Тогунов И.А.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Владимирский филиал
К вопросу разработки теоретических основ и построения модели конкуренции в
сфере производства и потребления медицинских услуг.
Конкуренция – максимум стратегии при минимальности бюрократизма.
Направление и развитие реформ в области здравоохранения в России
предусматривают, при прочих равных, разработку и реализацию стратегии
здравоохранения, осуществляемую органами государственной власти и местного
самоуправления
Современные экономические отношения в здравоохранении характеризуются
желаниями получения лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) некой правовой
и экономической самостоятельности и, вместе с тем, – насущными потребностями
усиления партнерских взаимоотношений.
Основными структурообразующими элементами системы здравоохранение становятся
не отдельные лечебно-профилактические учреждения или сама отрасль
здравоохранения, а стратегические альянсы, представляющие собой
территориальные группировки ЛПУ и связанные с ними организации, действующие в
определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и
взаимодополняющие друг друга.
С одной стороны, классический стратегический альянс, как одну из множества
форм организации, необходимо отличать от олигополии, а с другой – корректно
соотнести с реальной возможностью своего возникновения в условиях существующей
модели системы здравоохранения.
Являясь довольно распространенной формой рынка, олигополия в сфере
производства и предоставления медицинских услуг имеет следующие характеристики:
небольшое количество конкурентов при значительных входных барьерах в
отрасль новых лечебно-профилактических учреждений;
предоставляемая медицинская помощь в рамках экономических характеристик
(медицинская услуга) может быть как стандартизированной, так и
дифференцированной;
эффективность медицинской помощи требует, чтобы объем производственных
мощностей каждого лечебно-профилактического учреждения занимал большую долю
совокупного рынка медицинских услуг. В связи с этим - достаточно высокая
степень концентрации лечебно-профилактических учреждений в рамках региона, при
которой суммарная доля четырех-восьми медицинских учреждений I-II категории не
ниже 60% от общего объема потребностей в медицинских услугах;
выгодно расширение материально-технической базы лечебно-профилактического
учреждения до больших размеров за счет слабости или отсутствия поля
привлекательной и умеренной конкуренции;
абсолютная вертикальная взаимозависимость лечебно - профилактических
учреждений, нейтрализующая эффективные механизмы конкурентоспособности;
преимущественно неценовая конкуренция при производстве и потреблении
медицинских услуг в системе муниципальной формы предоставления медицинской
помощи.
Каждое крупное лечебно-профилактическое учреждение (предприятие, производящее
медицинские услуги) в условиях олигополии старается вести себя как монополия,
деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. В рамках совершенной
конкуренции, из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления
позиции предприятий-конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к
ожесточенной конкурентной борьбе.
На практике чаще происходит обратное. Лечебно-профилактические учреждения на
уровне вышестоящего либо координирующего органа здравоохранения стремятся прийти
к соглашению (картелю) по поводу раздела рынка медицинских услуг (директивно
производится закрепление территории обслуживания за каждым ЛПУ, а внутри
территорий – закрепление определенного числа обслуживающего контингента за
конкретной врачебной должностью). Утверждаются планы государственных гарантий
предоставления бесплатной медицинской помощи. Согласовываются и утверждаются
соответствующие тарифы стоимости медицинских услуг и т.п. В результате
совокупность ЛПУ-олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при
этом формально на них не распространяется антимонопольные санкции государства.
При первом приближении олигополию возможно спутать с
функционально-структурной формой организации. Отличительной особенность
олигополии от функционально-структурной формы организации является то, что
возникновение олигополии возможно при векторе эволюции организационной структуры
от уровня реального наличия разнообразных конкурирующих лечебно-профилактических
учреждений на рынках медицинских услуг. Олигополия порождается рынком чистой
конкуренции, строится на договорных основах заинтересованных участников, а не
может быть создана директивными установками.
Неоднозначность и сложность олигополий объясняет недостаточно полную
проработку ее теории. В настоящее время это наименее изученная модель
конкуренции. Рассмотрим механизм олигополии на примере картеля (рис.1).
Рис.1. Рыночное равновесие в условиях олигополии (картеля)
Допустим существует рынок медицинских услуг в рамках чистой конкуренции,
где равновесная цена равняется Ц0, удельные издержки для всех
лечебно-профилактических учреждений равны и их кривая совпадает с кривой
предложений на рынке медицинских услуг в долгосрочном периоде. В этом случае при
равновесной цене Ц0 объем реализации медицинских услуг составит К0
и лечебно-профилактическое учреждение сможет достойно покрывать соответствующие
издержки в производстве медицинских услуг.
Если предположить, что данные лечебно-профилактические учреждения
договорились о сотрудничестве (а на практике так и происходит на уровне
вышестоящего органа), то общее руководство будет рассуждать как монополист. В
связи с тем, что максимальная прибыль монополиста достигается при таком выпуске,
когда предельные издержки равны предельному доходу, объем выпуска олигополии
вероятнее всего сократится до К1 и цена будет повышена до Ц1.
Для каждого предприятия будут установлены квоты реализации медицинских услуг, в
сумме составляющие К1, что естественно меньше первоначального объема
К0. Принято считать, что если в условиях олигополии предприятия
получают прибыль, превышающие альтернативную стоимость, они ведут себя как
чистая монополия, в противном случае, как предприятия, работающие на рынке
монополистической, а не чистой конкуренции.
Таким образом, олигополия, как характеристика рыночных отношений, при
производстве и потреблении медицинских услуг подобна существующей монополии в
здравоохранении.
При действующей в настоящее время традиционной структуре системы
здравоохранения, функции стратегического планирования и управления сосредоточены
отчасти на региональном уровне и жестко увязаны с конкретно принятыми решениями
и установками министерства здравоохранения и социального развития.
При существующей организационной структуре системы здравоохранения в рамках
своей функциональной сущности, органы здравоохранения регионального и
муниципального уровней, обязаны обеспечивать согласование тех или иных проектов
развития системы и принимаемых управленческих решений.
Такое согласование может быть осложнено тем, что руководители ЛПУ
недостаточно владеют современными методами стратегического планирования; тем,
что практически не используют метод социального маркетинга при стратегическом
планировании в здравоохранении; тем, что порою недостаточно информации,
необходимой для стратегического планирования на разных уровнях управления. Кроме
того, не отработана технология подготовки решений в области стратегии и тактики
здравоохранении.
Можно ли в данном случае говорить о стратегическом альянсе, как о современной
форме взаимоотношений, позволяющим решить проблемы разработки и реализации
стратегии в системе здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях?
Следует подчеркнуть, что действующая система здравоохранения в РФ относится к
традиционной классической форме организации – бюрократической.
В функционирующей государственной системы здравоохранения отсутствуют условия
появления независимых равноправных партнеров и конкурентов, а лишь действуют
функции вертикальных взаимоотношений типа «руководитель-исполнитель».
В рамках подобных систем, в которых преобладают вертикальные взаимосвязи
субъектов, говорить о какой-либо форме стратегического партнерства попросту не
имеет смысла. В подобной системе взаимоотношений можно корректно говорим лишь о
стратегическом планировании, вместе с тем признавая, что стратегическое
планирование иногда становится препятствием на пути инициативы и
предпринимательства.
Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, развитие
конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда - эффективный
инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой
отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие
формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом, а
также между самими медицинскими работниками, между разными
лечебно-профилактическими учреждениями.
Как известно, разграничение полномочий на различных уровнях принятия
управленческих решений, формирование среды свободного функционирования
лечебно-профилактических учреждений, среды, - способствующей созданию
горизонтальных взаимоотношений между различными (в правовом и экономическом
смыслах) учреждениями – является той реальной почвой, на которой возможно и
необходимо обеспечение партнерства и стратегического альянса.
Следует предположить, что возможные попытки адаптировать методы и формы
стратегического альянса, как категории рыночных отношений, к системе
здравоохранения с высокой долей ЛПУ исключительно государственной и
муниципальной формы собственности, приведут к усилению плановых,
распределительных и контрольных функций действующих административных органов
здравоохранения.
|