Щепин О.П. – Председатель Правления общероссийской общественной
организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного
здоровья», академик РАМН;
Вишняков Н.И. – Председатель Санкт-Петербургского отделения общероссийской
общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и
общественного здоровья», профессор;
Михайлов Л.А. – Генеральный секретарь общероссийской общественной
организации «Российское медицинское общество»;
Багненко С.Ф. - заместитель Председателя Санкт-Петербургского отделения
общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество»,
член-корреспондент РАМН;
Федотов В.А. – ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения
общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество».
Формирование цивилизованных негосударственных институтов гражданского
общества в различных сферах хозяйственной деятельности, в том числе и в
здравоохранении, является одной из актуальных задач современной России. Это
связано прежде всего с проводимой в стране административной реформой, главная
задача которой – сокращение тотального государственного регулирования в тех
отраслях общественного производства, в которых иные формы регулирования (со-регулирование,
саморегулирование, рыночное регулирование) более эффективны с точки зрения
объема, качества и себестоимости производимых общественных благ. Необходимо
понимать, что процесс сокращения вмешательства государства в хозяйственную
деятельность субъектов различных отраслей, в том числе и в здравоохранении,
будет сопровождаться не столько сокращением перечня регулируемых функций,
сколько передачей части функций, несвойственных государству, в руки
профессиональных объединений, созданных и работающих по принципу
саморегулируемых организаций. В связи с этим становится очевидным, что передача
функций по управлению профессиональной деятельности медицинских работников от
органов управления здравоохранением федерального и регионального уровней в руки
профессиональных медицинских ассоциаций будет сопровождаться повышением
требований к последним и может состояться при следующих необходимых условиях:
- Профессиональные медицинские ассоциации по всем медицинским специальностям
легитимны путем регистрации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
- Организационно-правовая форма существующих и/или вновь созданных
профессиональных ассоциаций позволяет объединить большинство (всех) врачей
страны той или иной медицинской специальности на основе индивидуального
членства, а организационная структура - учитывает территориальное устройство
страны;
- Внутренняя структура профессиональных медицинских ассоциаций обеспечивает
ответственное исполнение функций по управлению профессиональной деятельностью
своих членов, как перед конкретным пациентом, так и перед обществом в целом.
Существующая организационная структура профессионального медицинского
сообщества России характеризуется разноплановой неоднородностью. По отдельным
медицинским специальностям профессиональные ассоциации вообще не созданы или
созданы, но не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.
Анализ ситуации позволил авторам выделить основную проблему на пути построения
эффективной системы врачебного саморегулирования в России - легитимность
созданных ранее и создаваемых сейчас профессиональных медицинских ассоциаций.
Именно легитимность как создания, так и повседневной работы, тем более в
условиях постоянно изменяющегося законодательства о некоммерческих объединениях,
является фундаментом успешной деятельности профессиональных медицинских
ассоциаций. Существует несколько причин не легитимности части действующих
профессиональных ассоциаций, главная из которых, по мнению авторов -
организационные проблемы и сложности в государственной регистрации
(перерегистрации) профессиональных медицинских ассоциаций в
организационно-правовой форме «общественная организация» общероссийского уровня.
Цель настоящей статьи – познакомить врачей с порядком создания и государственной
регистрации профессиональных ассоциаций в организационно-правовой форме
«общественная организация» общероссийского уровня с учетом действующего
законодательства и собственного опыта.
На сегодняшний день основной организационно-правовой формой профессиональных
медицинских ассоциаций является общественная организация общероссийского уровня
с региональными отделениями в субъектах федерации. Данная организационная
конструкция, основанная на индивидуальном членстве, едином уставе и единой
внутренней структуре региональных отделений, позволит в недалеком будущем врачам
той или иной медицинской специальности эффективно и ответственно управлять своей
профессиональной деятельностью как на уровне региона, так и на уровне страны в
целом. Кроме того, существуют еще два принципиальных аспекта данной
организационно-правовой формы, которые необходимо учитывать на этапе ее
создания:
- Общественная организация общероссийского уровня может в своем названии
использовать «наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные
на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного
государственного органа» (ст.14 ФЗ №82-ФЗ от 19.05.1995г.);
- Государственная регистрация общероссийских общественных организаций
осуществляется Федеральной регистрационной службой (ст.21 ФЗ №82-ФЗ от
19.05.1995г.), благодаря чему возможность появления организаций – «двойников»
(имеется ввиду две и более профессиональные ассоциации по одной медицинской
специальности) практически сведена к нулю.
Авторы считают необходимым так же обратить внимание еще на один важный, но
уже не медицинский аспект: объединение врачей в общероссийские организации по
каждой из медицинских специальностей от Калининграда до Камчатки будет
способствовать укреплению и территориальному сплочению Российского государства.
В таблице №1 представлены основные этапы создания общероссийской общественной
организации (далее в тексте и таблице - ОбОО), основные решения каждого
этапа, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрации
общероссийской общественной организации (ее региональных отделений) в
Федеральной регистрационной службе (территориальных органах Федеральной
регистрационной службы).
Основным документом, регулирующим создание общественной организации, является
Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.1995г. (в ред. Федерального закона от
10.01.2006 N 18-ФЗ) «Об общественных объединениях».
Государственная регистрация общественной организации (региональных отделений
межрегиональной и/или общероссийской общественной организации) регулируется
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц", Приказом Минюста РФ от 25.03.2003 г. N 68 «Об утверждении
Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2003 г., регистрационный N 4350).
Формы документов, необходимых для государственной регистрации общественной
организации (регионального отделения), приведены в приложении N 1 Постановления
Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 г. «О мерах по реализации отдельных
положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих
организаций».
Первым этапом по созданию ОбОО является формирование организационного
комитета, в состав которого должны войти формальные и неформальные лидеры
общероссийского уровня по конкретной медицинской специальности, имеющие тесные
контакты с коллегами из регионов, а также - ответственные исполнители, владеющие
информационными технологиями и средствами связи. Включение в состав Оргкомитета
представителя национальной медицинской организации - Российского медицинского
общества – позволит более продуктивно координировать работу данного и
последующих этапов создания и государственной регистрации ОбОО. Важнейшие задачи
Оргкомитета – разработка и согласование проекта Устава ОбОО, сбор информации и
консультация представителей регионов в вопросах проведения учредительных
собраний по созданию региональных отделений ОбОО в более чем половине субъектов
Российской Федерации, подготовка к проведению учредительного съезда по созданию
ОбОО. Все документы, формируемые в процессе деятельности Оргкомитета, носят
внутренний характер и не участвуют в последующей регистрации как ОбОО, так и ее
региональных отделений. Основные затраты подготовительного этапа – оплата услуг
связи (телефон, факс, электронная почта).
Вторым этапом по созданию ОбОО является процесс организации и проведения
учредительных собраний по формированию ее региональных отделений в более чем
половине субъектов РФ. Число учредителей регионального отделения ОбОО может быть
любым (но не менее трех), однако авторы рекомендуют включать в Протокол
учредительного собрания не более 4-6 человек, что в дальнейшем существенно
упростит процедуру государственной регистрации. В наименовании регионального
отделения должно содержаться название субъекта федерации, например: Московское
городское региональное отделение ОбОО, Московское областное региональное
отделение ОбОО, Ставропольское краевое региональное отделение ОбОО, и т.д. В
табл.1 дан исчерпывающий перечень решений учредительных собраний в регионах, а
также – перечень документов, необходимых для последующей государственной
регистрации регионального отделения в территориальном органе Федеральной
регистрационной службы (далее по тексту - ФРС). Важнейший документ данного этапа
– Протокол учредительного собрания по созданию регионального отделения ОбОО.
Обращаем внимание, что государственная регистрация региональных отделений
возможна только после проведения учредительного съезда и государственной
регистрации ОбОО в Федеральной регистрационной службе.
Третий этап создания ОбОО – учредительный съезд ОбОО, созываемый
Оргкомитетом. Основными участниками учредительного съезда, имеющими право
принимать решения путем голосования, являются делегаты, избранные
сформированными региональными отделениями ОбОО. Полномочия делегата (-ов)
подтверждаются выпиской из Протоколов учредительных собраний региональных
отделений ОбОО. Легитимность учредительного съезда определяется наличием кворума
– минимально необходимого числа делегатов, имеющих право, в соответствии с
Уставом, принимать решения по вопросам повестки дня учредительного съезда.
С момента принятия учредительным съездом решений о создании ОбОО, об
утверждении ее Устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионного
органов ОбОО считается созданной, может осуществлять свою уставную деятельность,
приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя
обязанности. Правоспособность ОбОО как юридического лица, возникает только после
государственной регистрации (ст.18 ФЗ №82-ФЗ от 19.05.1995г.). Положения данной
статьи в равной степени относятся и к региональным отделениям.
На окончательную подготовку пакета документов для государственной регистрации
отводится три месяца с момента принятия решения съездом о создании ОбОО.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (авторы рекомендуют
данный режим налогообложения, объект налогообложения - доходы) подается либо
вместе с основным пакетом документов, либо в течение пяти дней с момента
государственной регистрации, либо – не позднее одного месяца до окончания
текущего года. Федеральная регистрационная служба (территориальные органы ФРС)
рассматривает представленные документы в течение одного месяца. В случае
положительного решения заявителю выдаются Свидетельство о государственной
регистрации ОбОО, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный
реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также заверенный печатью ФРС один экземпляр
Устава ОбОО. Свидетельство о постановке на налоговый учет, извещения о
постановке на учет во внебюджетных фондах и учреждениях статистики высылаются
соответствующими организациями по почте в адрес постоянно действующего
руководящего органа ОбОО. После получения всех перечисленных выше документов,
изготовления печати и открытия расчетного счета в банке (обращаем внимание на
последовательность действий) созданная и зарегистрированная профессиональная
медицинская ассоциация в организационно-правовой форме «общественная
организация» общероссийского уровня может приступать к полноценной работе по
управлению профессиональной деятельностью своих членов.
В рамках данной статьи невозможно всесторонне осветить все нюансы, проблемы и
«узкие места» процесса создания и государственной регистрации ОбОО. При
необходимости, представители создаваемых профессиональных ассоциаций могут
получить исчерпывающую информацию как непосредственно у авторов данной статьи,
так и по «горячей линии», специально созданной Российским медицинским обществом
(e-mail:[email protected]).
Таблица №1. Алгоритм действий по созданию и государственной регистрации
профессиональных ассоциаций в организационно-правовой форме «общественная
организация» общероссийского уровня
№ п/п
|
|
|
|
|
© 2004 — 2019 medgate.ru, написать письмо
Организационные аспекты создания профессиональных медицинских ассоциаций / Организация здравоохранения / Медицинские статьи
|
|
|
|