с астматическим компонентом – 90;
бронхиальной астмой – 69;
атеросклерозом – 221;
невритом лицевого нерва – 63;
простатитом – 106;
подагрическим полиартритом – 95;
аднекситом – 139;
эндартериитом – 62;
патологическим климаксом – 216;
дисциркуляторной енцефалопатией – 107.
Указанное количество пациентов составляло: 7698 женщин, в возрасте 18 – 79 года, 2120 – мужчин, возраста 19 – 83 года.

На каждого пациента заводилась индивидуальная медицинская карточка и вёлся строгий журнальный учёт. Для исключения фактов манипуляции и подлога научных данных, нами была расширена обычная медицинская бумажная рутина до наивысшего административного мастерства. В карточку больного тщательно записывались адреса прописок и фактических мест проживаний, номера квартирных и мобильных телефонов. После детальнейшей письменной записи жалоб больного, анамнеза болезни и жизни, данных местного и общего исследования каждый пациент ставил свою роспись. Кроме этого, в карточку больного обязательно прилагались копии соответствующих клинических и лабораторных исследований до и после проведённого лечения. В дневниках медицинской карточки дополнительно вёлся не менее важный учёт нарушений диеты, режима лечения, приёма лекарств и посещения поликлинических апипроцедур. В конце своего курса лечения, пациенты собственноручно и под подпись описывали своё состояние здоровья в свою же медицинскую карточку.

Полученные объективные и субъективные данные до и после лечения фиксировались, сопоставлялись и строилась собственная медицинская статистика.

Результаты и их обсуждение.

Статистические данные показывают, что при изолированном применении апитерапии по общепринятым методикам, в частности, предложенных Н. П. Иойриш, нами были зафиксированы следующие побочные действия: жжение, гиперемия, отёк, резкое падение или же повышение кровяного давления, тахикардия, аритмия, одышка, головная боль, головокружение, гипо-, и гипертермия, тошнота, рвота, озноб и боли в суставах. Если учитывать наличие у большинства пациентов заболеваний паренхиматозных органов (протекающих в стадии обострения или неполной ремиссии, с явлениями декомпенсации функции), психических отклонений, доброкачественных опухолей, болезней сердца (с признаками нарушения кровообращения), сахарного диабета, мы пришли к выводам, что апитерапия, при таких условиях, должна быть абсолютно противопоказанной, ибо у 27% случаев присутствовали признаки обострения или явного осложнения основной или супутствующей патологии, у 21% - возникала в той или в другой мере надобность оказания более или менее рациональной фармакотерапии, у 34% - лечение заканчивалось неполной ремиссией, и только у 18% случаев наступало клиническое выздоровление!

Возникает риторический вопрос: как же быть в ситуации, когда фармакотерапия недостаточно эффективна, а апитерапия, при всей полноте ожидаемого полинаправленного клинического эффекта, противопоказана из-за наличия супутствующей патологии, при которой нельзя назначать лечение пчелиным ядом? Напрашивается однозначный ответ: применить комплексность подхода к лечению данной патологии, с использованием соответствующей диеты, лечебного режима, протекторов, десенсибилизаторов, инактиваторов, противовоспалительных, дегидратирующих, витаминных, седативных и антигистаминных средств, и желательно, за счёт максимального участия альтернативной медицины, или же нужно попросту устранить из пчелиного яда те компоненты, которые вероятнее всего и создают ограничение в лечебном применении апитоксина!

В первом случае, данную проблематику мы решили посредством применения:

молочно – растительной диеты (с предельным ограничением в употребление еды на консервантах и пищевых концентратах);
щадящего режима;
поливитаминов;
фитотерапии, в виде галеновых и неогаленовых форм;
аромапунктуры;
ароматерапии, в виде капель для внутреннего применения;
в виде гелей, емульсий, жидкостей – для наружного применения;
официнальной прописи, в виде болтушек для наружного применения и, порошков для внутреннего применения, на основе совремённого арсенала фармакотерапии;
лактотерапии, для внутримышечного введения;
биопрепаратов, в виде сухих экстрактов органов крупного рогатого скота.

Во втором случае, проблематика решилась через применение производных циано-2-метил-3-гуанидин-2-оксипропана, который вскармливался пчёлам на сахарно-медовой сыте. В течении 7-9 дней данной обработки пчёл, большой и малой ядовитыми железами продуцируется качественно и количественно отличимый апитоксин от необработанных пчёл, за счёт максимального присутствия меллитина 1-й фракции и гиалуронидазы 2-й фракции, минимизации содержания фосфолипазы А 2-й фракции пчелиного яда. Так же отмечено существенное уменьшение содержания в апитоксине ортофосфорной, муравьиной и соляной кислот.

Как результат, побочные действия к применению апитерапии обработанными пчёлами минимизированы, и сводятся всего лишь к наличию незначительного жжения в местах пчелоужаления. Противопоказания чисто эмперически ограничиваются злокачественными опухолями, заболеваниями, что сопровождаются гипертермией, тяжёлой степенью сахарного диабета, острой печёночной, почечной и сердечной недостаточностью, тяжёлой степенью хронической почечной, печёночной и сердечной недостаточности, пароксизмальной тахикардией, язвенной болезню желудка и 12-перстной кишки (в стадии их обострения или при остром их течении ), инфекционные заболевания. Исследовательская работа в этих направлениях, по этическим соображениям, не проводилась.

Учитывая лёгкую переносимость апипунктур, нами было изучено наличие корелляции между курсовой дозой пчелоужалений и конечным результатом лечения. У 100%-х случаях мы получили его резковыраженное присутствие! Так, курсовая доза составляла 800 – 1500 пчелоужалений обработанными пчёлами. Длительность 1 курса апипунктуры равнялась 30 календарным дням. Пациенты получали процедуры ежедневно, в восходящих дозах. Дозы подбирались индивидуально под возраст, вес, общее состояние и наличие сопутствующих заболеваний у больного. Параллельно пациенты принимали во внутрь многокомпонентные настои и отвары из трав, капальки на основе ефирных масел, настойки жень-шеня, родиолы розовой, лимонника и элеутерококка. Снаружи, в местах поражений, пациентам наносили гели и жидкостя, изготовленные по авторской рецептуре, на основе вытяжек из трав, в области пчелоужалений - болтушки, изготовленные на основе химиотерапевтических производных. Длительность лечения последними составляла 1,5 – 2,0 месяца. Сопоставляя результаты лечения группы пациентов, которые получали комплексную апитерапию обработанными пчёлами, в курсовых дозах 180 – 320 пчёлоужалений, по схеме возрастающего набора, с группой, которая получала идентичное комплексное лечение обработанными пчёлами и, с той же схемой, но с курсовой дозой в 800 – 1500 пчёлоужалений, мы пришли к потрясающему выводу, что присутствует поразительная зависимость наличия яркого клинического эффекта от величины курсовой дозы пчелоужалений! Во всех случаях, после прохождения одного курса лечения обработанными пчёлами, с количеством пчелоужалений от 800 до 1500, наступило клиническое выздоровление или стойкая ремиссия у 100% больных. Что же касается ожирения,то больные утрачивали массу тела от 500 грамм до 3,5 кг. в день.

Выводы.

Стабильно получаемые идентичные результаты лечения на потяжении многих лет дали мощный толчок к построению механизма контрактных взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением. Учитывая факт прогресирующего снижения доверия к врачу и постоянного падения авторитета медучреждений в глазах пациента в нашей стране, мы самотужки заложили фунтдамент юридической и финансовой защиты пациента. Разработав, ввёвши в медпрактику и обеспечив полную дееспособность медицинского контракта, мы изолированно решили проблему кредита доверия к себе от своих пациентов!

Основные положения его поясняет следующая теза: наличие положительного результата лечения или возвращение больному его платежей!

Следовательно, пройдя курс лечения, пациент сохраняет свои права на возвращение уплаченных денег. Клиническая и лабораторная диагностика до и после лечения является объективным мерилом наличия или отсутствия положительного эффекта от проведённого больному человеку лечения.

Вышеизложенный материал и клинические наработки показывают, что наши методики являются одними из наиболее эффективных и безвредных при лечении вышеперечисленных заболеваний, которые на сегодняшний день распространены во всех широтах земного шара, среди населения разных национальностей и рас, часто приводящие к инвалидизации лиц трудоспособного возраста. По этому, нахождение нами альтернативного и достаточно эффективного лечения, явилось своевременным и удачным решением задач не только медицинского, но и социально – экономического характера.