Греченко В.И.
Председатель Комитета по фармацевтической деятельности администрации Рязанской
обл.
В свете последних веяний в реформе здравоохранения считаю важным остановиться на
двух актуальных, с моей точки зрения, темах. Прежде всего это замена льгот
денежными компенсациями. Положительные стороны такого шага очевидны, особенно
для сельских жителей, при условии, конечно, что задержек с перечислением денег
не будет. Тем не менее есть вопросы, требующие более внимательного подхода. К
примеру, нужны критерии оценки потребности в ЛС и нормативы затрат на одного
больного в зависимости от заболевания, частоты обращения к врачу, материальной
обеспеченности и т.д. Пока предложенная система ничего этого не учитывает,
опираясь на формальные показатели.
Возможно, вообще пришла пора пересмотреть перечень групп населения, имеющих
право на льготный отпуск ЛС, и категорий заболеваний, поскольку минуло уже 10
лет со времени принятия Постановления Правительства России № 890 от 30.07.94.
Несмотря на то, что в нем указано 42 категории льготников, “неохваченными”,
например, остаются малообеспеченные слои населения, которые в силу социального
положения часто не имеют средств на покупку даже очень дешевых ЛС. Сведениями о
данной категории в полной мере располагают отделы соцзащиты, которые теперь
будут работать в едином блоке со здравоохранением.
Большое беспокойство вызывают лекарственное обеспечение больных социально
значимыми заболеваниями, где затраты намного превышают предполагаемые суммы
компенсаций, а также гарантии обеспеченности ЛС тех категорий, которые сами не
приобретают ЛС и фактически не могут повлиять на решение, например детей и
стариков из неблагополучных семей.
Если во главе угла лежит забота о гражданах, то почему бы сначала не
организовать пилотный проект — попробовать новую систему на одной категории, а
не переводить всех на денежные компенсации с 2005 г.? Таким образом,
прогрессивная, по сути, идея о замене натуральных льгот деньгами, с моей точки
зрения, нуждается в более подробной проработке, особенно в плане ЛС, чтобы можно
было учесть индивидуальные особенности каждого льготника.
Другой не менее важный вопрос — реорганизация структуры исполнительных органов
государственной власти в регионах, в соответствии с которой Комитет по
фармацевтической деятельности администрации Рязанской области подлежит
ликвидации. Функции комитета передаются Управлению здравоохранения области.
Подобная структура, когда отрасль подчинена здравоохранению, существовала и
ранее, поэтому ничего страшного здесь нет. Мы и прежде работали совместно с
Управлением здравоохранения, т.к. задачи у нас одни и те же охрана здоровья
населения.
Подобные изменения, скорее всего, произойдут и в других регионах в связи с
реорганизацией на федеральном уровне. В большинстве регионов, где органы
управления фармацевтической службой были самостоятельными структурами, как и в
Рязанской области, накоплен огромный опыт. Лишь благодаря статусу, авторитету и
профессиональному потенциалу специалистов была создана нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность аптечной службы и обеспечивающая качество ЛС,
поступающих в область. Поэтому наибольшее беспокойство вызывает размывание
функций комитета и его кадровый потенциал. Учитывая значимость и острые
проблемы, стоящие перед отраслью, необходимо сохранить высококвалифицированные
кадры, наработки, преемственность при проведении реформ для поддержания
государственного контроля за обеспечением населения качественными ЛС по
доступным ценам.
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|