Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

Частота нарушений температурного гомеостаза у детей с сепсисом и пневмонией в динамике патологического процесса


Иванов Д.О., Шабалов Н.П.
Санкт-Петербургская Педиатрическая Медицинская Академия, Санкт-Петербург, Россия

Целью данного фрагмента работы являлась оценка частоты и тяжести нарушений температурного гомеостаза у новорожденных детей при двух вариантах неонатального сепсиса и пневмонии.

Материалы и методы: обследовано 199 детей, из них 137 человек, заболевших неонатальным сепсисом, а 62 ребенка - пневмонией. Все дети, заболевшие пневмонией - доношенные, а дети с сепсисом по сроку гестации представляли гетерогенную группу. При этом 53 ребенка были с гипоэргическим вариантом сепсиса (вариант А) (31 – доношенный, а 22 – со сроком гестации 32-36 недель), а 84 – с гиперэргическим вариантом (вариант Б) (55 – родившихся в срок, а 29 – на сроке гестации 32-36 недель). Все дети обследованы в динамике патологического процесса.

Как известно, нарушения температурного гомеостаза являются обязательным компонентом системной воспалительной реакции, независимо от ее этиологии. Достаточно часто по нашим данным, примерно у половины больных (см. таблицу 1), они встречаются при начале инфекционного процесса, при этом гипертермия чаще встречается при гиперэргическом варианте сепсиса, а гипотермия - при гипоэргическом варианте.

Таблица 1. Частота клинико-лабораторных признаков в первые 72-96 часов жизни

Необходимо отметить, что такие же закономерности отмечены и в разгар процесса, но различия между вариантами сепсиса более выражены, особенно это касается частоты гипотермии (см. табл. 2). Так, если при варианте сепсиса А гипотермия отмечена у четверти доношенных детей, то при варианте Б она встречается в 3 раза реже. Возможно, эти различия обусловлены отличием в спектре цитокинов, касающихся не только различий между вариантами, но и того, что на разных этапах сепсиса изменения терморегуляции обеспечивается различными медиаторами.

Таблица 2. Частота клинико-лабораторных признаков в разгар процесса.

Подтверждением этого предположения могут служить данные экспериментальных исследований (L.R.Leon, M.J.Kluger, 1998), показавших, что в начале сепсиса всегда отмечена гипотермия, обусловленная высоким уровнем ФНО, сменяющаяся лихорадкой, обусловленной высоким уровнем ИЛ-6. При недостатке ИЛ-6, лихорадки не отмечается ни в начале, ни в разгар сепсиса, что является крайне неблагоприятным прогностическим признаком. Последний факт совпадает с нашими данными. Например, гипотермия, наблюдающаяся у больных сепсисом в разгар заболевания, по нашим наблюдениям, - неблагоприятный признак, свидетельствующий о грубых микроциркуляторных нарушениях или нарушении терморегуляции у новорожденных детей.

Гипертермия приводит к некоторым последствиям, иногда не учитывающимися при трактовке и лечении, и резко ухудшающим состояние больных, особенно новорожденных, имеющих многочисленные возрастные особенности:

Увеличивается сердечный выброс за счет тахикардии, но артериальное давление снижается в связи с уменьшением периферического сопротивления сосудов;

Возрастает метаболизм тканей ЦНС, но кровоснабжение их не соответствует повышению «запросов» мозга, что приводит к ишемии и появлению неврологической симптоматики (синдрому гипервозбудимости или судорогам);

В печени усиливается гликогенолиз и образование лактата, что приводит к нарастанию метаболического ацидоз.

Снижается почечное сосудистое сопротивление, иногда развивается ОПН.

Нарушается тканевой метаболизм, о чем свидетельствует снижение артериовенозного разницы по рО2.