Мельников А.Ю.
Обозреватель газеты “Известия”, канд. мед. наук
“Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми
богами и богинями...” В июне эти слова можно услышать особенно часто —
“повзводно и поротно” присягают заветам Гиппократа выпускники медвузов. Кроме
того, в июне медики справляют свой профессиональный праздник. Думается, это
хороший повод поговорить о самой клятве, о ее духе и букве.
И неважно, что во многих странах эту клятву переименовали в
обещание врача, присягу врача и т.п. Главное, что в сердце все врачи клянутся
именем Гиппократа, считая, что дух этой клятвы лучше всего выражают слова “не
навреди”. Мне кажется, что так считают ошибочно. Не верите? Давайте вместе
почитаем клятву.
- Вот что будущий эскулап обещает сразу после обращения к богам:
- “считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями”
— раз;
- “делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его
нуждах” — два;
- “его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят
его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора” — три;
- “наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим
сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и
клятвой по закону медицинскому, но никому другому” — четыре.
И вот только после этого — главного в клятве — идет “пятый
пункт”: несколько слов о больном и о том, что мы выражаем словами “не навреди”:
“Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим
разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда (вот оно — “не навреди”. —
Прим. А.М.) и несправедливости”. И, по сути, это все, что касается обещаний
врача пациентам в отношении лечения. Далее идут слова о соблюдении врачебной
тайны и несколько запретов — не давать больным смертельного средства,
абортивного пессария, не делать сечения страдающим каменной болезнью. Сечениями
в то время занималась другая каста медиков, и, надо полагать, у нее была своя
корпоративная клятва, не дошедшая до нас. Вот мы и проговорились, сказав о
клятве Гиппократа главное слово — корпоративная. Это действительно была
корпоративная клятва врачей-асклепиадов, описывающая их отношения друг с другом.
Говоря современным языком, это клятва о том, что врачи “скованы одной цепью,
связаны одной целью”. А как же больной? Судя по тексту клятвы, его интересы —
дело если и не десятое, то пятое.
Мне могут возразить, начав цитировать клятву дальше: “В какой бы
дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего
намеренного, неправедного и пагубного...” Все это замечательные слова, но, как
это ни прискорбно, они опять не главные. Вот как “сексуально” заканчивается это
предложение: “...особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами (в то время
такие отношения считались более естественными, чем гетеросексуальные. — Прим.
А.М.), свободными и рабами”. И это главное, а не польза больного и не
воздержание от всего намеренного, неправедного и пагубного.
Удивительно, но сегодня такой корпоративный дух этой клятвы более
актуален и естественен (и, конечно, более честен), чем “не навреди” — сегодня,
когда среднестатистический врач вынужден не столько жить, сколько выживать, и не
столько лечить, сколько делать волшебные пассы, “выколачивая” средства из
пациента. И в такой ситуации без корпоративного прикрытия не обойтись. Поэтому
ныне актуально другое — не навреди... коллеге своему.
Статья опубликована в журнале
Фармацевтический вестник
|