Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Социальное развитие подростка


Подростковый период - это время, выделенное в нашей культуре для наших детей для того, чтобы дать им возможность научиться стать взрослыми. В течение всей человеческой истории эта социальная ответственность выполнялась разными путями в различных культурах. Alex Hailey в своей книге Roots описывает старинный африканский обряд подросткового периода от лица мальчика Кунта Кинте:

В 12 лет все мальчики деревни были взяты из своих семей и переведены в лагерь в джунглях. В течение более 6 недель мужчины сообщества давали мальчикам всевозможные уроки, как быть взрослым. В конце пребывания в лагере проводился экзамен на усвоение ими этих уроков о жизни взрослых. Мальчики, которые успешно выдержали этот экзамен, получали статус взрослого и подвергались обрезанию, получая таким образом знак своей мужественности. Эти молодые люди, покинувшие свою деревню мальчиками, возвращались туда мужчинами.

Подростки нашей культуры должны пройти такой же путь, как и юноша Кунту Кинте. Они должны:

  1. Эмансипироваться в структуре которая обеспечивала их пищей и поддержкой во время их детства (обычно семья или иные структуры)
  2. Идентифицироваться в сексуальном плане - принять решение о своей принадлежности мужскому или женскому полу и объекте своей любви.
  3. Определиться в интеллектуальном плане и занять свое место в религиозной, культурной, этической, моральной и политической конструкциях нашего общества .
  4. Идентифицироваться функционально и решить вопрос: “чем заниматься остаток своей жизни” - как содержать самих себя, свои семьи и приносить пользу обществу.
  5. Закончить свое познавательное развитие.

В нашей современной культуре нет коротких концентрированных периодов инструкции по мужественности или женственности. Нет тестов, определяющих стали ли мальчики или девочки мужчинами или женщинами. Нет общественных церемоний, отмечающих их переход из детства во взрослость, и нет видимых признаков этого нового статуса. Сегодня подростковость определяется несколько растянутым периодом от 10 до 15 лет. Наши дети учатся как быть мужчинами и женщинами не из лекций осторожно читаемыми им взрослыми нашего общества, но из наблюдений за взрослыми представляющими для них значимость и за их жизнью. Часто эти модели важных люди находятся в семье.
Если количество и качество этого контакта наблюдения нарушены, лимитированы или отсутствуют, этот компонент уроков по мужественности или женственности может быть извлечен с улицы или средств массовой информации.

Школа является другим важным источником знания о взрослости в нашей культуре. Это первая среда вне семьи, где уроки, полученные дома, могут быть проверены. Более того, качество подверженности образованию является основной детерминантой в спектре возможных функциональных идентификаций. Наконец, наши дети получают значительную часть своих познаний о взрослости из средств массовой информации. Средства массовой информации эффективно определяют стандарты и нормы поведения, пересекающие расовые, экономические и образовательные границы.

Стадии подросткового периода

Подростковость делится на три стадии - ранняя, средняя и поздняя.

Ранняя стадия

Ранний подростковый период (типичный возраст от 12 до 14 лет) находится в средине этапа быстрых изменений организма - начало появления вторичных половых признаков, ускорения роста и когда биология становится основным фокусом проблем. В познавательном смысле у этих молодых людей имеются воображаемые примеры; они испытывают трудности в проецировании себя в будущем. Это становится значительной проблемой, когда их просят изменить свое поведение и отложить получение наслаждений ради какой-то отдаленной будущей цели.

Хотя подросток в раннем периоде может проверить авторитет взрослого внутри семьи “посмотреть что они могут выиграть” они как правило уступают родителям. В этом возрасте они также начинают изучать свою группу сверстников, чтобы найти других молодых людей, чувства которых соответствовали бы их.

Обычно в раннем подростковом периоде проверяется сексуальное поведение, но интимная сексуальная активность обычно ограничена. Сексуальность на этом периоде и в среднем подростковом возрасте часто выражается в интенсивном чувстве любви к идеализированному взрослому. Подросток может относиться к этим кратковременным событиям как к “пылкой любви”. Также подростки могут экспериментировать в свойственном им половом поведении. Это эксперименты не является выражением выбора объекта любви и не обязательно определяет сексуальные предпочтения во взрослом возрасте.

Подростки мужского пола, которые будут сексуально активными в пе-риод подросткового периода, обычно начинают интимное сексуальное поведение в этом возрасте (13-14 лет). Тем не менее, они обычно не становятся “регулярно” сексуально ак-тивными, пока не достигнут биологической зрелости (16-17 лет).

Средний подростковый период

Средний подростковый период (возраст от 15 до 17 лет) период развития большинства проблем поведения, определяемый во всех подростковых популяциях. Переход в эту стадию так драматичен, что кажется, что он происходят за одну ночь. Вторичные половые характеристики полностью развиваются и величина роста замедляется. Физически они более похожи на взрослых, которыми они хотят быть, и меньше на детей, которыми они были. Психологическими признаками этой стадии является развитие абстрактного мышления и развитие психологической поддержки, которая расценивается как оружие среднего этапа подросткового периода: шлем всеведения, который делает их всезнающими; жилет омнипотенции, делающий их всемогущими и щит непобедимости, позволяющий им бороться и побеждать любого.

Оружие среднего подросткового периода обладает двойственной функцией, обоюдоострого меча. Оно обеспечивает поддерживающую структуру позволяющую им эмансипироваться и жить вне структуры, которая кормила и поддерживала их на протяжении большей части их жизни. К сожалению, это также способствует развитию ощущения бессмертия, что определяет их опасное и деструктивное поведение.

Они абсолютно уверены в том, что они неуязвимы: “я могу сдать экзамен без подготовки ...”, “ могу вести автомобиль даже если и никогда не учился этому ...”, “могу украсть машину и меня никогда не застукают.. “, я могу остановить пулю и она меня не убъет”, “могу не предохраняться и не забеременею”.

В эту стадию большинство подростков начинает процесс освобождения от ограничений структур обеспечивающих их детство. Во многих семьях борьба за свободу проходит в конфликтах, связанных с родительским контролем и авторитетом. Часто борьба происходит вне стен дома с участием авторитетов другого уровня ( например, школы, полиции). Эти процессы эмансипации, связанные с риском и определением лимитов, благоприятствуют развитию ее или его чувства независимости и самоидентификации.

С участием подростков в этом процессе отделения от семьи они все более переходят под воздействие группы сверстников, которую они определили во время раннего подросткового этапа. В этом контексте, группа сверстников определяет правила поведения. Кроме того, эта группа подтверждает или изменяет представление подростка о самом себе (self-image). Группа сверстников часто определяется как источник многих проблем поведения из-за давления, оказываемого ею на подростка, заставляя его соответствовать ее нормам и кодексам поведения. Однако, так как эти молодые люди определяют свою группу в соответствии с их самоидентификацией и так как они участвуют в определении норм группы и ее кодах поведения, они разделяют ответственность за свои действия как внутри, так и вне группы.

Секс и сексуальное выражение являются основными сторонами жизни во время среднего подросткового периода. Подростки девушки желающие стать сексуально активными во время своего периода подростковости обычно уже получают свой первый опыт полового общения. Как молодые люди, так и молодые женщины внезапно чувствуют сексуальность во всех аспектах своего бытия. Социальный и риск утраты здоровья связанные и с незащи-щенной половой активностью приобретают значение первостепенной важности. Эти дест-руктивные эффекты иногда уменьшаются если подросток был ознакомлен с практикой защиты до этапа среднего подросткового периода.

Поздний подростковый период

В позднем подростковом периоде (типичный возраст 18 + n лет) человек достигает полной физической зрелости. В познавательном плане они овладевают формальными операциями и они вполне осознают свои границы и то как их прошлое может повлиять на их будущее. В отдаленном становлении его или ее идентичности и независимости, подросток позднего периода стремиться достичь своей экономической самодостаточности и территориальной независимости.

Сегодня эти цели часто откладываются из-за получения образования и экономических условий, что заставляет подростка оставаться зависимым финансово от его семьи. Внутри семьи они переходят все более к отношениям взрослый-взрослый со своими родителями. Группа сверстников сохраняет значение как детерминанта поведения. В сексуальном плане у подростка развивается способность к зрелому типу интимных отношений, что способствует развитию фиксированных отношений.

Заключение

Назначением подросткового периода для наших детей является завершение психологической и физической трансформации, подготавливающей их к переходу во взрослую жизнь как индивидуумов, обладающих всеми возможностями продуктивной деятельности в нашем обществе. В нашей культуре эти процессы вылились в комплексное взаимодействие бесчисленных экспериментов и наблюдений.

Конечная цель, однако, осталась неизменной.

Источник: Robert L. Johnson / Pediatrics in Review, Vol. 16, No.4.

Перевод с английского – Ю.М.Богданов

Статья опубликована на сайте http://www.medolina.ru