Николай Васильевич Кунгуров
Директор Уральского НИИ
Дерматовенерологии и иммунопатологии
Член Координационного Совета
Уральского округа по здравоохранению
Заслуженный врач Российской
Федерации
Доктор медицинских наук, профессор
В 2002-2003 гг. в Российской
Федерации значительно увеличилось число случаев привлечения медицинских
работников к административной и уголовной ответственности. Увеличение количества
жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов и тенденция к их дальнейшему
росту обусловлены не только и не столько ухудшением качества медицинской помощи,
но и внедрением рыночных отношений в медицинскую практику, осознанием пациентами
своих прав как субъекта правового государства, а также активизацией адвокатских
контор и юристов, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям.
В соответствии с Федеральным
законом «О защите прав потребителя» пациенты впервые получили право оценивать
качество оказываемой медицинской услуги и предъявлять претензии вплоть до
судебных исков, если они этим качеством не удовлетворены.
В 1999-2003г. только в
территориальные фонды ОМС поступило свыше 4,5 миллионов заявлений и жалоб на
некачественное предоставление медицинской помощи. Обоснованными признано лишь
58,7% жалоб, что свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько
о неспособности большинства населения правильно формулировать и обосновывать
свои требования.
Основными причинами конфликтных
ситуаций, претензий и исковых заявлений явились: ненадлежащее качество оказания
медицинской помощи (необоснованное, без достаточных показаний или при наличии
противопоказаний, проведение диагностических, лечебных, профилактических или
реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору
ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения
заболевания или удлинению сроков лечения; использование лечебных технологий, не
предусмотренных отраслевыми стандартами); несоблюдение деонтологических
принципов, отсутствие доверительных взаимоотношений с пациентом; недостатки в
ведении первичной документации.
При возбуждении уголовного или
гражданского процесса в качестве первичной выдвигается и подвергается
комплексной проверке версия о врачебной ошибке и халатности.
Термин «врачебная ошибка»
включает «действие или бездействие врача, которое способствовало или могло
способствовать увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у
пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса». Под
халатностью в медицинской деятельности понимается недостаточное обследование или
невыполнение специальных исследований; недостаточная организация лечебного
процесса; несоблюдение действующих медицинских инструкций и приказов. До трети
исковых заявлений и судебных решений в пользу пациента обусловлены недостатками
при информировании пациентов. В Основах законодательства РФ об охране здоровья
граждан от 22.07.1993 указано, что «пациенту гарантировано право на добровольное
и информированное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от
медицинского вмешательства».
В Письме Министерства здравоохранения РФ и
Федерального фонда ОМС РФ № 5460/30-3 от 29.10.1999 г. дается разъяснение, что
«информированное согласие (несогласие)» пациента подразумевает обязательность
письменного оформления решения пациента на медицинское вмешательство в
медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта), которое
заверяется подписью пациента (его законного представителя) и лечащим врачом.
Информированное добровольное согласие пациента должно содержать обоснование
лечения, т.е. прогноз течения болезни без этого вмешательства, предпосылки
(клинико-лабораторные показания) для использования рекомендованного лечебного
метода; основные ожидаемые результаты лечения и обсуждение тех моментов
(сопутствующие заболевания, соблюдение больным режимных и специальных правил и
т.д.), которые могут повлиять на результат; основные опасности лечения, включая
вероятность, тяжесть и время проявления возможных побочных эффектов; обсуждение
альтернативных лечебных методов.
При разбирательстве почти 70% исков очень остро
вставал вопрос ненадлежащего ведения врачом первичной документации. Для
российских судов пробелы в оформлении документации являются поводом для
вынесения решений в пользу пациентов. Правильно же составленные врачебные записи
могут служить доказательным подтверждением выполнения полного объема
необходимых манипуляций и информирования пациентов.
Примером таких записей могут служить приведенные
ниже Бланк 1 (заполняемый при назначении лечения) и Бланк 2 (заполняемый при
выписке пациента).
Таким образом, защите
прав пациентов в России уделяется большое внимание. Однако, к сожалению, до
настоящего времени нет действенной системы защиты прав медицинского работника.
Бланк 1
Бланк 2
Тезисы выступления на пресс-конференции "Правовые инструменты
защиты профессиональной деятельности врача".
|