Будникова Л.А., медицинский психолог
Бюро медико-социальной экспертизы №9, г. Самара.
В Самарской области уже несколько лет в работе медико-социальных
экспертных комиссий (МСЭК) принимают участие психологи. Как правило, они
занимаются психологической диагностикой [2] и обследуют больных при запросе со
стороны врачей-экспертов. Данные психодиагностики используются как
дополнительный критерий в спорных случаях, при необходимости усилить группу
инвалидности, при признании больного не инвалидом, при понижении группы
инвалидности (при переводе с 1-й на 2-ю и со 2-й на 3-ю), при определении
трудовых рекомендаций и т.п. Ежедневно через МСЭК проходит до 30 больных,
примерно половина из которых (трудоспособного возраста) через год должна явиться
на переосвидетельствование, где вновь может возникнуть необходимость
психологического обследования. При этом далеко не во всех бюро есть возможность
назначить больного для психологического обследования на определенный день и час,
решив тем самым проблему перегруженности психолога в одни дни и не занятости в
другие. Также следует учитывать, что в условиях МСЭ достаточно большой процент
освидетельствуемых в той или иной мере переживает одну или несколько
психотравмирующих ситуаций, связанных с заболеванием. В условиях
специализированного онкологического бюро наиболее часто встречающиеся
психотравмирующие ситуации можно условно разделить на три группы:
Связанные с фактом постановки пугающего онкологического диагноза и
предполагаемым прогнозом самого заболевания.
Связанные с тяжелым, длительным, зачастую весьма травматичным лечением
[10, 82].
Связанные с вынужденным выходом на пенсию по инвалидности и потерей работы
[9], [11]. При этом речь часто идет даже не о высокооплачиваемой престижной
должности, а о наличии работы как таковой .
Следует также упомянуть и о том, что развитию онкологического заболевания
часто способствуют психотравмирующие события, которые переживаются как утрата
значимого объекта [7, 38-40], [8], [4]. Этот факт и недостаточность мер
реабилитации могут способствовать возникновению своеобразного порочного круга,
что приведет либо к рецидиву заболевания либо к неэффективности реабилитационных
мероприятий и закреплении за больным статуса инвалида.
Таким образом, медицинский психолог, работающий в системе МСЭ, нуждается в
инструменте, который позволил бы провести психодиагностику у большого числа
освидетельствуемых за достаточно кроткое время. Для этих целей мною стала
использоваться психодиагностическая анкета-опросник. Она состоит из трех
разделов: 1. «Паспортная» часть – Ф.И.О., дата обследования, № мед. акта
освидетельствования и № анкеты.
2. Жалобы – список из 30 возможных нарушений[7, 113], [10, 23, 48], влияющих
на умственную работоспособность (жалобы общего характера: головные боли,
головокружения, общая слабость, быстрая утомляемость и чувствительность к
перемене погоды, а также нарушения сна: трудности засыпания, инверсия сна,
раннее пробуждение, беспричинные пробуждения среди ночи, отсутствие чувства
бодрости после сна, малая продолжительность сна, поверхностный сон, частые
кошмарные сновидения) или напрямую характеризующих ее (нарушения познавательной
деятельности: рассеянность, трудность сосредоточения, забывчивость, трудности
ориентации в малознакомом месте; нарушения в социальной сфере: сужение круга
общения, отсутствие ощущения поддержки и понимания со стороны близких людей,
нежелательность выхода на пенсию; изменения характера: раздражительность,
плаксивость, излишняя впечатлительность, утрата чувства удовольствия от жизни,
быстрая утомляемость от общения, постоянная тревога, наличие страхов,
обидчивость, вспыльчивость, постоянное чувство вины).
Кроме своего основного назначения, этот раздел служит для установления более
тесного контакта, т.к. говорит на понятном для больного языке. Также он полезен,
если возникает необходимость более детального исследования. Опираясь на
предъявляемые жалобы, можно выбрать именно те методики, которые им соответствуют
(например, исследование вербальной памяти при жалобе на забывчивость на слова).
3. Собственно психодиагностический раздел, в который вошли 2 теста: «Уровень
невротизации» [12] и «Шкала одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона [3].
Критериями для отбора тестов послужили следующие:
- Анкета должна быть не очень велика по объему, т.к. на освидетельствование
приезжают ослабленные, больные люди, часто проживающие в дальних районах
города и области и тратящие на дорогу несколько часов.
- Небольшой объем не должен сказываться на качестве получаемой информации.
- Задания должны быть достаточно просты для понимания (по той же причине,
что и в п.1). Т.е. не желательно включать, например, тесты на интеллект.
- Удобный и наглядный бланк анкеты, где нужно лишь подчеркнуть или обвести
выбранный ответ (поставить «+» и т.п.), и почти ничего не нужно вписывать,
т.к. в условиях работы МСЭК нет возможности обеспечить каждого обследуемого
полноценным рабочим местом для заполнения анкеты.
- Во избежание утомления, по возможности, включить задания, несколько
отличающиеся по форме. Это отчасти позволит также избежать установок,
негативно влияющих на достоверность тестов [5].
- Возможность построения психологического прогноза на основе выбранных
методик.
- Легкость возникновения неврозов при соматических заболеваниях и
стабилизация невротической симптоматики на фоне хронических болезней послужили
основанием для выбора теста, который и определял бы вероятность развития
невроза («Уровень невротизации»)[1], [6, 12].
- У онкологических больных, особенно в катамнестический период, часто
наблюдаются явления «аутизации». Поэтому в анкету был включен тест «Шкала
одиночества»[6, 14-15].
Критерии 1-6 являются общими, а критерии 7 и 8 основаны на особенностях
онкологических больных и специфике работы спецонкобюро.
Положительными сторонами такой экспресс-диагностики являются:
- Массовость, возможность охватить одновременно большое число
освидетельствуемых.
- Получения стандартизированных данных, удобных для обработки, анализа и
сравнения (оценки динамики состояния при переосвидетельствовании).
- Сама ситуация анкетирования является источником дополнительной информации
(выявляются тревожные, агрессивные испытуемые и т.п.). Поэтому нецелесообразно
поручать проведение этой процедуры медсестре или регистратору.
- При необходимости можно дополнить анкету другими методиками и
собеседованием.
Массовость, т.е. отсутствие индивидуального подхода, также можно отнести к
отрицательным моментам (трудно подходить индивидуально к каждому испытуемому,
если одновременно обследуется 10 и более человек), но этот момент отчасти
нивелируется тем, что у испытуемых во время исследования всегда есть возможность
обратиться непосредственно к психологу и уточнить непонятные или спорные
вопросы. Отрицательной стороной является ограниченность анкеты (невозможность
затронуть все интересующие характеристики), что можно компенсировать при
необходимости дальнейшим исследованием. Ещё один недостаток – возможность
получения недостоверных результатов. Но эти результаты также можно использовать
и интерпретировать при наличии дополнительных сведений (наблюдение, беседа и
т.п.), а также в динамике. Из отрицательных моментов анкетирования можно
отметить и необходимость дополнительных материально-технических затрат на бумагу
и тиражирование бланков опросника.
В целом данная анкета - опросник является удобным и простым
инструментом психологической экспресс -диагностики в условиях МСЭ.
Список литературы
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. –(Руководство
для врачей). – М.: Медицина, 1993. – С. 47, 228.
Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина//
Вопросы психологии, 1994. №2, С. 127.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб,
2000 г.
Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992. – Т.1, С. 284-287.
Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в
психометрическое проектирование. – Киев: Пан Лтд, 1994. – С. 102-111.
О медико-психологической работе в онкологических учреждениях: Методические
рекомендации. – Л., 1987.
Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии. –
Самара: Издательство СамГПУ, 1999.
Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. – СПб.: Питер, 2001. – С.
73-78.
Тибилова А.У. Восстановительная терапия психически больных позднего
возраста. – Л.: Медицина, 1991. – С. 31-34.
Тювина Н.А. Психические нарушения у женщин в период климактерия. – М.:
КРОН-ПРЕСС, 1996.
Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М.:
Медицина, 1996. – С. 51-54.
Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации:
Пособие для врачей и психологов. -– СПб.: 1999.
|