Главная / Медицинские статьи / Педиатрия /

“Неблагополучные” дети: медицинские и социальные проблемы


О. Ф. Выхристюк, Г. А. Самсыгина
РГМУ, кафедра детских болезней педиатрического факультета №1, Москва

Медицинское наблюдение за детьми из социально неблагополучных семей требует оценки характера хронической патологии и степени так называемой “социальной недостаточности” [23, 7, 2].

Вопрос о состоянии здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, до настоящего времени мало изучен. Эта проблема очень актуальна, поскольку число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти [35, 9, 5]. Кроме того, резко повышается актуальность социальной защиты и охраны здоровья детей из социопатических семей [4, 41]. Термином “социопатическая семья” обозначают семью, в которой один или оба родителя страдают алкоголизмом, находятся в заключении либо им присущи иные черты антисоциального образа жизни [3].

От органов и учреждений здравоохранения требуется большое внимание к вопросам правильной организации работы в домах ребенка [15, 16]. В стране сложилась определенная система, обеспечивающая целенаправленное развитие и воспитание детей в домах ребенка. Большой вклад в это дело внесли многие крупные организаторы здравоохранения, ученые-педиатры, специалисты по преддошкольной педагогике, работники домов ребенка [1, 9, 31, 35].

В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями умственного и физического развития. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями, имеющих минимальную задержку психического развития, которые особенно нуждаются в индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции. Результаты деятельности таких групп самые благоприятные — многие дети после соответствующего лечения переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в общеобразовательных школах [10].

По данным Государственного доклада “О положении детей в РФ”, в 1996 году впервые с 1992 года не увеличивалось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 113243 (по сравнению с 113296 в 1995 году).

Наилучший выход — устраивать относящихся к этой категории детей в новые семьи [11, 44]. Распространенными формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются усыновление и опека (попечительство). Одной из новых форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью считается приемная семья. Однако пока этот институт устройства детей на воспитание в семью широко не распространен. Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации “Положение о приемной семье” во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 1996 году в 333 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей).

По данным комиссий по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 1996 году на учете состояло 184 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 348 тыс. детей. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса физического развития и социализации ребенка.

В 1996 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних социальную, юридическую, медицинскую помощь и реабилитацию получили более 100 тыс. детей (табл. 1).

Таблица 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в Российской Федерации* (на начало 1997 года)

Число детей,
тыс.