Бакиев С.С.
Самаркандский филиал республиканского научного центра экстренной медицинской
помощи (директор Садыков Р.А.), г. Самарканд
[email protected]
Скорая медицинская помощь (СМП) одно из трудных звеньев
здравоохранения. За прошедшие десятилетия организационные формы, структура и
содержание работы учреждений СМП на разных этапах её развития изменялись и
совершенствовались.
Положение дел службы СМП в г. Самарканде на сегодня поставили администрацию
службы СМП перед необходимостью осуществить её техническое перевооружение,
готовить кадры и непрерывно повышать их квалификацию, изменить систему
управления, руководства.
Исходя из обязанностей Центра по совершенствованию службы неотложной
медицинской помощи создание Координационно-диспетчерской службы (КДС), как
головной структуры в управлении работы Скорой Помощи, Санитарной Авиации, бригад
Чрезвычайных Ситуаций и Гражданской Обороны является мерой по совершенствованию
организации управления. Для них это новый вид деятельности, но все эти
структурные подразделения взаимосвязаны одной идейной целью - оказание
экстренной медицинской помощи населению
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 10
ноября 1998 г. № УП 2107 «О государственной программе реформирования системы
здравоохранения Республики Узбекистан» в 1999 г. создана система экстренной
неотложной медицинской помощи населению с образованным Республиканским Научным
Центром Экстренной Медицинской Помощи (РНЦЭМП) и региональными филиалами. В
приложении № 8 к Указу Президента РУз от «10» ноября 1998 г. дана схематичная
структура РНЦЭМП. В этой структуре указывается о координационно-диспетчерской
службе (КДС). Однако, какова ее цель, задачи и структура освещается
недостаточно. Поэтому нами в 2002 году на базе РНЦЭМП Самаркандского бы
подробнее остановится на этой службе.
Целью создания координационно-диспетчерской службы является
организация на современном уровне и координация служб экстренной медицинской
помощи в сфере оказания населению своевременной квалифицированной и
специализированной экстренной медицинской помощи.
Задачей КДС является:
1. централизация управления
2. уменьшение числа необоснованных вызовов
3. повышение качества предоставляемой помощи
4. сокращение времени прибытия бригад
5. обеспечение преемственности в лечении больных
6. автоматизация и обработка всех вызовов на всех уровнях.
В состав КДС входят следующие структуры: подстанции скорой медицинской помощи
(СМП), диспетчерская «03», диспетчерская санитарной авиации (СА), штаб
чрезвычайной ситуации (ЧС), специализированные бригады, склад ЧС с
медикаментами.
В схеме №1 представлена структура КДС Центра Экстренной медицинской помощи.
Схема №1. Структуры координационно-диспетчерской службы Центра экстренной
медицинской помощи
За структурную деятельность КДС отвечает начальник КДС и штаба ЧС, который в
свою очередь подчиняется директору Центра и заместителю директора по организации
скорой помощи и ЧС. Начальнику КДС подчиняется контрольно-линейная служба, а
также под его контролем находится склад ЧС. Контрольно-линейная бригада
необходима для контроля выездов и качественной работы линейных и
специализированных бригад. В складе ЧС имеется весь необходимый запас
медикаментов, перевязочных материалов и медицинских наборов (противошоковый,
травматологический, ожоговый и т.д.) на случай возникновения ЧС. Начальник КДС
руководит и координирует деятельность подстанции скорой помощи, оперативной
диспетчерской «03», диспетчерской санитарной авиации и службу специализированной
бригады.
Если в подстанции Скорой помощи до сегодняшнего времени существовали такие
бригады как кардиологическая, психиатрическая, педиатрическая и бригада
интенсивной терапии то нами в Центре созданы такие новые бригады, как
кардиореанимационная, токсикологическая, нейрореанимационная. Все эти бригады
подчиняются заведующему службы специализированной бригады.
В соответствии с этой структурой нами разработаны следующие новые штаты (пока
на стадии утверждения): Начальник КДС и штаба ЧС–1 ставка, заведующий службы
специализированной бригады – 1ставка, контрольно-линейная бригада – 6 ставок,
диспетчеры «03» -24 ставок, диспетчеры СА – 5 ставок, старшая медсестра КДС – 1
ставка, старшая медсестра СА –1 ставка, санитарки диспетчерской «03» -8 ставок,
санитарки СА – 5 ставок, врач специали-зированной бригады - 24 ставок, медсестра
специализированной бригады – 24 ставок, врачи СА –25 ставок, программист КДС –
1ставка, оператор КДС –12 ставок.
Созданная такая служба, как КДС позволить централизованно управлять четырьмя
структурами: скорой помощью, санитарной авиацией, штабом ЧС и специализированной
бригадой.
В дальнейшем развитие КДС предусматривает несколько этапов:
На первом этапе в связи созданием КДС приказом директора Самаркандского
филиала РНЦЭМП № 139 от 6 декабря 2002 года, для координированной деятельности
службы «03», санитарной авиации и штаба ЧС, закреплена функциональная
обязанность ответственного врача руководить не только диспетчерским пунктом
«03», но и диспетчерами санитарной авиации и штаба ЧС. Работу диспетчерской
возглавляет ответственный врач смены. Он должен проводить оценку качества
оказания медицинской помощи, контролировать работу диспетчеров по приему
вызовов, своевременность обслуживания вызова, обоснованность госпитализации,
расхождение диагнозов скорой помощи и стационаров. При необходимости
ответственный врач смены может прослушать любой разговор диспетчера 03, поднять
в течении 15-20 секунд любой вызов за любой промежуток времени. Весь персонал
диспетчерской в течение короткого времени должен овладеть работой на
персональных ЭВМ для заполнения всех данных вызовов от населения г. Самарканда.
Прием вызовов и руководство бригадами осуществляется в КДС. Из средств связи КДС
имеет: 4 ввода 03 для приема вызовов от населения. Необходимо наладить прямую
связь со службами 01, 02. Внутри КДС необходима селекторная связь для
осуществления моментальной связи с отделениями филиала и бригадами постоянной
готовности. Наладить постоянную круглосуточную запись всех телефонных
переговоров диспетчеров по приему вызовов. Записи сохраняются в течение 6
месяцев. Стол справок, подключенный к локальной компьютерной сети, где поиск
вызова займет не более 15-20 секунд.
В автоматизированную систему включаются терминалы директора СФРНЦЭМП и
начальника КДС. Постоянно осуществляется контроль за оперативной обстановкой,
оценивается качество работы дежурного ответственного врача смены, а также оценка
деятельности каждого врача скорой помощи и диспетчеров индивидуально.
К 2004 году необходимо провести модернизацию компьютерного терминала
ответственного врача смены и установить электронную карту города Самарканда,
которая позволит получать информацию со всех улиц и объектов города, вплоть до
отдельно стоящих домов, а также состояние бригад на территории города в режиме
реального времени. В соответствии с имеющейся электронной картой, возможно
перераспределение вызовов с вариантами «А» и «Б» и др., соответствии с
количеством машин и бригад по подстанциям, масштаба Дорожно-Транспортного
Происшествия.
Для повышения эффективности деятельности КДС необходимо оснащение всех машин
скорой помощи современными рациями, что позволить сэкономить время и расходы на
горюче-смазочные материалы.
Для повышения эффективности работы КДС необходимо заключить договора о
совместной деятельности в оказании экстренной медицинской помощи больным во всех
медицинских стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Вторым этапом для успешной работы КДС в случаях ЧС необходимо наладить
оперативную связь с УВД, ГАИ, МЧС, СНБ и пожарными для создания единой службы
спасения и наладить прямую связь с каждым из этих органов управлении, что
повысит оперативность и мобильность бригад постоянной готовности в случаях ЧС.
На третьем этапе развития КДС предусматривается интегрировать в сферу
влияния КДС все районные подразделения скорой помощи, т.е. субфилиалы
Самаркандской области, что позволит регулировать деятельность всех структур
скорой помощи в областном масштабе.
На четвертом этапе планируется внедрение КДС во всех филиалах РНЦЭМП, что
позволит координировать деятельность структур скорой экстренной медицинской
помощи масштабе Республики Узбекистан.
Для реализации всех этапов необходимо провести углубленный анализ состояния и
эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи и с учетом
медико-демографической ситуации в регионе, проводимой структурной реформы
амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, разработать
территориальные программы развития службы скорой медицинской помощи,
предусмотрев в них следующие основные направления:
- развитие сети и материально-технической базы учреждений и подразделений
скорой медицинской помощи, и санитарной авиации;
- подготовку и переподготовку медицинских кадров для службы скорой
медицинской помощи;
- обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи
работников государственной автоинспекции по безопасности дорожного движения,
пожарной охраны, милиции, водителей всех видов транспорта и других категорий
населения;
- оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических
учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от
несвойственных ей функций;
- постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой
фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад
интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;
- внедрение в практику работы учреждений и подразделений скорой медицинской
помощи автоматизированных систем управления работой, в том числе оперативных и
статистических отделов;
- оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных норм,
правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой
медицинской помощи;
Также необходимо разработать:
- научно - обоснованный стандарт качества экстренной скорой медицинской
помощи, усовершенствовать медико-статистическую службу;
- разработать новые должностные инструкции для всех категорий работников
службы скорой и неотложной медицинской помощи;
- создать систему подготовки и усовершенствования кадров для службы скорой и
неотложной медицинской помощи;
- разработать и внедрить комплексную автоматизированную систему управления
экстренной медицинской помощи населению крупного города (КАСУ);
- разработать долгосрочную целевую программу развития скорой и неотложной
медицинской помощи.
|