О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина
РГМУ, кафедра детских болезней педиатрического факультета №1, Москва
Медицинское наблюдение за детьми из социально неблагополучных семей требует
оценки характера хронической патологии и степени так называемой “социальной
недостаточности” [23, 7, 2].
Вопрос о состоянии здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, до
настоящего времени мало изучен. Эта проблема очень актуальна, поскольку число
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти [35,
9, 5]. Кроме того, резко повышается актуальность социальной защиты и охраны
здоровья детей из социопатических семей [4, 41]. Термином “социопатическая
семья” обозначают семью, в которой один или оба родителя страдают алкоголизмом,
находятся в заключении либо им присущи иные черты антисоциального образа жизни
[3].
От органов и учреждений здравоохранения требуется большое внимание к вопросам
правильной организации работы в домах ребенка [15, 16]. В стране сложилась
определенная система, обеспечивающая целенаправленное развитие и воспитание
детей в домах ребенка. Большой вклад в это дело внесли многие крупные
организаторы здравоохранения, ученые-педиатры, специалисты по преддошкольной
педагогике, работники домов ребенка [1, 9, 31, 35].
В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями
умственного и физического развития. Многие дома ребенка полностью
перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной
нервной системы. Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во
многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями,
имеющих минимальную задержку психического развития, которые особенно нуждаются в
индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции. Результаты деятельности
таких групп самые благоприятные — многие дети после соответствующего лечения
переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в
общеобразовательных школах [10].
По данным Государственного доклада “О положении детей в РФ”, в 1996 году
впервые с 1992 года не увеличивалось число выявленных детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, — 113243 (по сравнению с 113296 в 1995
году).
Наилучший выход — устраивать относящихся к этой категории детей в новые семьи
[11, 44]. Распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека
(попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без
попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт
устройства детей на воспитание в семью широко не распространен. Утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации “Положение о приемной семье”
во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка
после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных
родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 1996
году в 333 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей).
По данным комиссий по делам несовершеннолетних при органах исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, в 1996 году на учете состояло 184 тыс.
неблагополучных семей, в которых проживало 348 тыс. детей. Безнадзорность детей
является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению
нормального процесса физического развития и социализации ребенка.
В 1996 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних
социальную, юридическую, медицинскую помощь и реабилитацию получили более 100
тыс. детей (табл. 1).
Таблица 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, в Российской Федерации* (на начало 1997 года)
Число детей,
тыс.
|
|
|
|
|
© 2004 — 2019 medgate.ru, написать письмо
“Неблагополучные” дети: медицинские и социальные проблемы / Педиатрия / Медицинские статьи
|
|
|
|