Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Телевидение – электронный наркотик


Владимир Кукк
Врач-психиатр, психолог, общественный деятель

[email protected]  [email protected]

К информационным зависимостям, как Вы уже знаете, относится зависимость к телевидению. Телемания – так называется эта зависимость. А само цифровое эфирное телевидение называют электронным наркотиком,по силе зависимости не уступающем даже героину.

Во второй раз после октября 1993 года в Москве прервалось вещание из Останкина. Тогда - в связи с попыткой путча, а в воскресенье 27 августа 2000 года, сгоревшая, как деревенский сарай, вторая по величине башня в мире оставила без телевидения почти 16 миллионов человек. Только после этого мы стали осознавать на сколько это грозный наркотик. Все тот же синдром лишения:эмоциональная неустойчивость, раздражительность, конфликтность, люди не знали куда себя деть, чем заняться. В те последние дни августа 2000 года и в первую неделю сентября синдром лишения электронного наркотика- телевидения, получил характер распространения подобный эпидемии. Это было близко к всеобщему помешательству.

Сейчас дело дошло до того, что телевизор у детей заменяет папу, маму и физические упражнения. Получены данные, которые подтвердили опасения родителей. Наши школьники проводят за экраном телевизора больше времени, чем в школе. Телевизор побеждает так же и физическую активность. Вместо того, чтобы играть в подвижные игры, школьники предпочитают телевизор и компьютерные игры. Телевизор "крадет" у физических упражнений самые ценные часы между окончанием школьных занятий и ужином. К этому можно добавить и низкий уровень физической активности у наших тинейджеров. Эти явления – прямое следствие детской телемании, а в совокупности с компьютерной техникой эти электронные наркотики вытесняют место для взаимоотношений со своими родителями.Гиподинамия. И это еще не все.

Дети и взрослые, проводящие перед экраном телевизора по несколько часов в день, рискуют...запустить процесс атрофии мышц спины. В результате людям, втянувшимся в телеманию трудно стоять или поддерживать определенную позу. При ежедневном лежании на диване перед телевизором мышцы спины все больше и больше «отключаются» и в конце концов перестают реагировать на нервные импульсы. У постоянно смотрящего телевизор телеманьяка мышцы спины постоянно расслаблены, а поэтому постепенно атрофируются.

“Самое тревожное во всем этом то, что основная суть телевидения — не видение, а сфабрикованный поток данных, которые можно так или иначе обрабатывать, чтобы защитить или навязать те или иные культурные ценности. Таким образом, мы столкнулись со способствующим пристрастию, всепроникаюшим средством, которое поставляет переживания, послания которых таковы, какие желают те, кто производит этот наркотик… В США гораздо больше телевизоров, чем домохозяев, телевизор в среднем работает 6 часов вдень, и средний человек смотрит его более пяти часов, то есть почти треть своего времени бодрствования. Прекрасно понимая все эти факты, мы, кажется, не в состоянии как-то реагировать на их значение. Серьезное изучение влияния телевидения на здоровье и культуру только начинается. Однако еще ни один наркотик в истории не изолировал так быстро и так совершенно своих потребителей от контакта с реальностью. И ни один наркотик в истории так не преуспел в перестройке по своему образу и подобию ценностей зараженной им культуры.” (1999.17.12, газета «PINNACLY TIMES” )

И это не все. Какие разрушительные последствия для психики несет телевидение – электронный наркотик, мы поговорим в следующий раз.

Алексей из города Королева прислал мнение Р. Рокса, добытое им из недр интерета: "Не смотря на то, что эта информация не относится непосредственно к транс культуре ( только косвенно и очень отдаленно ), я тем не менее решил разместить ее здесь. Эта культура, которая нас повседневно окружает, оказывает свое сокрушимое влияние на огромное количество людей... Например, очень неприятно видеть как многие делают из просмотра новостей ежедневный ритуал... ритуал вторжения негативной информации в свое сознание... Я задавал некоторым людям вопрос: «Зачем Вы смотрите новости?», на что обычно следовал ответ: «Ну мне нужно знать, что происходит в мире...» ... »А зачем знать, что происходит в мире?»... – «...Ну нужно же знать..., ... ну тебе не понять...» ...в общем, подобные разговоры ни к чему не проводили, и только еще больще убеждали меня в ядовитом воздействии телевидения на жизнь людей... Зачем знать о том, что происходит где-то далеко в китайской провинции Синь-Хуа-Юань, или личной жизни политика Джона Ларсена, если не знаешь даже, что происходит внутри тебя? Уже и не говоря о массах негативной информации, выливающихся на нас из всех СМИ – это вообще искажает реальность и представления о мире... В общем, это повод задуматься обо всем этом... и возможно стимул...».

"Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние. Тревоги и заботы с помощью поглощенности телепрограммой, куда-то вдруг исчезают, так же как и при выходе в “путешествие”, вызванное наркотиками или алкоголем. И точно так же, как алкоголики лишь смутно сознают свое пристрастие, чувствуя, будто контролируют свое состояние больше, чем на самом деле..., телезритель подобным же образом переоценивает свой контроль, свое владение ситуацией во время просмотра телепередачи. В конечном счете именно это вредное влияние телевидения на жизнь огромного числа людей определяет его как фактор серьезного пристрастия. Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она делает другие восприятия смутными и странно нереальными, принимая какую-то более “значительную реальность” за реальность. Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться". Marie Winn. The Plug-In Drug – Закрытый доклад ЦРУ (New York: Penguin. 1977).

Если свести во едино мнения экспертов по проблемам зависимостей,то множно придти к выводу, что телевидение «мягкое орудие зомбирования», так как язык телевидения – язык образов, а язык образов образов воспринимает только правое полушарие. Правое полушарие на 94%, как известно,занимается нашим подсознанием и подсознательными мотивами поведения. Таково суммированное воздествие телевизора на головной мозг...

Но об этом не пишут ни пресса, об этим не говориться в других средствах массовой информации. Об этом замалчивают. Молчание выгодно для правительств, для рекламщиков и для самого телевидения. «Манипулируй сознанием и властвуй!» - лозунг сегоднящнего дня.Увы!

То что телевидение – электронный наркотик, ни у кого не оставляет сомнений. У телевидения столько крючков зависимостей, сколько существует жанров. У каждого вида телеманьяков есть свои особенности. От любителей «телевизионной окрошки» заппингоманов, у которых особенная страсть все время переключать каналы – до всеядных телеманьяков, у которых днем и ночью постоянно включен телевизор. Примером узкой специализации могут служить фанаты ток-шоу или фанаты телевизионных игр и викторин и др.;

Глубже всех и надолко погружаются в теленаркоманию зависимые от телесериалов. Свою серую и монотонную жизнь они охотно разменивают на цветную, остросюжетную, напичканную интригами и бесконечную, но виртуально-телеэфирную жизнь «мыльных опер». Этот придуманный мир телегрез на столько затягивает, что по сути дела люди «начинают жить в телевизоре». У этих людей большие проблемы с умением фантазировать и этот недостаток они компенсируют за счет «паразитизма» фантазий создателей телесериалов.

Бесконечные «мыльные оперы» дают суррогатную пищу для того, чтобы заполнить внутренне бедную духовную жизнь. Придуманная жизнь, полная различными катастрофами, ограблениями, несчастьями, пожарами, наводнениями, землетрясениями, насилием, агрессией и убийствами и разными другими напастями заполняет этим мутным потоком так, что задуматься о том, а что же твориться с твоей собственной жизнью не представляется возможным.

Психологи предложили оценить свою вероятность оказаться в роли жертвы в течение ближайщей недели:

те, кто проводят перед телевизором четыре и более часов каждый день оценили эту возможность в 50%

те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день оценили эту возможность в 10%

На сколько реально можно быть жертвой нападения, Вы легко высчитаете, если разделите число жертв криминальной сводки недели, на количество жителей Вашего города.

Индустрия «мыльных опер» «помогает» людям со скудным воображением фантазировать о мыслимых и немыслымых бедствиях, несчастьях и особенно это удается с помощью телесериалов. Эти выводы подтверждают исследователи из лондонского Королевского колледжа, которым хватило терпения просмотреть и главное, проанализировать несколько популярных телесериалов с помощью стандартных эпидемиологических методов, чтобы сравнить: сколько несчастий происходит среди героев телеэкрана и среди людей в реальной жизни. Выводы были поразительны. Но об этом в следующем выпуске.

В исследованиях английских психологов из Королевского колледжа сравнительный анализ смертельных случаев, происходящих в реальной жизни и в жизни телесериалов показал, что смерть героя телесериала наступает в сто раз чаще, чем в реальной жизни в сравнении с уровнем смертности в результате онкологических заболеваний, саперных работ и в результате соревнований в гонках Формулы 1 вместе взятых. Кроме того, телебеременность всегда смертельна на сто процентов и для рожающей матери и для младенца.

В сравнительном анализе пяти сюжетных лет жизни героев телесериалов и такого же периода реальной жизни обнаружено, что в «жестоком» сериале выживают только 80% персонажей, в самом спокойном 90% персонажей, а реальной жизни выживают 97% людей и то, только среди тех, кто имеет возраст 45 лет и старше. Даже смертность среди онкологически больных, находящихся в терминальной стадии рака, выглядит значительно лучше по сравнению со смертностью героев телесериалов.

В эпидимиологии смертности есть единица: стандартизированный показатель смертности ( SMRs ). Этот показатель говорит о вероятности, с которой человек может умереть, если он занимается тем или иным видом деятельности. Средний показатель SMRs среди популяции людей равен 100%. Среди гонщиков Формулы 1 он равен 581, для водителей бензовозов он равен 235, а для «жестокого» английского телесериала SMRs равен 771%.

Многие ошибочно думают, что телесериалы довольно точно отражают действительность. На самом деле это не так. В «мыльных операх» персонажи гибнут значительно чаще от несчастных случаев, от СПИДа, рака груди или убийства по сравнению с лондонцами или жителями провинции какого-нибуть английского графства. Жизнь в телеэкране выглядит сущим кошмаром по сравнению с ровной и спокойной жизнью рядовых англичан. В телевизионной жизни сериалов искажено все: как люди болеют, как они умирают, как их лечат. Самыми «искаверканными» выглядет телеверсии беременности, родов и психических болезней.

Из 92-х героинь - у 4-х беременность закончилась родами со смертельным исходом, в котором погибали и мать и дитя. Для остроты сюжета, телесценаристы придумывали роды, которые начинались стремительно, в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время, со всевозможными осложнениями, где медицинская помощь просто недоступна. Одним словом, кинопроизводители сериалов стараются показать такие «страсти-мордасти», на которые только способны и все для того, чтобы скрученные нервы телеманьяков отдали последнюю каплю адреналина.

Как психиатр, проработавший более 25-ти лет в отделениях с самой тяжелой психиатрической патологией, я могу сказать, что телевидение и в первую очередь сериалы показывают пациентов, свободно разгуливающих по городу с такими расстройствами психики, что отец фильмов ужасов Альфред Хичкок, если бы он это увидел, то он трижды бы перевернулся в своем гробу, при этом еще и побледнев от зависти. Такое экранное воплощение душевных болезней формирует у телезрителей очень негативное отношение к самим пациентам, к их лечащим врачам и к психиатрическим лечебницам в целом.

В титрах телессериалов, как я ни старался, я ни разу не встретил ни одного упоминания об участии хотя бы одного психиатра-консультанта. Все «психиатрические» сюжеты построены на штампах, а там где идет «штамповка» достоверность «бреда», изобретенного сценаристом далека от действительности, как Кащенко от Севальда (Таллинская психиатрическая больница ). Эпилептический припадок у них похож на истерический, состояние онейроида изображается как каталепсия, а бред показан как бормотание пьяницы, находящегося в средней степени алкогольного опьянения.

Выводы, которые сами напрашиваются: в погоне за смотрибельностью и рейтингом, в борьбе за своего зрителя, чтобы притянуть к экранам как можно больше потенциальных жертв телемании, изготовители «мыльных опер» идут «во все тяжкие» и никого не волнует, что вся эта ядовитая смесь телеиндустрии отравит кому-то мозги, сделает его «зомбанутым» или посадит кого-то на крючок электронной зависимости.

В Великобритании это давно понимают, еще во времена Бенни Хилла английские врачи стали требовать сопровождать «мыльные оперы» обязательными сообщениями: «Минздрав предупреждает» на подобии тех сообщений на пачках сигарет. Другие доктора пошли еще дальше: «Не смотрите телесериалы, они опасны для Вашего здоровья!» Самое дорогое, что у нас есть – это наше время, время нашей жизни и расстрачивать его, сидя «завороженным» перед экраном, это самое безрассудное занятие.

“Телевидение по природе своей преимущественно наркотическое средство культуры порабощения. Контроль над содержанием, его униформизм и повторяемость неизбежно делают телевидение инструментом насилия, промывания мозгов и манипулирования личностью. Телевидение вызывает у зрителя состояние транса, что является необходимым предварительным условием промывания мозгов. Как и характер всех наркотических средств и технологий, характер телевидения изменить невозможно; телевидение можно перестроить или реформировать не более, чем технологию производства автоматического оружия”. ( Jerry Mander. Four Arguments for the Eliminatsion of Television. New York: Quill. 1978 )

Тест на обнаружение телевизионной зависимости: воздержитесь на 3-4 дня от просмотра телепередач.

1. если у Вас при этом появились слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, тревога, страхи и чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечаете снижение трудоспособности.

2. если Вы испытываете чувство неудовлетворённости и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение и при первой же возможности “доступа к телевизору” Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.

3. если Вы при этом теряете самообладание: отвечаете раздражением, гневом, злостью или выскажете своё недовольство по любому поводу.

4. если у Вас появляется чувство, что Вам чего-то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя “не в своей тарелке “, а также отмечаете снижение трудоспособности.

5. если у Вас возникает дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.

6. если Вы обнаруживаете у себя чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки …

7. если всё это исчезает, стоит Вам снова включить телевизор

8. если у Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости

9. если у Ваших детей появились проблемы и в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения и отсутствие интимной жизни и по утрам Вам стало трудно вставать.

10. если Ваши былые увлечения, хобби забыты и Вы не помните, когда в последний раз Вы читали серьезную книгу, были в театре или на концерте “в живую.

11. если Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах с знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему, увиденного по ящику.

12. если Вы каждый вечер проводите не менее 4-5 часов и если Вы не в состоянии провести этот тест, то...

Если вы обнаружили у себя хотя бы три критерия - проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость (уровень потребности, привычки).

Если вы обнаружили у себя половину этих признаков - необходима помощь профессионала (уровень начала и развития зависимости - I и II стадии), без психологической помощи не обойтись.

Если вы обнаружили у себя более пяти признаков – это уровень сформировавшейся зависимости, что соответствует II-III стадии - угроза здоровью, социальному положению, семейному укладу, это признак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или сочетание с другими формами зависимостей ).

Освобождение начинается с признания: я на “телевизионном крючке”, далее я предлагаю следующие шаги:

1. подумайте о разнообразии своего досуга, вспомните свои потребности и интересы, если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то действительно нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.

2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Запомните: верхом на телевизоре от них не убежишь. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничение его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а наоборот: приобретаете! Даёт ли мне телевидение то, что я не получаю в своей жизни от своей работы, от своей семьи? И может ли телевидение что-либо дать в замен Ваших настоящих человеческих потребностей

3. Вместо электронного наркотика, который только мог “заглушать” стрессы, неудовлетворенности и напряжения, выработайте другие здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.

4. Остальные шаги Вам поможет выработать профессионал- психолог, он же поможет разобраться во всем том, что “прикрывала” телевизионная зависимость.

Хочу напомнить притчу “Мудрый Али” из книги “Торговец и попугай” Носсрата Пезешкиана: Из далека к мудрому Али пришла женщина с сыном, жаловалась, что сын с утра до вечера ест только финики. Мудрый Али обещал помочь и попросил придти завтра, он должен хорошо подумать чтобы помочь мальчику. Женщине пришлось возвращаться домой, на следующий день она с сыном снова пришла к мудрому Али, преодолев долгий путь. Мудрый Али взял мальчика к себе на колени, погладил ладошкой по голове и ласково и проникновенно сказал: “Мальчик, посмотри… в мире кроме фиников есть много интересных и удивительных вещей…” Женщина возмущенно спросила: “Почему ты вчера этого не сказал?” Мудрый Али ответил: “Вчера я сам ел финики и не мог так сказать твоему сыну так, как сказал сегодня” ( свободный пересказ ).