Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Аффективные и поведенческие расстройства в детской психиатрической практике


Наталья Полищук
г. Киев

15 апреля 2003 года в рамках международной школы-семинара «Актуальные проблемы профилактики, коррекции и лечения депрессий в психиатрической, наркологической и общесоматической практике», организованной Украинским НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, состоялось заседание круглого стола, посвященное использованию соли вальпроевой кислоты и карбамазепина в психиатрической, наркологической и общесоматической практике. В его работе приняли участие ведущие психиатры, наркологи и неврологи Украины.

С докладом «Аффективные и поведенческие расстройства в детской психиатрической практике» выступила научный сотрудник отдела медико-социальной реабилитации детей и подростков с психическими и поведенческими расстройствами Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Яна Борисовна Бикшаева.

Психические и поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте возникают в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. При этом в 80-90% случаев нейрофизиологическое исследование выявляет ирритативно-пароксизмальную или эпилептиформную активность головного мозга.

В 1978-1980 годах Берингер и Фостер предложили теорию амигдалоидного киндлинга. Согласно этой теории у лиц с резидуально-органической патологией при длительном воздействии неспецифических социально-стрессовых, экзогенно-органических астенизирующих факторов происходит избыточная стимуляция лимбической системы с истощением энергетического потенциала ГАМК-эргических нейронов и формированием либо ирритативно-пароксизмального, либо эпилептиформного очага.

Это можно корригировать, назначая тимоизолептические и противоэпилептические препараты при следующих состояниях.

  1. Органическое расстройство личности:
    • лабильный;
    • расторможенный;
    • агрессивный тип.
  2. Органическое аффективное расстройство:
    • маниакальное;
    • депрессивное;
    • дистимическое.
  3. Органическое тревожное расстройство.
  4. Тревожно-фобическое расстройство:
    • агорафобия;
    • паническое расстройство;
    • генерализованное тревожное расстройство.
  5. Симптоматические расстройства у лиц с признаками органического дизонтогенеза:
    • энурез;
    • энкопрез;
    • стереотипные расстройства движений;
    • заикание;
    • транзиторное тикозное расстройство.
  6. Пароксизмальные патологические влечения с эпилептиформной активностью:
    • алкоголизм;
    • пиромания;
    • дромомания;
    • клептомания.
  7. Биполярное аффективное расстройство.
  8. Рекуррентное депрессивное расстройство.
  9. Циклотимия.

Антиконвульсанты обладают не только тимоизолептическим действием, но и антиноцицептивным. Карбамазепин показан при хроническом соматоформном болевом расстройстве (психогенная боль в спине, психогенная головная боль и другие) и невралгиях (невралгия тройничного нерва, идиопатическая языкоглоточная невралгия, болевой синдром при диабетической нейропатии, пароксизмальная парестезия и приступы боли).

По механизму действия все известные противосудорожные препараты могут быть отнесены к четырем основным группам:

  • действующие преимущественно посредством ингибирования высвобождения возбуждающих медиаторов путем блокады натриевых каналов (фенитоин, карбамазепин, ламотриджин);
  • действующие преимущественно посредством усиления ГАМК-эргической передачи (бензодиазепины, барбитураты, вигабатрин, габапентин, тиагабин);
  • стабилизирующие таламические нейроны посредством ингибирования кальциевых каналов Т-типа (этосуксимид);
  • оказывающие действие посредством сочетания упомянутых механизмов (вальпроевая кислота, фелбамат, топиромат, зонизамид).

Фармакологические свойства различных антиконвульсантов обусловлены степенью их биодоступности, связывания с белками плазмы (клинический эффект оказывает свободная фракция препарата, проникающая через гематоэнцефалический барьер), характером взаимодействия с ферментными системами печени, периодом полувыведения. Связывание Финлепсина с белками плазмы крови осуществляется на 75%, активная фракция препарата составляет 25%. Интенсивно связываются с белками вальпроаты (90%) и при уровне концентрации в плазме крови ниже 45-50 мкг/мл не позволяют обеспечить эффект насыщения активной фракции в месте действия. Пик концентрации в сыворотке крови при пероральном приеме Финлепсина достигается через 4-10 часов, Конвульсофина — через 1-4 часа, что позволяет применять препарат для купирования острого маниакального состояния. Терапевтический интервал тимоизолептического действия для Финлепсина составляет 400-600 мг, для Конвульсофина — 600-1000 мг.

Побочные эффекты противосудорожных препаратов можно разделить на две группы: идиосинкразические (дозонезависимые) и относительно предсказуемые (дозозависимые), возникающие при введении чрезмерно высоких доз препарата или применении его в течение чрезмерно продолжительного времени.

К основным идиосинкразическим реакциям на противоэпилептические препараты относятся: апластическая анемия, синдром Стивенса-Джонсона, аллергический дерматит, сывороточная болезнь, волчаночноподобный синдром, печеночная недостаточность, панкреатит, агранулоцитоз.

Дозозависимые побочные эффекты противосудорожных препаратов также имеют большое клиническое значение. Многие противоэпилептические препараты даже в терапевтических концентрациях могут вызывать угнетение функций центральной нервной системы.

Когнитивная дисфункция нередко наблюдается у детей, получающих фенобарбитал. Фенитоин и карбамазепин могут вызывать нарушения функции ствола и мозжечка, сопровождающиеся атаксией, дизартрией, нистагмом, иногда диплопией. Тремор может быть дозозависимым стигматизирующим последствием применения вальпроатов. Парадоксальное психомоторное возбуждение возможно у детей, принимающих бензодиазепины или барбитураты.

Риск развития побочных эффектов, связанных с лекарственным взаимодействием противосудорожных препаратов, прежде всего определяется их влиянием на ферментные системы печени.

Индукторами ферментов являются карбамазепин, фенитоин, примидон, фенобарбитал. Вальпроаты являются мощными ингибиторами ферментов (цитохрома Р450 2 D6). В последние несколько лет описаны взаимодействия, связанные с селективным ингибированием метаболизма карбамазепина в его активный эпоксидный метаболит. Это взаимодействие может иметь существенное клиническое значение, поскольку имеется немало свидетельств тому, что эпоксид может влиять не только на эффективность карбамазепина, но и на его токсические эффекты. Плазменная концентрация метаболита карбамазепина под воздействием вальпроата может возрастать четырехкратно и, соответственно, увеличивается связанная с ним токсичность. Эти взаимодействия могут оказаться нераспознанными, поскольку мониторинг эпоксида обычно не проводится. С точки зрения безопасности применения комбинированная терапия карбамазепином и вальпроатом нежелательна.

Сочетание вальпроата с антипсихотическими препаратами в комплексной терапии больных с биполярным расстройством может повышать концентрацию в крови активных фракций и, следовательно, клиническую эффективность антипсихотиков — клозапина, рисперидона.

Источник: http://rusmg.ru