И.А.Тогунов
Десятилетний опыт обязательного медицинского страхования в России позволяет
вскрыть некоторые тенденции в области финансового менеджмента на примере
функционирования территориальной системы обязательного медицинского страхования.
Объектами научного исследования были выбраны Владимирский областной фонд
обязательного медицинского страхования, некоторые организационные формы
управления системой и финансовое обеспечение территориальной системы ОМС.
Нами была собрана и проанализирована информация о помесячном поступлении
средств в бюджет Владимирского областного фонда ОМС за период 1996-2003 годов.
В одной из наших публикаций [1] было показано, что финансовая стабильность
является характерным показателем, своеобразным индикатором устойчивого
функционирования системы ОМС территориального уровня. Наличие подобной
информации позволяет обеспечить прогнозирование поступления средств в
территориальную систему ОМС с целью выработки управленческих решений в рамках
финансового менеджмента.
На частном примере было установлено, что на стадии становления системы ОМС
(1993-1999 гг.) финансовое наполнение бюджета Владимирского областного фонда ОМС
приобрело относительно устойчивый характер, и число помесячных флюктуаций
поступающих финансовых средств находилось в пределах двух миллионов рублей при
среднемесячном поступлении в бюджет фонда 15,8 млн. руб. В процентном отношении
средний уровень колебаний помесячного поступления средств в территориальный фонд
ОМС в 1999 году составил 12,6%.
Начиная с 2000 года при прогрессивном увеличении объемов финансирования
системы ОМС Владимирской области отмечается тенденция к нарастанию
неустойчивости помесячного поступления средств в систему.
К 2003 году диапазон колебаний (флюктуаций) в помесячном поступлении средств
на ОМС находился в пределах 50 млн. рублей. Среднемесячное поступление средств
на ОМС жителей Владимирской области в 2003 году составило более 80 млн. руб.
Наименьший уровень поступлений отмечен в феврале 2003 г. – 52,7 млн. руб.,
наивысший – в декабре того же года – 113,0 млн. руб.
Средний уровень колебаний помесячного поступления средств в территориальный
фонд ОМС в 2003 году составил 62,2% и увеличился по сравнению с 1999 годом почти
в пять раз.
Таким образом, на основе представленного анализа можно сделать вывод, что
устойчивость и стабильность помесячного наполнения бюджета Владимирского
областного фонда ОМС в 2003 году по сравнению с 1999 годом снизилась в пять раз.
В исследовании предпринята попытка вскрыть некоторые факторы в управлении
системой ОМС на территории Владимирской области.
На рубеже 2000-2001 годов в территориальной системе ОМС Владимирской области
и управлении системой произошли определенные коренные изменения.
- Функция сбора средств на ОМС работающего населения была передана от
исполнительной дирекции фонда ОМС местным органам налоговой инспекции.
- Депутатами Законодательного Собрания Владимирской области стал
рассматриваться и утверждаться бюджет Владимирского областного фонда ОМС в
постатейном разрезе с последующим ежеквартальным контролем за расходованием
средств бюджета фонда в жестком соответствии с утвержденными статьями. До
2000 года бюджет Владимирского областного фонда ОМС утверждался «одной
строкой», а постатейное распределение средств и их расходование оставалось
исключительно в ведении исполнительной дирекции фонда.
- Председателем Правления Владимирского областного фонда ОМС был назначен
директор департамента здравоохранения, в то время как его предшественником в
этой должности являлся заместитель губернатора Владимирской области по
социальной политике.
- Исполнительным директором Владимирского областного фонда ОМС в начале
2001 года назначен специалист с медицинским образованием. С 1993 по 2000 год
исполнительную дирекцию Владимирского областного фонда возглавлял специалист
с экономическим образованием.
Вполне понятно, что установить прямую корреляционную связь между
приведенными изменениями в управленческой структуре Владимирского областного
фонда ОМС и ослаблением финансовой устойчивости помесячного поступления
средств в систему не представляется возможным.
Предполагалось, что передача функции сбора взносов на ОМС работающих
граждан местным органам налоговых инспекций позволит обеспечить наполняемость
и стабильность поступления финансовых средств в бюджет фонда ОМС.
На рисунке 1 представлена диаграмма динамики помесячного сбора взносов на
ОМС работающих (1998-1999гг.) и поступления средств на ОМС работающих граждан
Владимирской области на основе сбора единого социального налога, налога на
совокупный доход и задолженности (2000-2003 гг.).
Как показывает анализ, наблюдается некоторое нарушение стабильности в
поступлении по этому источнику средств ОМС в 2002-2003 годах по сравнению с
периодом 1998-2001 годов.
Передача функции сбора средств на ОМС работающего населения, вовсе не
исключала у фонда ОМС деятельности по сбору платежей на ОМС неработающего
населения. Как показывают исследования, уровень перечисления органами местного
самоуправления страховых взносов на ОМС неработающего населения являлся одной из
основных проблем системы ОМС. Начиная с 1996 года процент уплаты во Владимирский
областной фонд ОМС текущих страховых взносов на ОМС неработающих по отношению к
утвержденной в бюджете фонда сумме не превысил 46,6%.
В подобной ситуации крайне высока принципиальная позиция исполнительной
дирекции фонда в вопросах как финансового менеджмента, так и иных технологиях
менеджмента с приоритетом коллективной мотивации.
Относительная стабильность помесячного поступления средств в систему ОМС
Владимирской области по этому источнику была достигнута к 2001 году.
Начиная с 2002 года помесячная динамика поступления взносов на ОМС
неработающего населения стала носить крайне неустойчивый характер. А с 2003
года, при установлении механизма прохождения этого финансового потока через
органы областного казначейства, порядок перечисления средств и вовсе претерпел
качественные изменения – деньги стали перечисляться на счета фонда ОМС не
ежемесячно, а раз в два-три месяца (рис.2).
Настоящее частное исследование показывает, что за период 2001-2003 гг. на
территории Владимирской области территориальным фондом ОМС и его исполнительной
дирекцией полностью утеряны функции и возможности активного влияния на
формирование доходной части бюджета фонда. Иначе говоря, рычаги финансового
менеджмента системы ОМС Владимирской области находятся за пределами самой
системы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.03 № 158 «О
дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием
адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам» по предложению Пенсионного
фонда России с 2003 года в субъектах Российской Федерации осуществляется
эксперимент по финансированию дополнительных платежей на обязательное
медицинское страхование неработающих (малоимущих) пенсионеров.
С марта 2004 года в условиях данного эксперимента работает и Владимирская
область. По сути дела в системе ОМС территориального уровня появляется новый
субъект в лице местного отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Система ОМС дополнилась новым источником поступления финансовых ресурсов -
источником впрямую не зависящим от деятельности самого фонда. В условиях
многоканальности наполнения бюджета фонда ОМС финансовыми средствами крайне
непросто будет обеспечивать финансовую устойчивость системы обязательного
медицинского страхования, тем более что рычаги финансового менеджмента у
исполнительной дирекции фонда ОМС попросту отсутствуют.
Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод
о несовершенстве и неэффективности финансового менеджмента в системе
обязательного медицинского страхования Владимирской области.
Литература
И.А.Тогунов "Стабильность финансового покрытия территориальной
системы обязательного медицинского страхования. Ж. Главврач, № 2 -2003,
с. 24-25
31.03.2004
|