Главная / Медицинские статьи / Наркология /

Что привезла лошадка? (профилактика наркомании в школах)


Владимир Кукк
Врач-психиатр, психолог, общественный деятель
http://www.dr.kukk.wrk.ru/ 
[email protected]
[email protected] 

Сегодняшнее время требует нового понимания опасности наркомании.

Специалистам предупредительных программ, направленных против распространения наркомании в школах и других образовательных учреждениях, давно понятно, что разовые, устрашающие акции пользы не приносят. Профилактика нужна там, где детские души чисты и невинны, то есть ее нужно начинать с первого класса, а когда приходят с такой акцией в первый раз в 6-й или 7-й класс, то приходят фактически в группы риска, к этому времени сознание учеников бывает искажено ложными сведениями о наркотиках настолько, что впору начинать экстренную психологическую помощь, а пяти-шести ученикам нужна уже и наркологическая. ("Радуга", 4-2002, Таллин)

О ДУШЕ

Что отличает дерево от бревна? Дерево живое, бревно - нет. Тело - дом, в котором живет душа. Тело превращается в нечто иное, когда его покидает душа. А что такое душа? Душа, дух и наше тело-это дом нашего “Я”, наше “Я” – это эмоции, чувства, желания, интеллект, мысли, принципы, характер. Душа - это не метафизическое понятие, а многомерное, многообразное и непостижимое нечто, великое и бесконечное, это космос внутри нас.

В эпоху освоения космоса ученые серьезно обсуждают проекты очистки околоземного космического пространства. Уже есть проблема- космический мусор. А как на счет экологии души? А загрязнения человеческих душ злобой, ложью, глупыми и невежественными мыслями, человеконенавистничеством ?

Вот уже более 27 лет я работаю врачом - психиатром и практикующим психологом и тысячу раз соглашаюсь с Ж. Ламметри, высказавшим в "Трактате о душе"такую мысль:"Вся цель и вся тайна врачебного искусства сводится к тому, чтобы возбудить в мозгу более сильное представление, которое уничтожило бы нелепую идею".

Сегоднешнее время требует нового понимания опасности наркомании.

Специалистам предупредительных программ, направленных против распространения наркомании в школах и других образовательных учреждениях, давно понятно, что разовые, устрашающие акции пользы не приносят. Профилактика нужна там, где детские души чисты и невинны, то есть ее нужно начинать с первого класса, а когда приходят с такой акцией в первый раз в 6-й или 7-й класс, то приходят фактически в группы риска, к этому времени сознание учеников бывает искажено ложными сведениями о наркотиках настолько, что впору начинать экстренную психологическую помощь, а пяти-шести ученикам нужна уже и наркологическая.

Приведу такой пример: в течение 2001-2002 годов в школах Нарвы, Кохтла-Ярве, Таллина для 7-9 классов проводилась психологическая игра "Кораблекрушение".Каждой команде, состоящей из 5-6 человек, было предложено выбрать название. Всего в игре участвовало 132 команды, и характерно, что "наркоориентированные" названия выбрали 17,43% от всех участвовавших: а именно-"Анашисты"-4,"Каннабис"-10,"Канапи"-3,"Травка"-2, "Шприц"-1, "Бурики"-1, "Шишки"-1.

Это косвенно говорит о том, что в сознании подростков преобладает интерес к психоактивным веществам одурманивающего действия, много ложной информации о "романтизме" употребления наркотиков.

А КАК В ЕВРОПЕ ?

В странах Европейского Союза давно накоплен огромный опыт профилактической работы против распространения наркотиков в школьной среде. Вместо нудных и неинтересных дидактических уроков проводятся интересные игровые занятия в рамках государственной программы "Формирование жизненных навыков". Для этого подготовлены школьные специалисты, изданы прекрасные современные учебники по превенции.

В 2001-2002 годах я побывал в Польше, Германии, Люксембурге, Франции, Бельгии, Нидерландах, Австрии, Италии, где изучал богатый европейский опыт по данной теме. У нас в Эстонии в этом отношении - целина непаханная. Действительно, задолго до того,как перед юным человеком впервые встанет выбор - попробовать наркотик или отказаться, у подростка уже сформировано либо благожелательное отношение - "а почему бы и не попробовать ?". На этой чаще весов чуть-чуть будут перевешивать - любопытство, интерес, молодежная мода, способ самоутверждения, способ принятия, признания компанией сверстников. А на другой чаше -либо размытое - аморфное отношение. Но надо бить как все. И тогда скорей всего чаша перевесит, скорей всего проба состоится. Первая доза принята, будет и вторая и третья. Наркоощущения захватывают, "кайф" по своей интенсивности превышает обычные тысячекратно. У какой-то части подростков

отношение к наркотикам будет негативным(отрицательные примеры из жизни, трагические случаи с кем-то из друзей и другое).

ПРОНАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ

Формирование определенного отношения к наркотикам начинается с самого раннего детства и состоит из тысячи эпизодов, смысловых единиц либо со знаком плюс (доброжелательное отношение), либо со знаком минус (негативное отношение), либо нейтральных(неопределенное отношение). Смысловые единицы суммируются и способны образовать пронаркотическую запрограммированность сознания уже к 10-11 годам, такой подросток рано или поздно будет пробовать наркотики, подчиняясь своей программе. Все зависит от близкого окружения и психотравмирующих ситуаций.

Как формируется пронаркотическая запрограммированность? Под влиянием внешних воздействий: слова и дела сверстников и старших ребят, друзей, знакомых, подражание своим кумирам от рок-поп-рэп-культуры, фильмы, песни с текстами явно рекламирующего содержания (песня Кинчева "В городе праздник, привезла лошадка детям кокаина") или двусмысленнастями (песня группы "Сплин""Феллини-герой

на героине"), психоделическая музыка, активное завлечение ребят наркодиллерами в школах и на дискотеках. В мозгу у подростков формируются пронаркотические программы поведения, допускающие возможность попробовать тот или иной наркотик.

А кроме того, внешние воздействия формируют у подростка и настроенность к наркотику, и решение его попробовать, и убеждение, что это не опасно и что он-то в зависимость не попадет, что он теперь будет "крутым", уверенность, что он сможет легко отказаться от травки, когда захочет, это другие-слабаки. Все это исключает сомнения в своем выборе, порождает оправданность оправданность этого выбора и даже необходимость в такой форме самоутверждения.

К тому же у подростков остро стоят проблемы признания своим, принятия в свой круг. Проба наркотика становится своеобразным пропуском в компанию - если ты пробовал наркотики, мы тебя принимаем и признаем своим, если нет - ты будешь изгоем.

Исходя из этого, мы можем строить свои профилактические программы. С помощью открытых дискуссий, диспутов, психологических игр, творчества – театр, кино, искусство, конкурсов, акций, выпуска школьных газет, выступления школьных агит-театров, кружков по интересам можно планомерно воспитывать другие формы

самоутверждения, необходимость жить без наркотиков, уверенность жить свободной, интересной, творческой жизнью. Воспитание активного неприятия наркотической формы существования и наркотических ценностей, исключающей возможность допущения каких-либо проб или экспериментов с наркотиками. Важно, когда сами подростки активно участвуют в формировании здоровой среды и здоровых интересов среди сверстников. Но к такой работе, к сожалению, не готовы ни учителя ни школьная администрация.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЭННА ПАРВЕ

Я участвовал в эксперименте Энна Парве с информационно – энергетическим фантомом "Стена" (1989). Эксперимент проходил в одной и той же комнате и фиксировался на видео. Никто не знал заранее, какое задание будет выполнять, а также никто не знал, что будет происходить в первой части эксперимента и что во второй. Это все равно, как задание "в слепую": "Ребята, взлетаем на самолете в неизвестном направлении, а задание получите во время полета". Так получилось и в этом эксперименте.

В первой части эксперимента доброволец в состоянии гипноза строил стенку из воображаемых кирпичей с помощью воображаемого цементного раствора (испытуемому внушалось с помощью гипноза, что он строит стенку). Испытуемый действительно строил стенку, выкладывал кирпичи, скреплял их раствором. Разумеется, реально ни

раствора, ни кирпичей не было. Когда "работа" была завершена, доброволец получил задание ощупать "стенку" и это было выполнено. Затем доброволец был выведен из состояния гипноза. Какую работу он выполнял, и какие задания ему пришлось выполнять, доброволец не помнил, поскольку состояние гипноза было глубоким. Эта часть эксперимента была зафиксирована на видео. После этого испытуемый и человек, проводивший гипноз покинули комнату через запасной вход с той целью, чтобы участники второй части эксперимента их не видели.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА ЕННА ПАРВЕ

Во второй части эксперимента другой доброволец в той же комнате в состоянии гипноза (меня пригласили участвовать в эксперименте, чтобы я погрузил добровольца в состояние гипноза, что я и сделал) получил задание пройти через всю комнату и доброволец успешно это проделал. Испытуемый получил слудующее задание: "найти непреодолимое препятствие и нащупать его руками".

Мало того, что доброволец нашел препятствие в том самом месте, но он и нащупал именно стену (по движениям рук было видно, что испытуемый ощупывает не арматуру, не колючую проволоку и не мешки с песком, а стену). Испытуемому в состоянии гипноза внушались определенные действия: "впереди невидимое препятствие, найти его и нащупать руками, впереди невидимое и непреодолимое препятствие, нащупать руками, попытаться преодолеть его". Сколько доброволец ни пытался преодолеть "стену", он так и не смог это сделать. Так же, как и первый доброволец, второй после выхода из гипноза ничего не помнил. Его гипнотическое состояние соответствовало третьей степени погружения.

Интересно, что эстонский ученый еще при жизни предполагал, как это потом выяснилось, что именно так все и произойдет: один доброволец в состоянии гипноза построит стенку, другой, также в гипнотическом сне обнаружит эту стенку в том самом месте. По этой причине ставилось условие: никто не должен заранее знать, какие задания будет выполнять.

Случайная, отрывочная информация о наркотиках, часто с псевдоромантическим налетом, повторенная косвенно во множестве эпизодов киногероев триллеров, боевиков, растиражированная во множестве музыкальных клипов молодежной масс-культуры, из этого и складывается пронаркотическая запрограммированность, она и формирует сознание и ориентацию подростков в группе риска. Теперь понятен феномен парадоксаоьной реакции-проявления искаженности сознания подростков. В таких группах профилактические беседы закономерно будут вызывать болезненный ажиотаж, профилактика нужна с 1-2-го класса, а в 5-6 классах уже нужны меры освобождения сознания от пронаркотической запрограммированности - другими словами нужны уже реабилитационные программы для групп риска.

Если говорить о профилактике в школах, ребятам нужна правда о страшных последствиях употребления наркотиков, об их коварстве, о том, как тяжело потом избавляться от наркозависимости. Ребятам необходимо помогать сформировать настроенность жить без наркотиков, настроенность на моральные и культурные ценности, творчество, спорт, желание всего добиваться своей головой и своими

руками, настроенность на доброту, справедливость, ответственность.

Ребятам нужны навыки общения, навыки выхода из трудных жизненных ситуаций, выхода из конфликтов. Необходимо научить правильному выбору способов самоутверждения и правильному принятию решений. А в трудных ситуациях школьникам нужна информация где искать помощь, к кому обратиться. Наша школьная превенция похожа на

целину, заросшую бурьяном невежества, чертополохом ложных суждений.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...

В 1989 году в полемике о нашумевшем фильме "Легко ли быть молодым"

Валентин Распутин высказался по поводу молодежных проблем-"... от того, как мы станем к ним относится, зависит слишком многое в нашем будущем. "Как относились тогда, выходит плохо. Как относимся сейчас - в десять раз хуже. Когда Валентин Распутин приезжал в конце октября 2001 года в Таллин на Дни Достоевского за круглым столом, в кулуарах и в частных беседах писатели, критики, журналисты говорили не только о кризисе в литературе ,но и о бездуховности, социальных язвах - молодежной преступности, проституции, наркомании.

"В начале было слово..."Какое оно сейчас, ведь слово отражает экологию души. Какая экология души наркозависимых. Словарь жаргона

наркоманов: торчать, кумарить, обдолбаться, ширнуться, разбодяжить, тряхалово, дурь, шала, шмаль... и тому подобное. Душа отравлена, там хозяйничает наркотик - квинтэссенция зла. Даже подросток, ни разу не пробовавший наркотиков ,а только начинающий общаться с наркозависимыми, очень быстро начинает использовать словарь

наркожаргона. Внешнее влияние наркосреды на мировозрение молодых подобно ядовитым парам. Одна душа попадает в рабство, следом вторая, третья, из многих других "искалеченных душ" образуется - монстр-"коллективное наркотическое бессознательное"с множеством мерзких щупалец гигантского спрута. Все начиналось с захвата наркотиком первой нервной клетки, десятой, сотой, тысячной, а далее как в цепной реакции.

"ОБИТЕЛЬ ДУШИ"

Участки мозга управляющие речью называют- "Центры Речи". Мало кому известный французский врач Марк Дакс в 1836 году описал клинику поражения "Центров Речи". В 1866 году Поль Брока представил Анатомическому обществу в Париже историю болезни пациента с нарушением двигательных актов произнесения слов, с нарушением управления мышцами лица, языка, челюсти, глотки, мышцы губ, но при этом человек понимал смысл и суть речи.

После смерти пациента, во время патологоанатомического вскрытия был обнаружен поврежденный участок мозга - двигательный "Речевой Центр". Этот "Речевой Центр" в честь признания заслуг врача назвали- Зона Брока. Зона Брока выполняет двигательное, моторное

обеспечение речи, программу координации речевого аппарата. Это особый участок в лобной доле левого полушария прилегающий к двигательной зоне коры головного мозга, от которого нервные волокна, образующие дугообразный пучек, идут к другому верхне- заднему участку левой височной доли мозга.

Это другой "Центр Речи", который обеспечивает понимание речи, чтение, письмо, артикуляцию речевых звуков, построение

осмысленности речи, ее форму и содержание. Клинику поражения этого участка мозга в 1874 году описал Карл Вернике. Этот Речевой Центр назвали Зоной Вернике. Когда поражается Зона Вернике у человека не только выпадают эти функуции, но еще и не осознаются, грамматика построение фраз сохраняется, но они лишаются всякого смысла. При этом человек превращается в "овощь" и не понимает что произошло и кем он стал. Можно предположить, что зона Вернике - "Обитель Души".

НАРКОТИЗАЦИЯ, КАК САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Доктор Вада с целью установления локализации "Речевых Центров" просил пациентов поднимать руки вертикально, когда они лежали на спине и просил вслух вести счет, при этом в правую сонную артерию вводился амитал натрия (наркотизирующее вещество), через несколько секунд после введения препарата левая рука падала без движения и сразу же прекращалась речь. В этих случаях можно было утверждать, что "Речевые Центры" контролировались левым полушарием. Тест доктора

Вада решает проблемы диагностики, а если обратить внимание на воздействие наркотика- парализует руку, речь.(у доктора Вада в тесте через некоторое время у его пациентов речь и движения в руке восстанавливались).

Наркотизацию в среде подростков следует понимать как саморазрушительное поведение, как медленное самоубийство. И это самоубийство начинается с зоны Вернике, поэтому с первых же наркодоз так быстро видоизменяется речь по содержанию и по форме. Душа-это "искра божья". Когда наркотическое зло захватывает душу, стремительно раскручиваются пружины зла, которые включают программы самоуничтожения, наркозависимый подросток, сам того до конца не

осознавая, всеми доступными средствами медленно или быстро убивает себя.

ЛЕКСИКА ЯЗЫКА И НАРКОТИКИ

Кокаин, героин, ЛСД, и другие наркотики действуя непосредственно на органеллы расположенные в Зонах Брока и Вернике, где генерируются нервные импульсы речи, символы речи, образы, коренным образом видоизменяют язык. В сельве Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Перу, Боливии и Северо-Запада Бразилии, где с давних времен племена индейцев используют листья коки, как пищевую добавку. В этих популяциях жителей сельвы очень распространен особый вид слабоумия с нарушениями речи.

Другой наркотик- гашиш, добываемый из конопли. Двойственное применение этого растения-с одной стороны зелье, а с другой стороны- сырье для ткачества и веревок имеет тридцатитысячную историю и взаимное влияние вросло и в лексику языка (первое упоминание культивирования конопли датируется 28-м веком до новой эры в летописях китайского императора Шень Нуня).

"Словарная общность отражает древнюю связь между

растительным опьяняющим средством-коноплей ,технологией ткачества и теми интеллектуальными процессами, связанными с лексикой языка - историю сплетают, инцидент разбирают, в рассказе улавливают нить и следуют за ней. Ложь скроена из чего-то... Параллель между искусством ткачества и рассказыванием сказок, а с другой стороны использование конопли как растения наркотическим образом растворяющее реальность говорит о том, как сильно наркотики влияют на язык, на души (Т. Маккенна "Пища Богов").

Разрушительное воздействие на сознание, как следствие – безвозвратные потери душевных ресурсов подростка, духовные ценности отодвигаются, остается грязь цинизма, яд зла. Очень трудно бывает вернуть искру божью, а через нее и чистоту и свет добра.("Радуга", 4-2002, Таллин)