Главная / Медицинские статьи / Кардиология /

Отдаленные результаты хирургического лечения септальных врожденных пороков сердца у детей


Чернова О.В.
К
линический интерн кафедры педиатрии ФПК и ППС Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск.

В Российской Федерации врожденные пороки сердца составляют не менее 30% всех врожденных пороков развития, и их удельный вес возрастает с течением времени. Увеличивается и абсолютное число детей с этой патологией. При этом врожденные пороки сердца становятся причиной примерно 11% младенческих смертей и до 50% всех смертей, связанных с пороками развития (А.С. Шарыкин, 2005).

Цель: проанализировать отдаленные результаты хирургической коррекции врожденных септальных пороков сердца.

Методы: произведен аналитический обзор медицинской документации (амбулаторные карты 30 детей, находившихся на динамическом наблюдении в консультативной поликлинике ОДКБ после хирургической коррекции врожденных септальных дефектов).

Результаты: оперированы 30 детей, из них с ДМЖП-6 (4 мальчика и 2 девочки), с ДМПП-24 (11 мальчиков и 13 девочек). Средний возраст диагностирования ДМЖП составил 3,5 месяца ( до 1 года – у 5 детей, старше 1 года – у 1), ДМПП диагностирован в среднем в возрасте 4 лет 3 месяцев (до 1 года - у 5, старше 1 года - у 19 ). Выявлены следующие клинические проявления порока в дооперационном периоде у детей с ДМЖП (n=6): отставание в физическом развитии - у 3, общая слабость- у 1, цианоз - у 2, одышка- у 2, тахикардия-2, систолический шум- у 6 детей. Первую степень недостаточности кровообращения имели 4 детей, IIA выявлена у 2. Клинические проявления ДМПП (n=24) были следующими: отставание в физическом развитии - у 7, общая слабость - у 2, цианоз - у 3, одышка- у 5, тахикардия- у 1, систолический шум- у 24

Недостаточности кровообращения не было у 2 детей, I степень НК была у 12, IIA- у 10 детей с ДМПП.
Базисную терапию (сердечные гликозиды, диуретики) получали 5 детей с ДМЖП и 12 - с ДМПП. Виды хирургической коррекции ДМЖП: пластика дефекта - у 4, ушивание дефекта - у 2. При ДМПП пластика дефекта произведена у 16 пациентов, ушивание – у 8. Средний возраст детей на момент оперативного вмешательства по поводу закрытия ДМЖП составил 3 года 2 месяца, ДМПП- 5 лет 9 месяцев.

Из 6 детей, оперированных с ДМЖ, в последующие 2 года наблюдалось 6 детей: от 2 до 4 лет после операции - 3, от 4 до 7 лет - 2, от 7 до 10 лет - 1 ребенок. Резидуальный дефект отмечен у 2 детей в первые 2 года наблюдения, у 1 из них – закрылся спонтанно спустя два года после операции. Из 24 детей, оперированных по поводу ДМПП в последующие 2 года наблюдалось 23 ребенка: от 2 до 4 лет после операции -11, от 4 до 7 лет- 8, от 7 до 10 лет-5, от 10 до 11 лет-1 ребенок. Резидуальный дефект МПП был выявлен также у 2 больных в первые 2 года наблюдения, у 1 из них дефект закрылся спонтанно.

Выводы: диагноз дефекта межжелудочковой перегородки на первом году жизни был установлен у 5 детей из 6, что позволяет говорить о своевременной диагностике данного порока. В то же время при дефекте межпредсердной перегородки диагноз в первый год после рождения был установлен только у 5 детей из 24, что может быть обусловлено определенными трудностями в диагностике и ее несвоевременности. Результаты хирургической коррекции этой группы пороков удовлетворительные: через два года после операции только у двух детей отмечены резидуальные дефекты. Ранняя и точная диагностика врожденных септальных дефектов сердца, а также своевременное хирургическое лечение их позволяет достичь хороших результатов.

Статья опубликована на сайте http://www.medafarm.ru