Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук, заведующий отделом Владимирского областного фонда
обязательного медицинского страхования, профессор кафедры БМИ Владимирского
государственного университета
Адаптация традиционных систем здравоохранения к условиям рыночных отношений,
исследования врачебной медицинской деятельности с точки зрения производства и
продажи медицинских услуг, раскрытие действия экономических законов при
организации и осуществлении лечебно-диагностического процесса – объективные
реалии современного этапа медицины конца XX века.
Несмотря на современные технократические подходы к оценке медицинской
деятельности и рассматривание систем здравоохранения в качестве одного из
производственных секторов государственной экономики – в основе методов и приемов
врачевания, как и в прошлом, остаются проявления фундаментальных противоречий
взаимоотношения человеческого организма и среды.
Именно факторы внешней среды и внутреннее состояние человека порождают
определенный спектр нужд и приводят к формированию системы соответствующих
предложений по удовлетворению потребностей.
Как известно, социальное значение медицинских проблем личности может быть
рассмотрено с множества позиций, тремя основными из которых являются:
- смертность;
- утрата здоровья и потеря трудоспособности (болезни, временная и постоянная
нетрудоспособность);
- ограничение свободы жизнедеятельности индивидуума (утрата «качества
жизни»).
В соответствии с этими условными уровнями медико-социальных проблем у
индивидуума возникает ощущение нехватки чего-либо: способности жить, трудиться,
быть здоровым и пр. Такие чувства в маркетинговых системах характеризуются
термином «нужда» и, в соответствии с индивидуальностью и культурным уровнем
личности, порождают определенные индивидуальные либо коллективные потребности.
Специфические медицинские нужды приводят к потребности в медицинской помощи,
часть из этих потребностей, приобретая маркетинговую сущность спроса, порождает
рынок здоровья с его целевыми функциями и соответствующими медицинскими
предложениями и действиями.
Человеческие нужды, условно именуемые медицинскими, правомерно соотнести с
обозначенными выше тремя позициями.
При таком подходе выделяются три группы (комплексы) основных нужд и
потребностей, так или иначе связанных с необходимостью приобретения медицинских
услуг:
- нужда жить;
- потребность быть здоровым с сохранением трудоспособности:
а – желание возврата к норме при временной потере трудоспособности,
б – желание сохранения определенной «ниши» трудоспособности при наличии
инвалидности;
- потребность в наивысшей степени свободы жизнедеятельности
(физиологической, психосоматической, социальной), т.е. в этом случае состояние
нужды характеризуется желанием достижения наивысшей степени «качества жизни».
Приведенная логика позволяет очертить границы своеобразного
социально-экономического поля взаимоотношений пациента и врача, другими словами
– обозначить хотя и условные, но вполне определенные границы рынка медицинских
услуг и в пределах этих границ закономерно соотнести естественные человеческие
нужды и потребности с категориями маркетинговой системы здравоохранения.
То есть, рынок медицинских услуг может быть логически разбит на сегменты.
Таким образом, в системе медицинского маркетинга (предложений врачебной помощи)
на самом верхнем уровне сегментирования рынка медицинских услуг правомерно
выделить три основные направления со специфическими формами предложения
медицинских услуг и удовлетворения медицинских потребностей (вполне понятно, что
границы между этими сегментами рынка в определенной степени условны).
- Врачебные предложения медицинских услуг по сохранению жизни. Условно
назовем данный сегмент рынка здоровья – «маркетинговым сегментом жизни».
- Врачебные предложения медицинских услуг с целью возврата здоровья,
восстановления и сохранения определенного уровня трудоспособности при ее
временной потере. Детализация видов медицинских услуг в этом сегменте
осуществляется по направлениям: а) медицинские услуги, направленные на лечение
острых и недопущение обострений хронических заболеваний; б) медицинские
услуги, направленные на недопущение перевода временной потери трудоспособности
в стойкую (инвалидность); в) медицинские услуги по сохранению и поддержанию
определенной степени хронических состояний и инвалидности. Этот сегмент рынка
здоровья условно назовем «маркетинговым сегментом болезней»
- Медицинские услуги, сохраняющие и поддерживающие состояние относительно
здорового организма (иммунопрофилактика, диспансеризация и пр.). Этот сегмент
охарактеризуем как «маркетинговый сегмент здоровья».
Опираясь на подобный методологический подход, представляется рациональным
соотнести, с одной стороны, определенный сегмент рынка со специфическими
функциями врачебного (медицинского) труда, с другой – охарактеризовать эти
функции не только с точки зрения гуманитарной миссии здравоохранения
(врачевания), но и предать видам и определенному набору медицинских услуг
экономические характеристики, соответствующие конкретному сегменту рынка.
Подобное сегментирование рынка здоровья представляется обоснованным именно с
точки зрения экономической целесообразности, определенной унификации и, в
частности, перспективного расчета рентабельности врачебной медицинской
деятельности,
Так, при предоставлении медицинских услуг, направленных на сохранение жизни
пациента, гуманитарная миссия здравоохранения и этическая сторона врачебной
деятельности в современном обществе намного предпочтительнее экономической
целесообразности. Хотя любой вид деятельности должен быть выражен экономическими
характеристиками, если эта деятельность рассматривается в рамках маркетинговых
отношений. Именно в этом сегменте рынка заметно оголяются противоречия
сущностей, определенных категориями «медицинская помощь» и «медицинская услуга».
Поиск разрешения объективных внутренних противоречий между этими категориями
приводит отдельных авторов, казалось бы, к логическому заключению: оплате
подлежит медицинская услуга, а не медицинская помощь. А в рамках мероприятий по
оказанию медицинской помощи подлежат возмещению убытки, понесенные при
совокупности определенных врачебных (медицинских) действий. По нашему мнению
подобный методологический подход является в корне ошибочным. Во-первых, в этом
случае придется детально разграничить виды медицинской деятельности на
медицинскую помощь и медицинские услуги, что не всегда однозначно, и одним из
критериев различия определить экономическую составляющую, т.е., по всей
видимости, изначально не соотносить категорию «медицинская помощь» с
маркетинговыми характеристиками, что сразу же исключает рыночные противоречия
этих категорий. Во-вторых, при обязательном объективном решении экономической
стороны предоставления медицинской помощи в виде возмещения материальных и
ресурсных убытков, невозможно будет определить какими-либо квалиметрическими
критериями необходимость и достаточность именно данного объема медицинских
процедур. При таком подходе конкурентные преимущества видов и приемов
медицинской помощи в корне исключаются. Таким образом, категорию «медицинская
помощь» правомерно рассматривать только вне рамок маркетинговых отношений врача
и пациента, как только эти отношения переносятся в поле рынка – начинают
действовать другие законы, при которых такие элементы системы маркетинга, как
удовлетворение потребностей и спрос пациента (клиента), врачебные предложения
медицинских услуг и врачебные действия в виде медицинских процедур –
универсально и однозначно характеризуют целевые функции рынка здоровья.
Необходимо однозначно признать, что в маркетинговых системах здравоохранения нет
места такому понятию, как медицинская помощь, а существует элемент рынка –
медицинская услуга. Медицинская помощь – категория не рыночных отношений врача и
пациента. В лучшем случае, определенную совокупность медицинских услуг и
адекватных им прочих элементов системы маркетинга можно обобщенно
охарактеризовать как медицинскую помощь.
При предоставлении медицинских услуг в маркетинговом сегменте болезней, в
котором потребности и спрос на медицинские процедуры определяются временными
нуждами при отклонениях в психосоматическом состоянии клиента (заболевании) –
экономические факторы начинают играть свою определенную роль. Задача
исследователей охарактеризовать эту рыночную сущность медицинской помощи,
обосновать место, степень влияния и преобладания факторов маркетинговых
взаимоотношений в системе других элементов, характеризующих «нерыночные»
отношения врача и пациента.
Наконец, медицинские услуги, направленные на удовлетворение потребностей по
повышению «качества жизни» в современном цивилизованном обществе на рынке
здоровья могут характеризоваться высокой степенью рентабельности. В современных
условиях, в структуру тарифа таких медицинских услуг, по существу, должны быть
заложены экономические издержки производства медицинских услуг, возможные в двух
других сегментах рынка здоровья – «маркетингового сегмента жизни» и
«маркетингового сегмента болезней». Кроме того, полное удовлетворение нужд
потребителей в этом сегменте рынка здоровья, в большей степени связано не с
врачебной медицинской деятельностью, а определяется другими индивидуальными,
природными и социально-экономическими факторами.
Предложенный подход основ сегментации рынка здоровья позволяет в рамках
обозначенных направлений проводить дальнейшие исследования, изучать спрос на
определенные виды медицинских услуг в каждом из сегментов; определять размер,
рост и привлекательность сегмента на рынке здоровья по объективным критериям,
используя традиционные медико-статистические показатели, разумно соотнося их с
экономическими характеристиками маркетинговых отношений врача и пациента.
|